Методическая разработка открытого воспитательного часа на тему «Формирование гражданско-патриотической компетенции личности студента»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
Комиссия общеобразовательной подготовки
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого
воспитательного часа
на тему «Формирование гражданско-патриотической
компетенции личности студента»
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии профессиональной учетно-экономической подготовки и рекомендовано к утверждению
Протокол № __ от «__» __. 2017 г.
Председатель комиссии _________________А.В. Павлось
Подготовил преподаватель
Е.В. Леонова
г.Горловка, 2017
Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему «Формирование гражданско-патриотической компетенции личности студента». Подготовил преподаватель высшей категории Е.В. Леонова - Горловка: ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», 2017. - 15 с.
В методической разработке раскрывается методика проведения внеурочное мероприятие военно-патриотической направленности на тему «Формирование гражданско-патриотической компетенции личности студента».
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения внеурочных мероприятий с использованием информационно-коммуникативных и игровых технологий.
Для преподавателей.
Одобрено к использованию на заседании цикловой комиссии общеобразовательной подготовки и рекомендовано к утверждению
Протокол № __ от «__» __.2017 г.
Председатель комиссии __________________ А.В. Павлось
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение
4
Методические рекомендации по проведению мероприятия
6
План занятия
5
Сценарий мероприятия
8
Список использованной литературы
11
Приложение А «Критерии оценивания»
12
Приложение Б «Флаги стран»
13
Приложение В «Лист итогового оценивания»
14
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последнего времени наше общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные ценности сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, ставшие государственной идеологией. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране утвердились принципы мировоззренческого разнообразие. Свобода способствовала открытости общества и в то же время, поставило общество в трудное положение поиска общенациональной идеи, системы взглядов и ценностей, способных эффективно стимулировать культурное развитие
Однако, назрела необходимость еще раз остановиться и пересмотреть, как с помощью средств, методов и приемов привить современному студенту чувство патриотизма, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).
Сегодня, когда многие воспитательные ориентиры изменились, трансформировались, а некоторые изжили себя, педагоги-практики на ощупь применяют и используют те или иные педагогические приемы и формы, которые, по их мнению, способствуют формированию и развитию патриотических чувств, ответственности за свои слова, гордости за Отечество.
Военно-патриотическое воспитание - несколько забытое, в последнее время, понятие. В нашей истории о патриотизме вспоминали чаще тогда, когда нужно было поднять народ на защиту страны или подготовить юношей к службе в армии. Сегодня много пишут и говорят о патриотизме. Но это чувство подвергается испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается прошлое, тревожит настоящее и пугает неопределенное будущее. Молодежь с легкостью дает категорические оценки. Исходя из этого, военно-патриотическое воспитание в сочетании с воспитанием долга и ответственности в ГПОУ «ГКПТЭ» считается актуальным и является одним из приоритетных направлений воспитательной работы образовательного учреждения.
В системе образования ДНР уже сложились определенные направления и формы военно-патриотического воспитания учащихся, формировании у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Это- осознание конкретным человеком своего особого отношения к Отечеству, проявляющееся в целенаправленной деятельности для прогрессивного развития и процветания Родины.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом еще говорил Августин Блаженный, отмечая, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искреннее переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Чувство гордости у гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это - сложившийся эмоционально окрашенный внутренний образ, которой становиться регулятором собственного поведения и критерием оценки других людей.
Военно-патриотическое воспитание - сложное, многостороннее явление, имеющее свою специфику и своеобразие различных форм внеклассной работы. Формы работы должны отвечать следующим общим требованиям:
во-первых, быть значимыми, впечатляющими, способными вовлечь в деятельность весь коллектив учащихся;
во-вторых, согласованными со всеми звеньями системы воспитания;
в-третьих, насыщенными глубоким патриотическим содержанием;
в-четвертых, способствовать развитию интересов и потребностей учащихся, проявляющихся в патриотической деятельности;
в-пятых, располагать возможностями для постоянного усложнения этой деятельности.
Содержание патриотизма включает в себя:
чувство преданности к тем местам, где человек родился;
уважительное отношение к родному языку;
заботу об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за ее социальные и культурные достижения;
отстаивание ее свободы и независимости;
уважительное отношение к ее историческому прошлому.
Военно-патриотическое воспитание учащихся происходит в процессе обучения образовательным предметам, во внеклассных мероприятиях, во время занятий в военно-спортивных кружках, секциях, учреждениях дополнительного образования, которые учащиеся посещают по своему личному выбору.
Методические рекомендации по проведению МЕРОПРИЯТИЯ
Вид мероприятия: открытый воспитательный час.
Тип мероприятия: командная – спортивная игра – соревнование.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать задачи, стоящие перед страной, и своим патриотическим долгом.
ОК 2. Знать и использовать практические навыки обеспечения своей безопасности и оказания помощи в условиях экстремальных ситуаций.
ОК 3. Работать в коллективе и команде, обеспечивать сплочение.
ОК 4. Самостоятельно определять задачи гражданско-патриотического и личностного развития, заниматься самообразованием.
Учебные цели:
привлечение студентов к здоровому образу жизни;
разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально – волевых качеств;
формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности;
воспитание положительного отношения к службе в армии.
Продолжительность проведения мероприятия: 80 мин.
Место проведения: спортзал
Материально-техническое оснащение: знаки отличия (повязки), проектор, экран, ноутбук, доски для выставки (2 шт.), противогазы (4 шт.), кофты (2 шт.), железные стойки(2 шт.), скамейки (2 шт.), столы (2 шт.), канаты (2 шт.).
Учебно-техническая документация и дидактический материал: презентации (2 шт.), карта ДНР (2 шт.).
ПЛАН мероприятия
Направление: «Военно-патриотическое воспитание»
Специальность: 09.02.02 «Компьютерные сети»
Дата: 20.02.2017 г.
Группа: 13КС
Количество студентов по списку: 24
Место проведения: спортзал
Тема мероприятия: «Формирование гражданско-патриотической компетенции личности студента»
Вид мероприятия: открытый воспитательный час.
Цели мероприятия:
Образовательная:
обучать прикладным (практическим) навыкам военного дела;
подготовка к предстоящей службе в армии;
Развивающая:
совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать ловкость, выносливость, быстроту, координацию движений.
Воспитательная:
формировать у студентов гражданственность и патриотизм;
воспитывать командный дух, атмосферу взаимовыручки и товарищества у студентов;
любовь и преданность своему Отечеству.
Обеспечение мероприятия:
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
Наглядные пособия:
- презентации студентов.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Структура игры:
В игре соревнуются две команды. Результаты каждого участника на отдельном этапе идут в зачет его команде. В игре побеждает команда, имеющая большее количество побед на этапах.
Каждая команда придумывает себе название, девиз, изготавливает атрибутику – знаки отличия.
Жюри:
А.Н. Акимов
Н.П. Афоничев
Е.В. Леонова
Вводная часть:
1.Приветствие студентов
Добрый день! Я очень рада видеть вас! Я хочу поприветствовать вас на нашем мероприятии!
2. Представление команд.
Игра проводится по типу эстафеты со следующими этапами:
Команды представляют презентации:
1. Презентации: «Здоровый образ жизни – это стильно!», «Крепкое здоровье - крепкая страна!»;
2.Выставка «ЗОЖ – это стильно!»;
3.Выставка «Крепкое здоровье - крепкая страна!».
Построение команд;
Исполнение песни командами по марш «Катюша» и «Идет солдат по городу»;
Задача: отжимание от пола всей командой под музыку;
Ответы на вопросы викторины:
Викторина «Мозговой штурм»
Почему на чердаке дымоходы всегда побелены?
(На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак).
Почему горящий керосин или бензин нельзя тушить водой?
(Удельный вес керосина и бензина легче, чем воды. Поэтому, попадая на поверхность этих жидкостей, вода опускается вниз, не оказывая должного огнегасительного действия).
Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина?
(Опаснее порожняя бочка. Внутри ее может образоваться взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха).
Нужно ли выбивать стекла в доме или квартире во время пожара?
(Нельзя, через разбитые оконные проемы в помещение будет поступать воздух, содержащий кислород, что способствует усилению горения).
Иногда говорят: «Бензин загорелся». Правильно ли это выражение?
(Бензин не горит. Горят его пары в смеси с воздухом).
Назовите несколько огнеопасных средств, применяемых при тушении пожара.
(Огнеопасными средствами являются: вода, воздушно-механическая и химическая пены, углекислый газ, азот, водяной пар, огнегасительные составы, песок, мел и т.д.).
Почему для тушения пожара может применяться азот?
(Азот является инертным газом. Он снижает содержание кислорода в воздухе, в результате чего прекращается горение).
Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать электрический свет?
(При пользовании электрическим выключателем, штепсельной розеткой может вспыхнуть искра и произойти взрыв газа).
Почему в детских учреждениях выходы из помещений устраивают открывающимися наружу?
(Чтобы в случае возникновения пожара в дверях не создавалась давка из-за большого скопления детей).
Сколько времени продолжался знаменитый московский пожар во время нашествия Наполеона?
(Этот пожар длился пять суток).
В полдень разразилась гроза. От грозового разряда загорелась конюшня. Что нужно сделать, чтобы не допустить пожара?
(Здание конюшни необходимо было оборудовать грозозащитой).
В каких случаях для тушения пожара применяется авиация?
(Главным образом для тушения лесных пожаров: с самолета можно быстро обнаружить их очаг. Кроме того, самолет доставляет к месту лесного пожара парашютистов-пожарных, специальное противопожарное оборудование, снаряжение).
Как переводится с немецкого слово «герб» (наследство).
Отличительный знак государства («герб»).
Наука, изучающая гербы? (геральдика).
Самое короткое слово при расшифровке символа «орел»? (сила).
Что является геральдической основой нашего герба? (щит).
Назовите, фамилию автора первого советского герба? (ЛЕО).
Интерпретация значения символа «корона»? (благородство).
Что означает символ конный всадник? (победа).
Сколько геральдических цветов имеет официальный герб России в цветном исполнении? (пять).
Первый автомат, изобретенный Калашниковым? (АК-46).
Какое количество патронов помещается в обойму АК-47? (30).
На гербе, какого государства изображен автомат Калашникова? (Мозамбик).
Что такое ТРИКОЛОР и правильно ли только флаг ДНР так называть?
(ТРИКО ЛОР - фр. TRICOLORE – три цвета. Флаг, состоящий
из трех горизонтальных и вертикальных полос разных цветов. Различают вертикальные и горизонтальные триколоры. Только флаг ДНР называть триколором, неправильно).
Флаги, каких стран здесь приведены в качестве примеров? (Приложение Б)
Флаг Армении, 2- флаг Эстонии, 3- флаг Франции, 4- флаг России.
29. Для чего нужен герб?
Где мы можем увидеть изображение государственного герба?
Какого цвета орел на гербе ДНР?
32.Что означает золотой цвет? Почему орел двуглавый?
33.Кто еще (кроме орла) изображен на Гербе нашей Родины?
34. Какие еще знаете государственные символы, отличительные знаки страны, кроме герба?
35. Как назывались первые флаги? Для чего они были нужны?
36. Из чего в древние времена делали стяги?
37. Какие цвета есть на флаге нашей страны?
5. Задача: одеть противогазы (2 человека), пробежать по скамейке, одеть противогаз больному, уложить больного на носилки – принести.
6. Задача: 2 человека собирают носилки (2 кофты), 3-й оказывает медицинскую помощь больному (оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при обморожениях и кровотечениях). Транспортировка «пострадавшего» - бегом.
7. Задача: Пресс от скамейки под музыку всей командой (5 человек качают пресс, 5 человек держат ноги) за 30 секунд, затем меняются.
8. Задача: На карте ДНР найти объект. Задание «Как добраться от г. Горловка до объекта, каким способом?» (п. Зайцево, п. Байрак).
9. Задача: Завязать и развязать морской узел – командирам команд.
10. Задача: Перетягивание каната – выполняют команды.
Подведение итогов, награждение команд.
Список использованной литературы
Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.
Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978 г.
Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971 г.
Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975 г.
Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
Приложение А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Критерий
Количество
баллов
Справились с заданием
3 балла
Справились, но есть ошибки
2 балла
Не справились с заданием
1 балл
Приложение Б
ФЛАГИ СТРАН
Приложение В
Лист итогового оценивания
Этапы мероприятия
Количество
баллов
1 команда
2 команда
Команды представляют презентации:
Презентации: «Здоровый образ жизни – это стильно!», «Крепкое здоровье - крепкая страна!»;
Выставка «ЗОЖ – это стильно!»;
Выставка «Крепкое здоровье - крепкая страна!».
Построение команд;
Исполнение песни командами по марш «Катюша» и «Идет солдат по городу»;
Задача: отжимание от пола всей командой под музыку;
Ответы на вопросы викторины:
Викторина «Мозговой штурм»
Задача: Одеть противогазы (2 человека), пробежать по скамейке, одеть противогаз больному, уложить больного на носилки – принести.
7. Задача: 2 человека собирают носилки (2 кофты), 3-й оказывает медицинскую помощь больному (оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при обморожениях и кровотечениях). Транспортировка «пострадавшего» - бегом.
Задача: Пресс от скамейки под музыку всей командой (5 человек качают пресс, 5 человек держат ноги) за 30 секунд, затем меняются.
Задача: На карте ДНР найти объект. Задание «Как добраться от г. Сыктывкара до объекта, каким способом?» (п. Смолянка, п. Прокопьевка).
Задача: Завязать и развязать морской узел – командирам команд.
Задача: Перетягивание каната – выполняют команды.
Итоговое количество баллов
13PAGE 15
13PAGE 14615
15