Духовно-нравственное воспитание как основа успешной социализации обучающихся с ОВЗ


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Пучежская коррекционная школа - интернат»
155360, г.Пучеж Ивановской области, ул. Ленина , д. ЗЗ тел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92
e-mail: internatpuch@yandex.ru
«Духовно – нравственное воспитание как основа успешной социализации обучающихся с ОВЗ»
Программа работы творческих объединений по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Проект:
«Чтобы не уснула наша память»
Автор проекта:
Руководитель клуба «Краевед»
О.Г. Мартиросян2016 г.

«Только тот, кто любит, ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».     С. Михалков
Образовательная область - «Познание», «Коммуникация, «Социализация», «Ознакомление с художественной литературой», «Развитие речи» », «Художественное творчество»
Методическая тема проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей с ОВЗ»

Девиз проекта:
«Всем защитникам России
Воздаем хвалу и честь
Защитников Отечества любит весь народ!
Защитникам Отечества – слава и почет!»
Тип проекта: образовательно-игровой, практико - информационный, ориентированный, познавательно- творческий
Вид проекта: внутренний, групповой, межпредметный, краткосрочный
Срок реализации проекта: с 1 сентября по 30 мая
По количеству участников: коллективный.
Предмет проекта: Совместная деятельность педагога с детьми
Тематическое поле: ОО «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой», ОО «Коммуникация, ОО«Социализация» ОО «Познание», ОО»Художественное творчество»
Участники проекта: воспитанники, педагоги ОГКОУ «Пучежская школа-интернат»
Цель:  расширить и уточнить знания детей о защитниках Отечества, об участниках ВОВ, о героях земляках, вызвать интерес к истории своей страны,  своего города, формировать у детей патриотические чувства
Задачи
Воспитательные: Воспитывать гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому, любовь и уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
сохранять историческую преемственность поколений через организацию Памяти и осуществлять уход за захоронениями и памятниками воинам-землякам;
увековечить память земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, через высадку Аллеи Славы;
развивать национальную культуру, воспитывать бережное отношение кисторическому и культурному наследию России через создание музейного исторического комплекса территории;
подготовить и провести праздник, посвященный 71-летию Победы вВеликой Отечественной войне, «Этих дней не смолкнет слава!»
Образовательные: Познакомить с защитниками Отечества разных времена, зарождая в детях чувство гордости и любви. Закрепить знания о всех родах войск и представление об особенностях воинской службы. Дать знания о символике России. Рассказать детям о героях своего родного города, о памятниках Славы и скорби.
Развивающие:
Уточнить и активизировать словарь по теме « Защитники Отечества»;
Совершенствовать грамматический строй речи, развитие речевой активности.
Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
Развивать зрительное и слуховое внимание; развивать координацию речи с движением.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
Проблема: формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ОВЗ
Актуальность:
В комплексных программах воспитания и обучения детей с ОВЗ определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, мы ведем целенаправленную работу по ознакомлению обучающихся с понятием «Родина”, «Защитники Отечества”. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое  время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей с ОВЗ очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна,  требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Понимая актуальность данного вопроса, разработан патриотический проект  «Чтобы не уснула наша память»
Гипотеза:
Процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:
в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей с ОВЗ;
поддерживать тесное сотрудничество с семьей, центром дополнительного образования, музеем, ЦДТ, библиотекой в работе по воспитанию у них любви к родному городу, краю, стране.
Новизна проекта в том,  что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Основные виды детской деятельности - познавательная и совместная со взрослыми.
Форма работы с детьми: Групповая
Методы работы: наглядные, словесные, практические, исследовательские
Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ
Программа направлена на социализацию личности детей с ОВЗ, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.
Основные направления работы по проекту:
1.Профилактическое
2.Социальное
3.Образовательное
4.Воспитательное
5.Развивающее
6. Трудовое
Признание ценностей и реализация задач проекта обеспечивается соблюдением ряда
психолого-педагогических принципов:
принцип природосообразностипринцип культуросообразности
принцип свободы и самостоятельности
принцип творческо-гуманной направленности
принцип наглядности
принцип личностно-ориентированного общения
принцип тематического планирования материала
регионализация нравственно-патриотического воспитания
принцип интеграции педагогической работы 
принцип ориентации на зону ближайшего развития.
принцип целостности педагогического процесса
принцип воспитывающего обучения
Реализация цели и задач проекта строится на основе признанных
ценностей образования детей с ОВЗ:
Научность
Гуманистичность Деятельностность Достоверность
ПрогностичностьИнтеграция
Целостность
Системность
Конструктивизм
Этапы реализации программы:
Организационно – подготовительный:
Изучение методической и художественной литературы по данной теме, подготовка демонстрационного материала;
Сбор информации, подготовка и оформлении документации;
соглашения о сотрудничестве между организациями - членами клубов;
Создание рабочей группы по реализации проекта. Комплексное исследование проблемы рабочей группой и детализация этапов разработки и реализации проекта. Разработка и согласование концепции проекта, его структуры и этапов реализации.
Решение технических и организационных вопросов и задач.
Проведение поискового исследования по выявлению проблемной ситуации в заявленной сфере.
Оценка и создание информационных карт ресурсов, прогнозирование ситуации, составление программы и плана мероприятий.
Утверждение модели взаимодействия и распределение полномочий и функций между представителями всех целевых групп.
Определение ответственных за взаимодействие.
Разработка совместного плана действий рабочей группы.
Внедренческий (Основной) этап: Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, реализация проекта;
Заключительный этап: Анализ работы по данному разделу, проведение вечера-встречи «Чтобы не уснула наша память» Заключительный этап: Анализ работы по данному разделу Корректировка и утверждение перспективного планирования Банк конспектов и пособий по данной теме оценка эффективности проекта
Для реализации Программы развития образовательного учреждения
привлечены следующие социальные партнеры: Пучежский краеведческий музей, Пучежская районная детская библеотека, КЮМ «Гардемарин», Районная ветеранская организация, МВД МО ГИБДД «Пучежский», Центр Детского творчества, газета «Пучежские вести», газета «Школьные вести», Пучежский РДК.
Участие детей в поисково-собирательной работе, Вахте Памяти, создании Аллеи Славы, музейных экспозиций, уходе за захоронениями участников Великой Отечественной войны, проведении экскурсий, конференций способствует формированию важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Система духовно-нравственных ценностей закладывается с детства, в связи с этим одной из важных перед образовательным учреждением встает задача формирования свободной, творческой, инициативной личности, с четко выраженной гражданской позицией, обладающей ценностными основами духовно-нравственного развития, способной участвовать в создании нового демократического общества. Данный проект призван через историко-культурное просвещение, содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и
национальных традиций, тем самым формируя гражданскую позицию, и играет ключевую роль в духовно-нравственной консолидации местного
сообщества. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми и изобразительными объектами наследия в среде их бытования, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего села, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Важной составляющей проекта является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика. Реализация проекта «Чтобы не уснула наша память» предоставит
возможность школьникам не просто учиться и воспитываться, а жить
полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они смогут
удовлетворить свои природные потребности, подготовить себя к взрослой, самостоятельной жизни в качестве нравственных, законопослушных членов общества, патриотов своей Родины, нашедших свое место в жизни, приносящих своей деятельностью пользу всему обществу.
Организация Вахты Памяти воинам-землякам
Возложение венков и цветов к памятникам и могилам Героев Советского Союза
Создание Аллеи Славы
Создание книги - памяти «Дети войны»
Круглый стол «Война в судьбе моей семьи»
Встреча поколений «Жизнь, война… и дети»
Уроки мужества с участием ветеранов ВОВ и тружеников тыла
8. Общешкольный праздник «Этих дней не смолкнет слава!»
9.Классные часы: «Как это было!»
« Только он не вернулся из боя» 
«Мы память вечную храним!» 
.  "Мы победили!" "Мир памяти, мир сердца, мир души!" 10. Кампании с привлечением средств массовой информации
(Пресс-центр «Пучежские вести», «Школьные вести»).
11. Научно-практическая конференция «Педагоги Пучежского района – участники ВОВ»
 12.  Час – хроника «Связь времён и поколений»
13. Мини - сочинение: «Я увидела чудо…»
14. Акция «Наследники Победы»
15. "И вновь весна на белом свете" Всемирный День здоровья16. Акция "Помним! Гордимся!"
17. Оказание помощи ветеранам
18. Выход в Пучежский ДПИ, центр временного пребывания с концертом
«Вам ветераны»
19. Уход за могилой педагога-ветерана, участника боевых действий Овцыной Ф.Н.
20. Уход и благоустройство Братской могилы и Обелиска Славы г. Пучеж
21. Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах посвященных 71ой годовщине Победы в ВОВ
22. Акция «Письмо ветерану»
23. Митинг « Слушайте, это  мы говорим мёртвые».
Результаты:
• расширение объединения за счет привлечения заинтересованныхгосударственных и общественных организаций;
• изменение социальной ситуации в районе (повышение гражданскойактивности и патриотизма населения);
• изменение сознания обучающихся (приобщение к историческому прошлому России, воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности);
• создание Аллеи Славы;
• создание книги - памяти.
Показатели эффективности деятельности по проекту
Показатели (индикаторы), которые будут использованы для оценки
эффективности проекта в целом и его результатов
К качественным показателям относятся:
• рост самосознания обучающихся и взрослого населения территории,
появление интереса к историческому прошлому страны;
• активность общественности в сохранении исторической
преемственности поколений
К количественным показателям относятся:
• повышение гражданской активности населения;
• разработка и внедрение технологий по организации работы снаселением;
• увеличение количества обучающихся, занятых в различных
общественных организациях и объединениях;
• участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
• публикация печатных изданий по итогам проведения исследований,
мероприятий
8. Методы оценки успешности/эффективности
Оценка количественных показателей будет проводиться по итогам
анализа статистической информации, полученной в ходе опроса.
Оценка качественных показателей будет проводиться с помощью
контент-анализа проблемных публикаций в СМИ, документов,
интервьюирования, опроса - анкетирования участников мероприятия, оценки собственных результатов участниками проекта и самооцениванияпроведенных мероприятий организациями объединения.
10. Дальнейшее развитие проекта.
При условии достижения поставленных задач и получения
положительных результатов предполагается дальнейшее развитие проекта на территории, кроме того, возможно распространение полученного в ходе реализации проекта опыта и в другие территории Ивановской области, их включение в сетевое сообщество.
В ходе реализации проекта возможно включение в сетевое
взаимодействие других образовательных учреждений, учреждений культуры, дополнительного образования района и области с целью создания условий для организации досуга подростков, направленного на формирование активной гражданской позиции и патриотизма.
Заключение (Вывод)
В ходе реализации проекта подтвердилось, что этот вопрос нравственно-патриотического воспитания заслуживает всестороннего изучения и применения при обучении и воспитании детей с ОВЗ.
После проведенной работы у детей возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Хочется отметить, что в работе по нравственно-патриотическому воспитанию следует учитывать недостаточную сформированность у детей с ОВЗ понимания социальных явлений, «чувство истории», выбирать более доходчивые формулировки объяснений, применять целый комплекс методов и приемов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. Такая организационная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с родителями, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и нравственно - патриотических чувств.
Результат проекта:
Проект актуален и очень эффективен так как:
• Знакомит детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, с устным народным творчеством;
• Закрепляет умение детей отвечать на вопросы и отгадывать загадки-описания;
• Закрепляет знания детей о воинских специальностях, о защитниках Отечества, о ветеранах боевых действий, памятниках и обелисках, о малой Родине, о геральдике
• Развивает у детей коммуникативные навыки;
• Развивает у детей творческую активность, артистическую способность;
Формирует эмоциональный фон детей.
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:
Технологическая: умение планировать этапы своей деятельности, доводить начатое дело до конца, устанавливать причинно-следственные связи.
Информационная: умение ориентироваться в информационных источниках, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы по данной теме.
Социально-коммуникативная: умение получать необходимую информацию в общении., принимать участие в коллективных делах, уважительно относиться к окружающим людям (ветеранам боевых действий и ВОВ, защитникам Отечества), взаимодействовать по системе ребёнок – взрослый.