Урок на тему Е.Шварц Сказка о потерянном времени.


Лит 3 кл. Тема: Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» (1 урок)
Цель: опираясь на собственное мнение, доказать истинность поговорки «Время – бесценный дар»; понять идею произведения.
Задачи: через чтение и анализ сказки подвести детей к выводу, что время – бесценный дар, выделить признаки времени, установить связь, определить основную мысль сказки.
Ресурсы: учебник, карточки обратной связи
1. Организационный момент
* Игра на создание коллаборативной среды - «МОЯ МИНУТА»
Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда «Закончили!» Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.
* Игра «УЛЫБКА».
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди)- Какое настроение у вас сейчас?
- Как вы думаете, много ли времени у нас ушло на то, чтобы подарить друг другу хорошее настроение?
 2. Этап вызова (побуждение)
- А что такое, по-вашему мнению, время?
* Стратегия «Денотатный граф» (работа в парах)
- в парах заполните все стрелки, кроме последней

Проверка
- Как вы думаете, можно ли время потерять?
- А вернуть?
 3. Этап осознания смысла
- Сегодня мы познакомимся со сказкой Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».
     Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 году в  г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя "городом своей души”. В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в нашем городе. Женя Шварц учился в реальном училище, ныне гимназия № 5 г. Майкопа. И об этом напоминает памятная доска на здании гимназии. Он писал сказки: "Обыкновенное чудо”, "Дракон”, " Два клёна”, "Снежная королева”, "Два брата”, "Сказка о потерянном времени”
- Как вы думаете, что подразумевал писатель под «потерянным временем»?
- Откройте учебник на стр. 97-105
* Стратегия DRTA – стратегия направленного чтения (или чтение с остановками)
1-я остановка: до слов «… успею да успею …»
- Как зовут главного героя сказки?
- В каком классе он учился?
- Каким вы представили Петю Зубова?
- Согласны ли вы с тем, что он всё успеет? Почему?
2-я остановка: до слов «… и выбежал прочь из школы …»
- Как вы понимаете выражение «как всегда с опозданием»?
- О чём это говорит?
- Почему гардеробщица тётя Наташа не узнала Петю?
- Что с ним произошло?
- Каким он стал? Почему?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
3-я остановка: до слов «… А в углу горою навалено сено…»
- Узнала ли его мама?
- Что значит, «куда глаза глядят»?
- Какие мысли появились у Пети Зубова?
- Жалко ли ему себя? Почему?
- Как бы вы ответили на Петин вопрос «Чем же всё это кончится?»?
- Как вы думаете, что делать Пете Зубову теперь?
4-я остановка: до слов «… сидели за столом …»
- Где оказался Петя?
- Кого он увидел в домике?
- О чём говорит «злые волшебники и злые волшебницы»?
5-я остановка: до слов «… потерянной молодости?..»
- Как устроено на свете?
- Что значит «понапрасну теряет время»?
- Действительно ли эти волшебники «злые»? Почему?
- В начале урока вы сказали, что вернуть время нельзя. Что же теперь делать Пете Зубову? Неужели он останется стариком навсегда?
- Что бы вы посоветовали?
6-я остановка: до слов «… как настоящие старики…»
- О чём узнал Петя?
- Почему волшебники уверены, что ребята не смогут вернуть потерянного времени?
- Сколько оборотов стрелками должны сделать ребята?
- Как вы думаете, почему именно 77?
         Число 77 -  число космической тайны. Поэтому этот знак, прежде всего, нас предупреждает о нашей силе и, обращаясь к нашему разуму, говорит, что мы можем проникнуть в мир, где наши все мечты сбываются.
- Для чего волшебники хотели стать маленькими?
- Что теперь будет делать Петя Зубов?
- Сможет ли он найти остальных ребят?
- Успеют ли они повернуть время вспять и снова стать детьми?
- Дома вы прочитаете сказку до конца и сможете найти ответы на эти вопросы.
 4. Этап рефлексии
- Кто главные герои сказки?  (дети и волшебники)
- Что для волшебников означало «время»?
- А что для ребят оно означало сначала и потом?
- Давайте вернёмся к денотатному графу – закончите последнюю строку.
Проверка
-  Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.
 
5. Итог урока
* Карточка обратной связи

- На обратной стороне напишите отзыв – вырази своё понимание пословицы  «Время – бесценный дар»
6. Домашнее задание
- дочитать сказку, придумать продолжение сказки.
 
Лит 3 кл. Тема: Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» (1 урок)
Цели:  продолжить  работу  над  «Сказкой  о  потерянном  времени» Е. Л. Шварца; работать над развитием мышления учащихся, красивой, грамотной речи.
I. Мотивационный этап.
5-стишие на тему «герой сказки»
II. Операционный этап.
В группах: «Ромашка»( на лепестках написать толстые вопросы по тексту), затем другие группы отвечают на эти вопросы.
Физкультминутка
III. Рефлексивный этап.
– Благодаря чему школьникам опять удалось стать детьми?
– Чему их научила произошедшая с ними история?
– А чему она научила вас?
– В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.
Метод «5 пальцев»
 Домашнее задание: свободное письмо «Чему меня научила эта сказка»

7683566020957683534874207683567945