Конспект Урок чтения. Д.Мамин-Сибиряк Медведко


Урок чтения. Д.Мамин-Сибиряк "Медведко"
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Отгадайте загадку.
Ходит летом без дорогиМежду сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос.
Все (медведь).
(Одновременно на доске картина медведя.)
Что знаете о медведе?
Ученик
(этимологическая справка)
Медведь - крупное, хищное животное с большим ,грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.
- Где он живёт?
- Чем питается?
- Почему его считают лакомкой?
- Почему медведь так называется?
3. Инсценирование.
- Эй, медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос стрекотуха?
- Почему тебя медведем зовут?
- Хе-хе! Бестолковая птица. Медведь - значит мёд ведающий.
Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. (Н.Сладков.)
- Какой оттенок имеет слово медведь?
(Большой, сильный)
4. Сообщение темы и цели урока.
На доске Д. Мамин - Сибиряк “Медведко”.
Рассмотрите рисунок к рассказу и, используя заголовок, выскажите
свои предположения. (Антиципация.)
-Кто герой рассказа?
- Как называет его автор?
- Какой оттенок у этого слова?
(Маленький, беззащитный, слабый)
Прочитайте слова, записанные на доске. Предположите, как будет развиваться сюжет.
На доске.
медвежонок
подарили
забавный, милый, подвижный
ночь
забрался, загремел, укусил
избавились
5. Работа с текстом.
Достижения понимания на уровне прочитанного.
(Словарная работа по ходу чтения.)
Перед чтением:
- Как медвежонок появился у писателя в доме?
1-я часть: самостоятельное чтение.
Ответ на вопрос после чтения.
6. Выборочное чтение (1 часть)
- Как выглядел медвежонок?
- Какие слова из его описания помогли понять отношение автора к малышу?
- С чем сравнивает Мамин-Сибиряк маленького медвежонка?
- Как вёл себя на новом месте Медведко?
- Как относились к нему гимназисты?
- Почему автор решил оставить медвежонка у себя?
Сделайте вывод, какой характер был у писателя?
7. Чтение 2-й части. Упражнение “Спринт”.
(За 1-у минуту найти ответ на вопрос)
Перед чтением:
- Изменится ли отношение автора к медвежонку?
- Кто готов ответить на вопрос?
8. Подготовка и выразительное чтение 2-й главы.
- Вспомним, о чём говорит каждый из знаков

- Перечитайте главу, постарайтесь передать интонацией, голосом, чувства, которые переживал автор ночью и необычную подвижность и энергичность зверька.
9. Выразительное чтение ( 3 человека).Оценивают дети. Поработаем ещё с этой частью и найдём слова, с помощью которых автор передаёт непоседливость зверька.
- Как писатель по-разному называет Медведко в этой главе?
(Выбрать слова или словосочетания).
- Какой частью речи являются эти слова? (глаголы)
- Как думаете, будет ли автор сожалеть, что взял медвежонка?
- Узнаем об этом из 3-й части.
11. Чтение 3-й части “цепочкой”
а) - Перед чтением вопрос повторить. – Будет ли автор сожалеть, что взял медвежонка?
- Ответ на вопрос после чтения 3 части.
б) - Что успел натворить медвежонок за ночь?
12. Чтение 4-й части.
- Прочитайте самостоятельно 4-ю часть и ответьте, как поступит автор с медвежонком?
13. Работа со всем текстом.
- Подходит ли заголовок к рассказу ? Как можно озаглавить по другому?
- Выбрать слова и словосочетания, показывающие, как по-разному автор называет медвежонка.
Медвежонок
Зверь забавный
Славный
Крошечный
Живая рукавица
Медведко
Милый зверёк
Как маленький ребёнок
Маленький увалень
Упрямый зверь
Маленький гость
Зверина
Беспокойный гость
Виновник скандала
Разбойник
Поганый зверь
Милый зверь
- Каким представляете медвежонка? (Описать 3-4человека)
Вывод: Хотя это и маленький медвежонок, но это детёныш дикого зверя. В домашних условиях жить не может.
- Найти в 4-й части слова, из которых видно, что автор разочарован.
Подготовиться и прочитать их с нужной интонацией. (3 человека.)
- Кто из читающих наиболее удачно выразил чувства автора?
- Подтвердилось наше предположение, что медвежонок не будет жить у людей?
- Почему Медведко не прижился в доме?
- Как сложится дальнейшая жизнь медведя?
Будет ли ему легко?