КТП 5 класс «Изобразительное искусство и художественный труд»
Уро
ка.
Тема урока.
Тип урока. Методы обучения.
Цели урока:
обучающая, воспитательная, развивающая.
Оборудование.
Практическая работа на уроке.
Домашнее задание.
Эколого - валеологический компонент.
Древние корни народного искусства.
1
Введение.
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы
Диалог, просмотр академических работ и работ художников.
Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей.
Воспитывать любовь к народному искусству, к различным видам народного творчества. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Рассказать учащимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.
Художественные материалы. Таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов. Предметы ДПИ, широко используемые в быту, посуда, деревянные ложки, подносы, украшения, игрушки, игрушки-свистульки). Подборка иллюстраций с изображением орнамента на предметах быта.
Придумать свою чашу и самостоятельно сочинить ещё 2 – 3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.
Принести принадлежности: бумага, карандаши, резинку.
Аккуратность и рациональность в работе, чередование позы с учётом видов деятельности.
2
Декор русской избы
Беседа, просмотр репродукции художников графиков. Практическая работа.
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре. Развивать творческую и познавательную активность. Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне). Развивать умение работать в коллективе.
Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема. Шаблоны-развертки для выполнения модели избушки (раздаточный материал). Художественный материал для выполнения эскиза, изготовления и росписи модели избушки. Схема-таблица с изображением русской избы.
Работа над выполнением модели своей избушки. При работе используются шаблоны. А декоративное решение выбирается самостоятельно.
Познакомиться с терминами ИЗО. Бумага, карандаши.
Эмоциональные разгрузки с помощью физкультминуток.
3 –4.
Внутренний мир русской избы.
Беседа, просмотр и обсуждение картин великих мастеров. Практическая работа.
Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой. Развивать творческую и познавательную активность. Формировать практические навыки работы с пластилином умение работать в малом коллективе (группе). Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта. Воспитать любовь к Родине и народной культуре.
Примеры интерьеров крестьянского жилища. Иллюстрации к русским сказкам, былинам, загадкам. Схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».
Создание макета внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда
Бумага, цветные карандаши, фломастеры или акварельные краски.
Физкультминутка с чередованием поз с учётом деятельности.
5 - 6
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Диалог. Просмотр методических пособии. Практическая часть.
Дать учащимся первоначальные сведенья о прялке, полотенце и декоративно-тематической композиции в её украшении. Воспитать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении
Методическое пособие. Словарь русских народных слов. Предметы народного быта.
Работа над изготовлением своей избушки. При работе используются шаблоны, а вот декоративное решение ими выбирается самостоятельно.
Бумага, карандаши, ножницы, клей.
Разнообразие и дозировка домашнего задания.
7
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Просмотр и обсуждение репродукции художников работающих в разном жанре живописи. Практическая работа.
Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Предметы быта русской народной вышивки. Бумага, карандаши, резинка.
Работа над рисунком орнамента русской избы.
Принадлежности. Бумага, карандаш, цветные карандаши.
Проветривание аудитории во время перемен между уроками.
8
Народный праздничный костюм
Просмотр русского народного костюма. Практическая работа.
Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием « ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Бумага, карандаши, акварель, методическое пособие.
Выполнить эскиз русского народного костюма. Работу можно сделать в нескольких вариантах. Лица людей изображать не обязательно.
Принести акварельные краски, альбом и карандаши.
Соблюдение режима освещения.
Правильное положение спины.
9 - 10
Народные праздничные обряды (обобщение темы).
Диалог. Просмотр методических пособии.
Развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фальклору.
Комплект художественных материалов. Репродукции картин Б. М. Кустодиева «Балаганы», «Масленица», «Ярмарка» и др.
Рисунок русского народного праздничного костюма.
Принадлежности. Посещение музея русского народного творчества и прикладного искусства.
Эмоциональные разгрузки на уроках.
Связь времен в народном искусстве.
11– 12
Древние образы в современных народных игрушках.
Диалог, просмотр фото и репродукции из книг. Практическая работа.
Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Презентация «Народные промыслы» Схема с порядком изображения и изготовления игрушек. Глиняные и пластиковые модели игрушек. Художественные материалы.
Изготовление и роспись игрушек из картона по шаблону акварельными красками.
Подготовка к уроку Гжель. Бумага, клей, карандаши, акварель.
Физкультминутка, проветривание помещения, контроль освещения.
13 – 14.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Просмотр предметов быта данного направления. Диалог и практическая работа.
Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)
Гжельская керамик и иллюстрации с её1 изображением. Презентация с изображением гжельской керамики и гжельских узоров.
Выполнение расписной гжельской керамики в альбомах, на основе шаблона рисунка чайника, посуды и подноса разной формы.
Принести Альбом, карандаши, акварель, кусочек картона, ножницы.
Правильное положение спины, периодичность практической деятельности с умственной. Контроль освещения.
15 – 16.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Просмотр фото репродукции, беседа и практическая часть.
Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведений промысла. Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре. Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус. Формировать навыки работы в области художественной Городецкой росписи.
Слайды и репродукции с изображением произведений Городецкого промысла. Художественные материалы и раздаточный материал шаблонов разделочной доски. Таблица слайдов с порядком росписи элементов Городецкой декоративной композиции. Слайды с изображением Городецкого декоративного промысла. Варианты росписи Городецких разделочных досок.
Выполнение в альбомах элементов росписи такие как бубенчик, купавку, розан, птицу, коня. Выполнение росписи разделочной доски.
Принести художественные материалы. Картон покрашенный чёрной краской.
Эмоциональные разгрузки, физкультминутка.
17 – 18.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Просмотр предметов быта данного направления, беседа и практическая часть.
Познакомить учащихся с историей художественного промысла производства подносов Жостово. Рассказать о разнообразии форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям.
Жостовские подносы, иллюстрации с их изображением. Презентация с изображением фрагментов жостовской росписи.
Выполнение росписи подноса на вырезанном в форме подноса (на выбор разные шаблоны форм подносов) чёрном картоне.
Принести принадлежности, посмотреть книги, про народные промыслы.
Дозировка домашнего задания, соблюдение режима проветривания, освещения.
19 - 20.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Диалог, просмотр репродукции художников, фото, практическая работа.
Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Активизация творческого потенциала учеников.
Презентация с изображением и комментарием народных художественных промыслов современной жизни.
Выполнение на выбор учащегося одного из видов пройденных на уроке народных промыслов.
Принести принадлежности. Подготовка к уроку люди и его украшения.
Чередование позы с учётом видов деятельности.
Декор – человек, общество, время.
21 – 22.
Зачем людям украшения?
Беседа, просмотр слайдов, практическая работа.
Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта. Сформировать представление о символики украшений и одежды этого периода. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Развить ассоциативно – образное мышление, творческую фантазию.
Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов. Художественные материалы. Раздаточный материал: кукла – шаблон.
Выполнить рисунки в цвете, украшении людей с древности до наших дней.
Принести акварель, карандаши, альбом, ластик.
Проверка правильного положения спины учащихся, контроль освещения.
23 – 24.
Декор и положение человека в обществе.
Просмотр слайдов, репродукции из книг, беседа, практическая работа.
Познакомить учащихся с декоративным искусством Западной Европы эпохи Средневековья. Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре. Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Иллюстративный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья. Шаблоны одеж средневекового человека.
Выполнение эскизов одежды в цвете разных слоев общества средневековья.
Бумага, карандаши, акварель, ластик.
Соблюдение режима проветривания, освещения, эмоциональных разгрузок учащихся.
25 - 26.
Одежда говорит о человеке.
Беседа, просмотр слайдов, обсуждение одежды одноклассников, практическая работа.
Познакомить учащихся с декоративным искусством Западной Европы Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре. Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Иллюстративный материал с изображением костюмов Раздаточный материал: куклы-шаблоны.
Выполнить рисунок одежды человека разного характера и разных слоёв общества.
Принести принадлежности.
Чередование позы с учётом видов деятельности.
27 – 28.
О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Просмотр фото и репродукции из книг, просмотр слайдов, беседа и практическая работа.
Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг). Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба. Текст гимна России. Художественные материалы.
Выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи. Придумать и выполнить знаки для наших школьных кабинетов (ИЗО, трудовое обучение, столовая, спортзал, бассейн)
Принести альбом, карандаши, акварель, ластик, цветные карандаши.
Дозировка домашнего задания, соблюдение режима проветривания, освещения
29 -30.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Беседа и обсуждение репродукции и фото. Практическая работа.
Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение. Формирование познавательного интереса детей к народному искусству. Воспитать нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.
Художественные материалы. Наглядное пособие (Репродукции, фотографии, распечатки).
Выполнить на выбор учащихся один из видов декоративного искусства из жизни человека.
Бумага, карандаши, акварель, ластик.
Соблюдение режима проветривания, освещения, эмоциональных разгрузок учащихся.
Декоративное искусство в современном мире.
31 – 32.
Современное выставочное искусство.
Просмотр презентации, седа, практическая работа.
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы
Разнообразные художественные материалы.
Попытка устроить выставку из работ учащихся. Оформление работ и компоновка на большом планшете.
Бумага, цветные карандаши, фломастеры или акварельные краски.
Аккуратность и рациональность в работе, чередование позы с учётом видов деятельности.
33 – 34.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.
Беседа, просмотр презентации, практическая часть.
Истоки и специфика образного языка декоративно-прикладного искусства. Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой)
Художественные материалы (цветная бумага, карандаши, ластик, краски, клей, ножницы)
Выполнение учащимся одного из видов декоративной работы в материале.
Принадлежности.
Проветривание аудитории во время перемен между уроками.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
15