Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК.03.01 Ремонт технологического оборудования для специальности 18.01.28 Оператор нефтепереработки
ОТДЕЛЕНИЕ «Экологии и транспорта»
ПЦК «Специальность 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов и профессии 240101.03 Оператор нефтепереработки»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________________________Бозрова И.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
МДК 03.01. Ремонт технологического оборудования
ПМ. 03. Проведение ремонта технологических установок
для специальности 18.01.28 «Оператор нефтепереработки»
Разработчик: преподаватель спецдисциплин ___________И. Л. Липская
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании ПЦК «Специальность 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов и профессии 240101.03 Оператор нефтепереработки»
протокол № 1 от «28»августа 2014 г.
Председатель ПЦК ______________ И. Л. Липская
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании методического совета
протокол № 1 от «28»августа 2014 г.
Зам. директора по качеству образовательного процесса:
___________ Н.Г.Ронжина
Содержание
1. Общие положения 3
2. Формы самостоятельной работы 3
3. Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины 10
Общие положения
Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической, периодической, научно-технической литературой и нормативной документацией, необходимыми для углубленного изучения МДК 03.01. Ремонт технологического оборудования, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации.
Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:
овладение знаниями;
наработка профессиональных навыков;
приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;
развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности студентов.
Самостоятельная работа студентов по МДК 03.01. Ремонт технологического оборудования обеспечивает:
закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических занятий;
формирование навыков работы с периодической, научно-экономической литературой и нормативной документаций;
формирование навыков анализа работы структурного подразделения;
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.
Данное пособие «Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ.03 МДК 03.01» предлагается в помощь студентам для выполнения заданий самостоятельных работ предусмотренных рабочей программой ПМ 03 МДК 03.01. Методическое пособие поможет и позволит студентам:
- получить полный перечень заданий всех самостоятельных работ МДК 03.01;
- ознакомиться с методикой и ходом выполнения самостоятельных работ;
- ознакомиться с перечнем тем индивидуальных заданий и докладов;
- выбрать одну из тем индивидуальных заданий и докладов для исследования;
- структурировать самостоятельную работу;
-подобрать источники для конспектирования теоретических вопросов, составления схем, таблиц, рисунков и др.
Формы самостоятельной работы
С учетом применения модульной технологии обучения и метода целесообразно подобранных задач при изучении МДК 03.01. Ремонт технологического оборудования были выбраны следующие виды самостоятельных работ:
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем);
подготовка к практическому занятию с использованием методических пособий;
самостоятельные работы по образцу, которые выполняются на основе известного алгоритма (образца). Такие самостоятельные работы заданы в форме практических заданий к изучаемому модулю или работы по изучению указанных в плане освоения модуля теоретических вопросов, необходимых для выполнения заданий по темам МДК;
вариативные самостоятельные работы, которые содержат познавательные задачи, требующие от студента анализа незнакомой ему проблемной ситуации и получения необходимой новой информации, подготовки устного сообщения для выступления на занятии, анализ проблемных ситуаций, высказывание идей при участии в «мозговом штурме», видеоанализе, выполнение чертежей и схем; выполнение расчетных работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка докладов; экспериментально-конструкторская работа и др. ;
творческая самостоятельная работа, которая предполагает непосредственное участие студента в производстве новых для него знаний: выполнение индивидуальных заданий по МДК, подготовка презентаций к темам МДК, подготовка и участие в тренингах ;
подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, профессиональному диктанту, зачету, экзамену).
выполнение заданий в пакетах прикладных программ – выполнение тестов;
подготовка к участию в деловых играх;
самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, упражнения по производственным ситуациям, задачи, тесты).
Структура и критерии самостоятельной работы
Вид самостоятельной работы по дисциплине
Структура самостоятельной работы
Критерии оценки
1. Индивидуальное задание
1. Самостоятельное изучение материала по научно-теоретической и научно-технической литературе.
2.Ознакомление с нормативными документами.
3. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
4.Поиск необходимой информации через Интернет.
5. Выполнение расчетов по индивидуальному заданию.
6. Подготовка устного сообщения (тезисов) и презентации для выступления на дифференцированном зачете.
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента преподносить теоретический материал, изложенный в задании;
- обоснованность и четкость изложения материала при ответе и в презентации;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
2.Написание докладов
1. Выполнение творческого задания; 2. Поиск необходимой информации через Интернет.
3. Изучение литературы и подбор материала для доклада, написание тезисов доклада
4. Написание доклада.
5. Подготовка к защите (представлению) на занятии:
- подготовка устного сообщения; - составление презентации.
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента преподносить теоретический материал, изложенный в докладе;
- обоснованность и четкость изложения материала при ответе и в презентации;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
3.Работа с учебниками и другой литературой:
1. Самостоятельное изучение материала по научно-теоретической и научно-технической литературе.
2. Ознакомление с нормативными документами.
3. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
4. Поиск необходимой информации через Интернет.
5. Конспектирование источников.
6. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, зачету, экзамену).
- уровень освоения студентом учебного материала;
-умение студента преподносить теоретический материал;
-оформление материала в соответствии с требованиями.
4. Проведение деловых игр, тренингов, «мозговых штурмов», конкурсов
1. Самостоятельное изучение материала по научно-теоретической и научно-технической литературе.
2. Ознакомление с нормативными документами.
3. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
4. Поиск необходимой информации через Интернет.
5. Подготовка к представлению:
- подготовка устного сообщения; - составление презентации.
6. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
- уровень освоения студентом подготовленного материала, его сочетание с изучаемой дисциплиной,
- актуальность;
- умение студента преподносить подготовленный материал;
- обоснованность и четкость изложения материала подкрепленного презентацией;
- оформление материала в соответствии с требованиями конкурса, деловой игры, тренинга.
Критерии оценки всей самостоятельной работы по МДК 03.01.
Самостоятельная работа, подготовленная студентами по ПМ 03. МДК 03.01., сдается ведущему преподавателю в соответствии с временным графиком отраженном в КТП по данному МДК 03.01.
По итогам каждой работы выставляется оценка:
«отлично» - выставляется студенту, если он дал полный ответ на все вопросы заданий самостоятельной работы, аккуратно и грамотно оформил материал, изучил данный материал и свободно владеет этим материалом.
«хорошо» - выставляется студенту, если он полностью ответил на все вопросы заданий самостоятельной работы, но в ходе ответа были допущены неточности, которые не носят принципиальный характер, аккуратно и грамотно оформил материал, изучил данный материал и свободно владеет этим материалом.
«удовлетворительно» - выставляется студенту, если он дал ответы на все вопросы заданий самостоятельной работы, допустив при этом существенные ошибки, дал полный ответ на один из вопросов задания и не полностью ответил на остальные.
«неудовлетворительно» - выставляется студенту, если он не смог дать ответ ни на один вопрос, представил совершенно не тот материал, который был задан или совсем не выполнил работу.
В целях повышения оценки преподаватель может задать дополнительные вопросы, которые носят уточняющий характер.
Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к комбинированным и практическим занятиям МДК 03.01
Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к комбинированным и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы МДК 03.01. Ремонт технологического оборудования.
На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы по темам МДК 03.01. Ремонт технологического оборудования, соответствующие рабочей программе:
Тема 1. Процессы и аппараты
Тема 1.1. Общие сведения
Самостоятельная работа № 1 (пункты по КТП МДК 03.01.)
Самостоятельная работа № 1.
1.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
1.2. Изучение дополнительной литературы.
1.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
1.4. Заполнение таблицы:
1. Конструкционные материалы и их свойства
1.5. Составление кроссворда, используя термины МДК.
Тема 1.2. Гидромеханические процессы и аппараты
Самостоятельная работа № 2 (пункты по КТП МДК 03.01.)
2.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
2.2. Изучение дополнительной литературы.
2.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
2.4.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
2.5. Заполнение таблицы:
1. Виды соединений труб.
2. Жидкие и газовые неоднородные системы.
2.6. Составление презентации:
1. Физические свойства жидкостей.
Тема 1.3. Теплообменные процессы и аппараты
Самостоятельная работа № 3 (пункты по КТП МДК 03.01.)
3.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
3.2. Изучение дополнительной литературы.
3.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
3.4.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
3.5. Заполнение таблицы:
1. Виды теплоносителей.
3.6. Составление презентации:
1. Способы передачи тепла.
Тема 1.4. Массообменные процессы и аппараты
Самостоятельная работа № 4 (пункты по КТП МДК 03.01.)
4.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
4.2. Изучение дополнительной литературы.
4.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
4.4.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
4.5. Составление кроссворда, используя термины МДК.
4.6. Составление презентации:
1. Экстракция и её применение.
Тема 2. Ремонт технологического оборудования
Тема 2.1. Структура ремонтно-механической службы предприятия
Самостоятельная работа № 5 (пункты по КТП МДК 03.01.)
5.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
5.2. Изучение дополнительной литературы.
Тема 2.2. Подготовка оборудования к ремонтным работам
Самостоятельная работа № 6 (пункты по КТП МДК 03.01.)
6.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
6.2. Изучение дополнительной литературы.
6.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
6.4.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
6.5. Заполнение таблицы:
1. Виды ремонтов.
Тема 2.3. Ремонт теплообменных аппаратов
Самостоятельная работа № 7 (пункты по КТП МДК 03.01.)
7.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
7.2. Изучение дополнительной литературы.
7.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
7.4.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
7.4. Составление презентации:
1. Ремонт теплообменных аппаратов.
Тема 2.4. Ремонт колонных аппаратов.
Самостоятельная работа № 8 (пункты по КТП МДК 03.01.)
8.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
8.2. Изучение дополнительной литературы.
8.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
8.4.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
8.5. Заполнение таблицы:
1. Основные ремонтные операции при ремонте колонных аппаратов.
Тема 2.5. Ремонт ёмкостных аппаратов.
Самостоятельная работа № 9 (пункты по КТП МДК 03.01.)
9.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
9.2. Изучение дополнительной литературы.
9.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
9.4. Составление презентации:
1. Техника безопасности при ремонте ёмкостных аппаратов.
Тема 2.6. Приём оборудования в эксплуатацию.
Самостоятельная работа № 10 (пункты по КТП МДК 03.01.)
10.1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
10.2. Изучение дополнительной литературы.
10.3. Поиск информации с использованием интернет-ресурсов.
10.4.Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, подготовка к защите.
10.5. Подготовка к обобщающему уроку.
10.6. Подготовка к экзамену.
10.7. Составление презентации:
1. Приём оборудования в эксплуатацию после ремонтных работ.
Индивидуальное задание
Индивидуальное задание является необходимым этапом в изучении МДК 03.01., предшествующим сдаче выпускных квалификационных экзаменов.
Индивидуальная работа дает студенту возможность углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки, приобщиться к широкому кругу проблем, выходящих за рамки учебной программы, приобрести навыки творческого поиска и обработки информации. Она учит студента кратко и систематизировано излагать материал, а также работать с нормативными актами, статистическими материалами, литературой по теме, справочным и библиографическим аппаратом.
Цель индивидуального задания:
- закрепить, систематизировать и углубить теоретические знания студентов по МДК 03.01. Ремонт технологического оборудования;
научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач;
привить студентам навыки выявления актуальных проблем, самостоятельного проведения научных исследований современных финансово-экономических процессов и обоснования принятых решений.
Тему индивидуального задания студент получает на первых занятиях начала изучения МДК 03.01 Ремонт технологического оборудования. Весь семестр, студент работает над сбором теоретического материала по конкретной теме, исследует историю развития данной темы, практику, примеры и др.. Выйдя на производственную практику по ПМ 03, студент продолжает сбор материала по данной теме, анализируя деятельность организации и его структурные подразделения, увязывает теоретическую часть с практической на примере организации, где проходит практику. Для защиты (представления) индивидуального задания необходимо составить краткие тезисы и презентацию. Правила оформления презентации приведены в приложении 2.
Индивидуальное задание оформляется в отдельной папке и сдается вместе с документацией по практике во время дифференцированного зачета по производственной практике.
Правила оформления индивидуального задания приведены в приложении 1.
Темы индивидуальных заданий по ПМ -03 .
Тема индивидуального задания
1.Техническое обслуживание оборудования
2.Ремонт технологического оборудования
3.Система планово-предупредительного ремонта на предприятии
4.Проведение слесарных работ при ремонте технологического оборудования
5.Выявление дефектов при эксплуатации технологического оборудования
6.Устранение дефектов при эксплуатации технологического оборудования
7.Техническое обслуживание и ремонт оборудования
8.Техническое обслуживание и ремонт трубопроводов
9.Техническое обслуживание и ремонт арматуры и коммуникаций
10.Подготовка к работе основного оборудования
11.Подготовка к работе трубопроводов, коммуникаций
12.Безопасность труда при проведении ремонтных работ
13. Испытание оборудования на герметичность
14.Правила монтажа технологического оборудования
15.Правила демонтажа технологического оборудования
16.Слесарные инструменты при проведении ремонтных работ
17.Виды насосов, применяемые в нефтепереработке
18.Компрессорное оборудование
19.Массообменные процессы в нефтепереработке
20.Тепловые процессы в нефтепереработке
21.Теплообменники с компенсирующими устройствами
22.Простые ректификационные колонны
23.Сложные ректификационные колонны
24.Способы подвода тепла в ректификационную колонну
25.Виды орошения в ректификационных колоннах
26.Основные конструкционные материалы
27.Коррозия и защита от коррозии
28.Способы разделения газовых неоднородных смесей
29.Способы разделения жидких неоднородных смесей
30.Абсорбционные процессы в нефтепереработке
31.Адсорбционные процессы в нефтепереработке
32.Ремонтно-механическая служба предприятия
33.Подготовка оборудования к ремонтным работам
34.Ремонт теплообменных аппаратов
35.Ремонт колонных аппаратов
36.Ремонт ёмкостных аппаратов
37.Приём оборудования в эксплуатацию
38.Дефекты оборудования при эксплуатации
39.способы передачи тепла в нефтепереработке
40.Экономия теплоносителей в процессах нефтепереработки
Подготовка докладов и презентаций по темам ПМ 03. МДК 03.01:
Тему доклада студент выбирает самостоятельно из предложенного перечня тем составленного преподавателем. Темы докладов подготавливаются студентом к определенному занятию, к определенной дате, которая стоит в перечне тем докладов. Для представления доклада необходимо подготовить тезисы и презентацию.
Правила оформления доклада приведены в приложении 1.
Правила оформления презентаций приведены в приложении 2.
Учебно-методическое и информационное обеспечение ПМ. 03 МДК 03.01.
Комплект учебно-методической документации:
- интерактивные программы обучения;
- мультимедийные презентации по темам МДК;
- обучающие программы;
система программированного контроля знаний;
видеофильмы по темам МДК;
методические указания по выполнению практических работ (в электронном виде и пратикума);
методические указания по выполнению самостоятельных работ.
3.1. Основная литература
№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания
1
Процессы и аппараты химической промышленности.
В.М.Лекае, А.В.Лекае
Издательство “Высшая школа”, 1977.
2
Процессы и аппараты.
Д.А.Баранов, А.М.Кутепов
Издательство “Академия”, 2004.
3
Охрана труда в нефтехимической промышленности.
Л. Б. Воронкова, Е. Н. Тароева
Издательский центр “Академия” , 2011.
4
Ремонт и монтаж химического оборудования.
Ермаков В.И., Шеин В.С.
Издательство “Химия”, 1981.
5
Ремонт и монтаж оборудования химических и нефтеперерабатывающих заводов.
С. А. Фарамазов
Издательство “Химия”, 1980.
6
Техника безопасности при очистке и ремонте аппаратуры нефтеперерабатывающих установок.
Пранулис М.Ф., Фридман Е.Е., Савченко К.К.
Издательство ”Химия”, 1971.
7
Оборудование нефтеперерабатывающих заводов и его эксплуатация.
С.А.Фарамазов
Издательство “Химия“, 1984.
8
Ремонт аппаратурного оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.
Смурыгин Г.С.
Издательство “Химия”, 1988.
3.2. Дополнительная литература
№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания
1
Охрана труда на нефтеперерабатывающих заводах.
В. А. Линецкий, В. А. Гончарюк.
Издательство “Химия”, 1979.
2
Процессы и аппараты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
А.И.Скобло, И.А.Трегубова, Ю.К.Молоканов
Издательство “Химия”, 1982.
3
Ремонт и монтаж химического оборудования.
В.И.Ермаков, В.С.Шеин
Издательство “Химия”, 1981.
4
Метрология, стандартизация и сертификация.
В.М.Клевлеев, Ю.П.Попов, И.А.Кузнецова
Издательство “ФОРУМ – ИНФРА – М”, 2003.
5
Переработка нефти.
В.П.Суханов
Издательство “Высшая школа”, 1979.
6
Оборудование нефтеперерабатывающих заводов и его эксплуатация.
К.Я.Иванец, А.Н.Лейбо.
Издательство “Химия”, 1966.
7
Ремонтные работы на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях
Черняк Я.С., Дуров В.С.
Издательство “Химия”, 1975.
8
Технологическое оборудование химических и нефтеперерабатывающих заводов.
Ю.И.Макаров, А.Э.Генкин.
Издательство “Машиностроение”, 1976.
3.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Электронные информационные, практические и контрольные модули.
2.
www.ecology.my1.ru.
3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Правила оформления индивидуального задания и доклада
По объему индивидуальное задание или доклад должны быть не менее 15 -20 страниц печатного текста (основной шрифт 14 Times New Roman; интервал – 1,5; параметры страницы: 20 мм – левое, 20 мм – правое, 20 мм – верхнее, 20 мм – нижнее поле; нумерация страниц – в правом нижнем углу).
Объем введения – 10%, заключение – 5-10% от объема всей работы. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста снизу пробелом в три интервала, печатаются строчными буквами.
Индивидуальное задание или доклад предъявляется в двух экземплярах: один на бумажном, другой на электронном носителе.
Текст должен излагаться четким языком, без применения сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии или соответствующими стандартами.
Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблица может иметь тематический заголовок, который выполняется строчными буквами (кроме первой прописной) и помещается над таблицей посередине.
Все таблицы, если их несколько, нумеруются в пределах каждого раздела. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы разделённых точкой. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы без знака «№». Слово «Таблица» при наличии тематического заголовка пишут над заголовком.
Заголовки граф указываются в единственном числе. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных. Если подзаголовки имеют самостоятельное значение, их начинают с прописной буквы.
Таблица должна иметь тематический заголовок, который помещается над таблицей посередине. Все таблицы, если их несколько, нумеруются сквозной нумерацией.
Обязательным условием является наличие в тексте ссылок на использованные экономические, статистические источники и научную литературу.
При ссылках в тексте на источники и литературу следует в квадратных скобках приводить порядковый номер по списку литературы с указанием использованных страниц. Например: [7, с. 10-12].
Все иллюстрации в задании или докладе называются рисунками. Каждый рисунок сопровождается подрисуночной подписью. Рисунки нумеруют последовательно в пределах раздела (главы) арабскими цифрами. Например: «Рис. 1.2». Данные, приведенные на рисунках, следует кратко проанализировать.
Приложения оформляются как продолжение текста работы после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение».
Титульный лист является первой страницей индивидуального задания или доклада и заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист должен отражать: Департамент образования; Название ССУЗ; тему работы; наименование МДК и специальность, по которой выполнена работа; Ф.И.О. руководителя и Ф.И.О. студента.
После титульного листа помещается содержание. В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты. Заголовки структурных частей работы печатаются прописными буквами. Заголовки разделов – строчными буквами, кроме первой, с абзаца. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Заголовок главы параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам. Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.
В индивидуальном задании или докладе указывается литература, которая оформляется в соответствии с принятыми правилами. Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии). При оформлении указывается фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц.
В приложениях помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Приложение 2
Общие правила дизайна
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль обойдет любые правила и законы.
Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.
Правила шрифтового оформления:
Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы.
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции.
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
Дизайн должен быть простым, а текст коротким.
Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Текстовая информация
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Единое стилевое оформление
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока не более 1/2 размера слайда;
желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки слева направо;
наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Структура презентации
1слайд – титульный лист, где необходимо отразить: Департамент образования; Название ССУЗ; тему работы; наименование МДК и специальность, по которой выполнена работа; Ф.И.О. руководителя и Ф.И.О. студента;
2слайд – содержание презентации;
3слайд - Цель работы;
4слайд – Задачи работы;
5слайд – актуальность темы работы;
6 - 14слайды – материал 1-го теоретического раздела работы;
15 -23слайды – материалы 2-го практического раздела работы;
24слайд – выводы, предложения
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
13PAGE 15
13PAGE 141415
gbou spoРисунок 7gbou spoЗаголовок 1eђЗаголовок 2eђЗаголовок 315