РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ ДЛЯ 8 КЛАССОВ (Учебно – методический комплекс: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская)
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. чунский
чунского района иркутской области
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский
«____» ___________________ 2014 г.
Председатель методического объединения
______________ Шибанова Ю.А.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МОБУ СОШ № 29 р.п. Чунский
_____________ Лацигина О. Н.
«____» ________________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ № 29 р.п. Чунский ____________ Н.П. Котвицкая
«_____» _____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ
ДЛЯ 8 А, Б, В КЛАССОВ
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Учебно – методический комплекс: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская)
Разработчик программы:
учитель музыки и МХК
первой квалификационной категории
Заостровцева Арина Сергеевна
р. п. Чунский, 2014 год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по искусству и с учётом авторской программы »Искусство» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, И. Э. Кашековой, предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения – в VIII и IX классах. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 1015% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к, явлениям искусства, жизни и музыке;
усвоение изучаемых музыкальных изобразительных и литературных произведений и знаний об искусстве, как не отъемлемой части жизни, о выразительных средствах, особенностях языка искусства и образности, о творчестве, лучших произведениях отечественной и зарубежной культуры, о роли и значении искусства в жизни общества;
обогащение опыта учебно-творческой культурной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры, эстетического вкуса.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании образования по искусству и требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Количество учебных часов
В год – 34 ч.
В неделю – 1 ч.
Цели обучения
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к искусству и культуре, уважения к культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование внутренней культуры, представления о специфике искусства, потребности в самостоятельном изучении и анализе, формировании эстетического вкуса на основе восприятия всех видов искусств;
освоение знаний о русской народной и зарубежной культуре, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях, о жизни и творчестве их создателей, о этапах развития человечества;
овладение умениями анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории культуры и искусства; умением выявлять в них содержание.
Цель изучения искусства в школе – приобщение учащихся к искусству, богатству русской и зарубежной культуры. Основа образования –прослушивание музыкальных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения искусства в VIII классе:
воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, образного мышления, творческого воображения, слушательской культуры; формирование начальных представлений о специфике искусства;
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Задачи обучения
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русских и зарубежных авторов, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
совершенствование познавательской деятельности учащихся.
Специфика программы.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Учебно-методический комплект
Основная литература.
Учебник: Искусство 8 класс Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская
Мультимедийные пособия.
«Энциклопедия классической музыки» 2002 г. «КОМИНФО».
«5555 шедевров мировой живописи» 2004 г. «Директ медиа».
«Художественная энциклопедия» 2004 г. «КОМИНФО».
«Энциклопедия кругосвет» 2006 г. «Новый диск».
«Энциклопедия материальной культуры» 2004 г. «Директ медиа».
«Художественная энциклопедия зарубежного искусства» 2004 г. «Новый диск».
«Энциклопедия для детей» том «Искусство» 2010 г. «Аванта+».
«Музыкальный архив» 2004 г. «Элком».
«Золотая классика» 2007 г. « HBZ Records».
«Искусство и путешествия» 2006 г. «Новый диск».
Образовательные электронные ресурсы
http://www.sozvuchie.ucoz.ru-музыкальныйпорталhttp://www.zavuch.info-музыкальныйпортал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – коллекция образовательных ресурсов по МХК
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - (мировая художественная культура Энциклопедии и библиотеки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - энциклопедия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - гид по музеям мира и галереям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Расширение кругозора, повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный смысл становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения искусства в школе. Чтобы обучение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу произведения, развить потребность в искусстве. Понимать искусство как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их художественный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей анализировать произведение искусства в соответствии с целью учебного задания. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Виды познавательной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественными произведениями. В сферу деятельности учащихся входит:
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VIII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по искусству.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс искусства VIII класса.
В результате изучения искусства ученик VIII класса должен знать/ понимать:
- авторов и содержание изученных музыкальных произведений;
- основные теоретические понятия: прелюдия, музыкальный образ, рапсодия, фуга, серенада, баллада, виды; жанров, ладов, темпа, динамики.,
Учащиеся должны уметь:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театраи кино;
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
понимать идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества,;
осуществлять выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др.;
делать анализ произведения;
знать жанры произведений;
иметь представление о роли искусства в жизни человека, в жизни человеческого общества.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированных подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Программа рассчитана для работы в общеобразовательном классе, базовый уровень.
Перечень проверяемых умений учащихся:
Умение воспринимать художественное произведение.
Умение определять и автора и произведение.
Умение различать жанры произведения.
Умение давать устный отзыв о произведении.
Умение определять эпоху.
Умение воспринимать драматургию произведения.
Учебно-тематический план предмета «Искусство»
№
п/п
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
В том числе
Контрольные работы
8 класс.
Искусство в жизни современного человека.
3
1.
1.
Искусство вокруг нас.
1
2.
2.
Художественный образ – стиль – язык.
1
3.
3.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
1
Искусство открывает новые грани мира.
7
4.
4.
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
1
5.
5.
Зримая музыка.
1
6.
6.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1
7.
7.
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Как начиналась галерея.
2
8.
8.
9.
9.
Музыкальный портрет. Александр Невский.
1
10.
10.
Портрет композитора в литературе и кино.
1
Искусство как универсальный способ общения.
7
11.
11.
Мир в зеркале искусства.
1
12-13.
12-13.
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
2
14.
14.
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
1
15.
15.
Художественные послания предков. Разговор с современником.
1
16.
16.
Символы в жизни и искусстве.
1
17.
17.
Музыкально-поэтическая символика огня.
1
1
Красота в искусстве и жизни.
10
18.
18.
Что есть красота.
1
19.
19-20.
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
2
21.
21-22.
Есть ли у красоты свои законы.
2
23.
23-24.
Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
2
25.
25.
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1
26.
26.
Как соотноситься красота и польза.
1
27.
27.
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
1
Прекрасное пробуждает доброе.
8
28-33.
28- 33.
Преобразующая сила искусства.
6
34.
34.
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
1
1
35.
35.
Всего:
34
2
Календарно-тематический план программы по искусству 8 класса
№
Тема урока
кол-во
часов
тип урока
Содержание урока.
Материал урока
Виды контроля
Дата
Корректировка
Причина корректи-
ровки
I четверть
1.
Искусство в жизни современного человека.
3
Изучение нового материала
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Ответы на поставленные вопросы.
2.
Искусство открывает новые грани мира.
6
Изучение нового материала
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Ответы на поставленные вопросы.
II четверть
1.
Искусство открывает новые грани мира.
1
Изучение нового материала
показать связь риПродолжение
Ответы на поставленные вопросы.
2.
Искусство как универсальный способ общения.
6
Изучение нового материала
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.
Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Ответы на поставленные вопросы. Тест.
III четверть
1.
Искусство как универсальный способ общения
1
Изучение нового материала
формирование у Продолжение.
Ответы на поставленные вопросы.
2.
Искусство как универсальный способ общения.
9
Изучение нового материала
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Ответы на поставленные вопросы. Фронтальный опрос.
VI четверть
1.
Искусство как универсальный способ общения.
2
Изучение нового материала
Продолжение
Ответы на поставленные вопросы.
2.
Прекрасное пробуждает доброе
6
Изучение нового материала
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.
Ответы на поставленные вопросы. Тест.
Оставляю за собой право корректировки календарно-тематического планирования.
Программа
8 класс (34 часов)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа).
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей ( по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусств.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство.
Декоративно-прикладное искусство.
Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).
Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.
Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.).
Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К.Петров-Водкин, Г. Климпт, Х. Бидструп и др.).
Автопортреты А.Дюрера, Х. Рембранта, В. Ван Гога.
Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи.
Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).
Изображения быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.).
Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка.
Музыкальный фольклор.
Духовные песнопения.
Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.Л. Уэббер и др.).
Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.).
Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература.
Устное народное творчество (поэтический фольклоп).
Русские народные сказки, предания, былины.
Жития святых.
Лирическая поэзия.
Экранные искусства и театр.
Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся.
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху ( по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов).
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.
Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство.
Натюрморты (П. Класс, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др).
Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения и др.).
Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.).
Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаика и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, К. Малевич, Б. Неменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка.
Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свтридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.).
Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература.
Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.
Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных видов искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Искусство как универсальный способ общения (11 часов ).
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство.
Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О.Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.).
Живопись (Ж.Л. Давид, У. Тернер, К.Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.).
Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка.
Сочинения посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шорен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.).
Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература.
Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Бернс, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана.
Экранизации опер и балетов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (6 часов)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.
Изобразительное искусство.
Монументальная скульптура Древней Греции, произведения Микеланджело, О. Родена, памятники Саласпилса (Латвия) и др.
Живопись П. Корина, Рафаэля, А. Венецианова, К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, И. Левитана, М. Нестерова, В. Тропинина, О. Кипренского; скульптуры С. Коненкова; рисунки А. Пушкина; фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и т.п.
Сказочные образы (по выбору учителя).
Музыка.
Произведения Л.Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича.
Вокальная и инструментальная музыка (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.).
Музыкальные сказки (Н. Римский-Корсаков).
Песни И. Дунаевского, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Б. Окуджавы, А. Розенбаума, Ю. Кима и др.
Литература.
Народные сказки, мифы, легенды.
Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский – по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
«Золушка» (сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева)
Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р.Быкова и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Формы и средства контроля
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тесты.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по музыке.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по искусству. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила и художественные термины. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
( понимание идейно-художественного содержания произведения;
(умение воспринимать характер и образ произведения;
(понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
(знание терминологии и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
(умение анализировать художественное произведение;
При оценке устных ответов по музыке учитываются следующие критерии:
Отметка «5» ставится, если ученик:
обнаруживает узнавание и глубокое понимание изучаемого произведения;
умеет объяснить идейно-эстетическое содержание произведения;
привлекает термины для аргументации своих выводов;
умеет делать анализ и разбор произведения;
Отметка “4” ставится за ответ, если ученик:
обнаруживает узнавание и глубокое понимание изучаемого произведения;
умеет объяснить идейно-эстетическое содержание произведения;
привлекает термины для аргументации своих выводов;
умеет делать анализ и разбор произведения, однако допускает 2-3 неточности в ответе.
Отметка “3” ставится, если ученик:
обнаруживает узнавание и глубокое понимание изучаемого произведения;
умеет объяснить идейно-эстетическое содержание произведения;
привлекает термины для аргументации своих выводов;
не умеет делать анализ и разбор произведения;
Отметка «2» ставится, если ученик:
обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала;
обнаруживает неумение объяснить идейно-эстетическое содержание произведения;
не привлекает термины для аргументации своих выводов;
не умеет делать анализ и разбор произведения;
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
.
II. Оценка тестовых работ.
100 -80% - оценка «5»
60-79 % - оценка «4»
40-59% - оценка «3»
39 -0 % - оценка «2»
Тетради учащихся VIII класса, в которых работают обучающие в классе и дома, проверяются 2 раза в четверть.
Заголовок 1“ђЗаголовок 2Заголовок 515