РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ ДЛЯ 9 КЛАССОВ (Учебно – методический комплекс: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская)
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. чунский
чунского района иркутской области
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский
«____» ___________________ 2014 г.
Председатель методического объединения
______________ Шибанова Ю.А.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МОБУ СОШ № 29 р.п. Чунский
_____________ Лацигина О.Н.
«____» ________________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ № 29 р.п. Чунский ____________ Н.П. Котвицкая
«_____» _____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ
ДЛЯ 9 А, Б, В КЛАССОВ
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Учебно – методический комплекс: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская)
Разработчик программы:
учитель музыки и МХК
первой квалификационной категории
Заостровцева Арина Сергеевна
р. п. Чунский, 2014 год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по искусству и с учётом авторской программы »Искусство» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, И. Э. Кашековой, предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения – в VIII и IX классах. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 1015% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к, явлениям искусства, жизни и музыке;
усвоение изучаемых музыкальных изобразительных и литературных произведений и знаний об искусстве, как не отъемлемой части жизни, о выразительных средствах, особенностях языка искусства и образности, о творчестве, лучших произведениях отечественной и зарубежной культуры, о роли и значении искусства в жизни общества;
обогащение опыта учебно-творческой культурной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры, эстетического вкуса.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании образования по искусству и требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Количество учебных часов
В год – 34 ч.
В неделю – 1 ч.
Цели обучения
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к искусству и культуре, уважения к культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование внутренней культуры, представления о специфике искусства, потребности в самостоятельном изучении и анализе, формировании эстетического вкуса на основе восприятия всех видов искусств;
освоение знаний о русской народной и зарубежной культуре, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях, о жизни и творчестве их создателей, о этапах развития человечества;
овладение умениями анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории культуры и искусства; умением выявлять в них содержание.
Цель изучения искусства в школе – приобщение учащихся к искусству, богатству русской и зарубежной культуры. Основа образования –прослушивание музыкальных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения искусства в IX классе:
воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, образного мышления, творческого воображения, слушательской культуры; формирование начальных представлений о специфике искусства;
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Задачи обучения
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русских и зарубежных авторов, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
совершенствование познавательской деятельности учащихся.
Специфика программы.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Учебно-методический комплект
Основная литература.
Учебник: Искусство 9 класс Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская
Мультимедийные пособия.
«Энциклопедия классической музыки» 2002 г. «КОМИНФО».
«5555 шедевров мировой живописи» 2004 г. «Директ медиа».
«Художественная энциклопедия» 2004 г. «КОМИНФО».
«Энциклопедия кругосвет» 2006 г. «Новый диск».
«Энциклопедия материальной культуры» 2004 г. «Директ медиа».
«Художественная энциклопедия зарубежного искусства» 2004 г. «Новый диск».
«Энциклопедия для детей» том «Искусство» 2010 г. «Аванта+».
«Музыкальный архив» 2004 г. «Элком».
«Золотая классика» 2007 г. « HBZ Records».
«Искусство и путешествия» 2006 г. «Новый диск».
Образовательные электронные ресурсы
http://www.sozvuchie.ucoz.ru-музыкальныйпорталhttp://www.zavuch.info-музыкальныйпортал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – коллекция образовательных ресурсов по МХК
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - (мировая художественная культура Энциклопедии и библиотеки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - энциклопедия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - гид по музеям мира и галереям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Расширение кругозора, повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный смысл становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения искусства в школе. Чтобы обучение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу произведения, развить потребность в искусстве. Понимать искусство как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их художественный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей анализировать произведение искусства в соответствии с целью учебного задания. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Виды познавательной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественными произведениями. В сферу деятельности учащихся входит:
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по искусству.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс искусства IX класса.
В результате изучения искусства ученик IX класса должен знать/ понимать:
- авторов и содержание изученных музыкальных произведений;
- основные теоретические понятия: прелюдия, музыкальный образ, рапсодия, фуга, серенада, баллада, виды; жанров, ладов, темпа, динамики.,
Учащиеся должны уметь:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театраи кино;
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
понимать идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества,;
осуществлять выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др.;
делать анализ произведения;
знать жанры произведений;
иметь представление о роли искусства в жизни человека, в жизни человеческого общества.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированных подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Программа рассчитана для работы в общеобразовательном классе, базовый уровень.
Перечень проверяемых умений учащихся:
Умение воспринимать художественное произведение.
Умение определять и автора и произведение.
Умение различать жанры произведения.
Умение давать устный отзыв о произведении.
Умение определять эпоху.
Умение воспринимать драматургию произведения.
Учебно-тематический план предмета «Искусство»
№
п/п
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
В том числе
Контрольные работы
9 класс
Воздействующая сила искусства.
9
36 - 38.
1 - 3.
Искусство и власть.
3
39 - 40.
4 - 5.
Какими средствами воздействует искусство?
2
41 - 42.
6 - 7.
Храмовый синтез искусств.
2
43 - 44.
8 - 9.
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
2
Искусство предвосхищает будущее.
7
45 - 46.
10 –11.
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?
2
47.
12.
Предсказание в искусстве.
1
48 - 49.
13 - 14.
Художественное мышление в авангарде науки.
2
50 - 51.
15 - 16.
Художник и ученый.
2
1
Дар созидания. Практическая функция.
11
52.
17.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
53.
18.
Архитектура исторического города.
1
54.
19.
Архитектура современного города.
1
55.
20.
Специфика изображений в полиграфии.
1
56.
21.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
1
57.
22.
Декоративно-прикладное искусство.
1
58.
23.
Музыка в быту.
1
59.
24.
Массовые, общедоступные искусства.
1
60 - 61.
25 - 26.
Изобразительная природа кино. Музыка в кино.
2
62.
27.
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
1
Искусство и открытие мира для себя.
8
63 - 64.
28- 29.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
2
65.
30.
Литературные страницы.
1
66 - 70
31- 35.
Исследовательский проект «Пушкин – наше все»
4
1
Всего:
34
2
Календарно-тематический план программы по искусству 8 класса
№
Тема урока
кол-во
часов
тип урока
Содержание урока.
Материал урока
Виды контроля
Дата
Корректировка
Причина корректи-
ровки
I четверть
1.
Воздействующая сила искусства.
9
Изучение нового материала
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Ответы на поставленные вопросы.
II четверть
1.
Искусство предвосхищает будущее.
7
Изучение нового материала
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Ответы на поставленные вопросы. Тест.
III четверть
1.
Дар созидания. Практическая функция.
10
Изучение нового материала
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Ответы на поставленные вопросы.
VI четверть
1.
Искусство и открытие мира для себя
8
Изучение нового материала
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Ответы на поставленные вопросы. Тест.
Оставляю за собой право корректировки календарно-тематического планирования.
Программа
9 класс (34 часов)
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов )
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).
Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство.
Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты.
Храмовый синтез искусств.
Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.
Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.).
Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).
Музыка.
Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).
Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.
Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни).
Песни военных лет и песни на военную тему.
Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.)
Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы).
Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература.
Произведения поэтов и писателей 19-20 вв.
Поэзия В. Маяковского.
Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр.
Рекламные видеоклипы.
Кинофильмы 40-50-х гг. ХХ в.
Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном виде.
Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов ).
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство.
«Купание красного коня» К. Петров-Водкин
«Большевик» Б.Кустодиев
«Рождение новой планеты» К. Юон
«Черный квадрат» К. Малевич
«Герника» П. Пикассо
Произведения Р. Делоне, У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.
Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).
Музыка.
Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.
Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.).
Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.).
Рок-музыка
Литература.
Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» Х. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление собственного прогноза будущего средствами какого-либо вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. (11 часов ).
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство.
Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.); предметы мебели и посуды.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка.
Музыка в окружающей жизни, быту.
Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
Музыка в звуковом и немом кино.
Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений – по выбору учителя).
Литература.
Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н. лесков, П. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.) (из программы по литературе – по выбору учителя).
Экранные виды искусства, театр.
Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового назначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Создавать украшения или эскизы украшений предметов быта, с использованием средств компьютерной графики.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта, конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя ( 8 часов).
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство.
Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке.
Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное.
Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства).
Изображения различных представлений о системе мира в графике.
Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка.
Миниатюры, произведения крупной формы.
Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).
Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература.
Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев – из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя.
Художественно-творческая деятельность учащихся
Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Создание компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Формы и средства контроля
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тесты.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по музыке.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по искусству. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила и художественные термины. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
( понимание идейно-художественного содержания произведения;
(умение воспринимать характер и образ произведения;
(понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
(знание терминологии и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
(умение анализировать художественное произведение;
При оценке устных ответов по музыке учитываются следующие критерии:
Отметка «5» ставится, если ученик:
обнаруживает узнавание и глубокое понимание изучаемого произведения;
умеет объяснить идейно-эстетическое содержание произведения;
привлекает термины для аргументации своих выводов;
умеет делать анализ и разбор произведения;
Отметка “4” ставится за ответ, если ученик:
обнаруживает узнавание и глубокое понимание изучаемого произведения;
умеет объяснить идейно-эстетическое содержание произведения;
привлекает термины для аргументации своих выводов;
умеет делать анализ и разбор произведения, однако допускает 2-3 неточности в ответе.
Отметка “3” ставится, если ученик:
обнаруживает узнавание и глубокое понимание изучаемого произведения;
умеет объяснить идейно-эстетическое содержание произведения;
привлекает термины для аргументации своих выводов;
не умеет делать анализ и разбор произведения;
Отметка «2» ставится, если ученик:
обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала;
обнаруживает неумение объяснить идейно-эстетическое содержание произведения;
не привлекает термины для аргументации своих выводов;
не умеет делать анализ и разбор произведения;
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
.
II. Оценка тестовых работ.
100 -80% - оценка «5»
60-79 % - оценка «4»
40-59% - оценка «3»
39 -0 % - оценка «2»
Тетради учащихся IX класса, в которых работают обучающие в классе и дома, проверяются 2 раза в четверть.
Заголовок 1“ђЗаголовок 2Заголовок 515