План открытого урока по информатике. Тема урока «Условный оператор в Pascal»

План открытого урока по информатике.


Тема урока: Условный оператор в Pascal

Цели урока:
1. Образовательная: сформировать знания о полной и краткой формах условного оператора в языке программирования Pascal.
2. Развивающая :а) развить познавательный интерес к самостоятельному изучению языка программирования Pascal;
б) навыки работы в составлении программ с использованием условного оператора.
3. Воспитательная: воспитать в учащихся чувство ответственности, инициативность.
Тип урока: комбинированный.

Оснащенность урока: ПО- язык программирования Pascal.

Место проведения: кабинет №13

Класс:8-Б
Ход урока
I Организационный момент:
Приветствие учащихся;
Текущий инструктаж по технике безопасности.

II Активизация имеющихся знаний учащихся:


а )методом фронтального опроса:

1. На какие основные части разделяется программа, пишущаяся на языке программирования Pascal? (на три основные части: заголовок программы, раздел объявления величин, тело программы);

2. Каким служебным словом обозначается название программы? (Program);

3. Какие существуют правила записи названия программы? (название программы записывается при помощи букв английского алфавита, допустимо использование арабских цифр, но заголовок не должен начинаться с цифры, длина названия программы должна быть не более 256 символов и не должна содержать пробелов);

4. Какой оператор предваряет раздел объявления переменных? (оператор Var);

5. Как выглядит запись объявления раздела переменных ?
(Var < имена переменных>: < тип величины>;) ;

6. Каким служебным словом записывается начало тела программы? (Begin);

7. Каковы синтаксические правила, которые соблюдаются при составлении программ на языке программирования Pascal? (каждая строка в программе заканчивается знаком «;», а конец программы оператором End c « . »);

б) методом решения задач:


Задание №1

Найти ошибки в программах:

а) Написать программу на Pascal, вычисляющую площадь круга.


Program Z1;
Var R,S: integer;
Begin;
Read (R);
S=3,14*SQR(R);
Write (S);
End

б) Написать программу, вычисляющую значение функции у=у1-у2, если у1= 2.5х, а у2=5+х;

Program Z2;
Var x,y,y1,y2: Real;
Begin;
Write (x);
y:= y1- у2;
y1:=2.5*x;
у2=5+х;
Read (y);
End.


Задание №2

Написать программу
a) вычисляющую сумму квадратов двух чисел а и b.

Program Z3;
Var a,b,s: Real;
Begin;
Read (a,b);
s:=SQR (a)+ SQR (b);
Write (s);
End.


б) найти скорость равномерного прямолинейного движения тела (значения S и t вводятся с клавиатуры)
Program Z4;
Var t,s: Real;
Begin;
Read (t,s);
v:=s/t;
Write (s);
End.


III Формирование новых знаний.
Мы закончили с вами раздел изучения программирования на языке Pascal линейных алгоритмов и теперь переходим к изучению раздела «Алгоритмы ветвления».
Для решения такого типа задач необходимо узнать как выглядит блок оператора условия в графическом способе представления алгоритмов :


нет да







Внесите этот блок в таблицу блоков, составленную нами ранее.

Оператор команды ветвления может быть двух форм: краткой и полной.

Краткая форма записи оператора ветвления используется в задачах с двумя вариантами действий в зависимости от условия, и выглядит следующим образом:
IF <условие> THEN <действие>;
Рассмотрим пример:

Найти значение функции у=5/х.

Составим блок-схему задачи: 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Напишем программу по созданному нами алгоритму:




Program Z5;
Var x,y: Real;
Begin;
Read (x);
If x=0 then Write (нет решения’);
If x<>0 then y:=s/t;
Write (y);
End.
Полная форма записи оператора ветвления используется в задачах с двумя и более вариантами действий в зависимости от условия, и выглядит следующим образом:

IF <условие> THEN <действие 1> ELSE <действие 2>;

Рассмотрим пример:

Составить блок- схему задачи по следующим условием: определить кислотность среды при погружении в нее лакмусовой бумажки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







Таким образом мы разобрали основные принципы использования операторов условия, их типы, а также некоторые особенности их использования в задачах на разветвляющиеся алгоритмы.

Переходим к закреплению полученных знаний.





VI Закрепление полученных знаний методом решения задач.

Задание №1

Составить блок- схему и написать программу вычисления функции у=5х, если х>0 , и у=х-2,5, если х <=0
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








Краткая форма оператора условия

Program Z6;
Var x,y: Real;
Begin;
Read (x);
If x<=0 then у:=х-2.5;
If x=0 then у:=5*х;
Write (y);
End.
Полная форма оператора условия

Program Z6;
Var x,y: Real;
Begin;
Read (x);
If x<=0 then у:=х-2.5 ELSE у:=5*х;
Write (y);
End.



Задание №2

Составить блок- схему и написать программу вычисления функции у=5/(х-2);

Решение: рассмотрим данную функцию. При некоторых значениях х ее решение не возможно, так как знаменатель обращается в 0. Выясняем, что это происходит при х=2, это мы должны учесть.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Краткая форма оператора условия

Program Z7;
Var x,y: Real;
Begin;
Read (x);
If x =2 then Write (нет решения’);
If x<>0 then у:=5/(х-2);
Write (y);
End.
Полная форма оператора условия

Program Z7;
Var x,y: Real;
Begin;
Read (x);
If x=2 then Write (нет решения’) ELSE у:=5/(х-2);
Write (y);
End.



VI Подведение итогов урока, выставление оценок
На этом уроке мы узнали основные принципы использования операторов условия, их формы, а также некоторые особенности их использования в задачах на разветвляющиеся алгоритмы. Мы сформировали основы навыков решения задач на алгоритмы ветвления при программировании на языке Pascal.

VII Домашнее задание.
1. Выучить краткую и полную формы записи операторов условия, запомнив при этом когда и при каких условиях они применяются при программировании.
2. Составить блок-схему и написать программу, вычисляющую значение функции
а= 7b2/(4,5+b)



Задание №1

Найти ошибки в программах:

а) Написать программу на Pascal, вычисляющую площадь круга.


Program Z1;
Var R,S: integer;
Begin;
Read (R);
S=3,14*SQR(R);
Write (S);
End

б) Написать программу, вычисляющую значение функции у=у1-у2, если у1= 2.5х, а у2=5+х;

Program Z2;
Var x,y,y1,y2: Real;
Begin;
Write (x);
y:= y1- у2;
y1:=2.5*x;
у2=5+х;
Read (y);
End.


условие

действие 1

действие 2

начало

х

у

«нет решения»

у=5/х.

х=0

конец

начало

цвет бумажки

среда нейтральная

среда кислая

красный

желтый

среда щелочная

конец

начало

х

у

у=5х


у=х-2,5


х<=0

конец

у=5/(х-2)


начало

х


Х=2

конец

нет решения

нет решения