Программа библиотечно-библиографических занятий для 1-9 классов





Пояснительная записка
В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:  Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;  Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;  Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.  Одной из ведущих задач школьной библиотеки является – формирование у учащихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя, содействие формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.
Библиотека в условиях реализации ФГОС должна способствовать усвоению учащимися универсальных знаний, умений и навыков, развитию личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности, умению быстро ориентироваться в информационном пространстве, способности находить, анализировать и обобщать информацию.
Научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.

Цель программы – формирование у школьника базовых умений и навыков по основам библиотечно-библиографической грамотности, развитие устойчивого интереса к книге и умение ориентироваться в библиотечном пространстве. 
Задачи:
формирование у обучающихся навыков пользования библиотекой;
формирование представлений об информационно поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
формирование навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами;
формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
знакомство с методами критической оценки информации;
углубление эмоциональной рефлексии обучающихся, формирование у них информационной потребности.

Программа предназначена для учащихся 1-9 классов.

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников»  составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г.

Программа основана на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и личностно-деятельностного подхода, которые предполагается реализовывать с помощью различных методов организации деятельности.
Основной формой организации занятий является библиотечный урок. Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного педагога - библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося. При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:
принцип системного подхода;
принцип преемственности;
последовательное усложнение при подаче материала уроков;
ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Библиотечные уроки проходят в виде комбинированных занятий, на которых обучающиеся получают необходимую информацию, консультации, помощь.
Формы работы: беседа, практическое занятие, викторины, интеллектуальный турнир, библиографическая игра, литературное путешествие с применением информационно-коммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты
По окончании начальной школы обучающиеся должны:
знать правила пользования библиотекой;
знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях (фоно-, видео-, аудиоматериалы);
знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
уметь правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие книги);
уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;
уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, справочная);
уметь пользоваться справочной литературой, периодическими изданиями для младших школьников.
По окончании основной школы обучающиеся должны:
знать способы переработки и хранения информации;
знать принципы систематизации информационных ресурсов;
знать алгоритм самостоятельной работы с информацией;
уметь пользоваться справочным аппаратом книги;
уметь работать с текстом, используя навыки аналитической деятельности;

Содержание программы
1 КЛАСС
Тема 1. Знакомство с библиотекой. Правила обращения с книгой
Путешествие по библиотеке. Знакомство с "Книжным домом". Понятия "читатель", "библиотекарь". Библиотеки большие и маленькие.  Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг.
Форма проведения – беседа, просмотр наиболее красочных изданий книг для детей, запись детей в библиотеку.
Тема 2. Мои первые книжки
Слушание и рассматривание книг С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, русских народных сказок; уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание.
Работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ
по серии картинок.
Форма проведения: беседа с элементами викторины; просмотр книжной выставки
2 КЛАСС
Тема 1. Структура книги
Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации.
Художники детской книги (например, иллюстрации Бруни И. Л., Мавриной Т.А., Конашевича В.М. к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина).
Писатели и художники в одном лице. Творчество Е. Чарушина, В. Сутеева, Э. Сетон-Томпсона и др.
Форма проведения – беседа, выставка - обзор.
Тема 2. Сказки о животных «Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»
Чтение сказок: В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок». Определение особенностей жанра сказок о животных.
Форма проведения - пересказ по иллюстрациям, разыгрывание сказки по ролям
3 КЛАСС
Тема 1. Структура книги. Как читать книги.
Цель формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к осознанному выбору и анализу литературы.
Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Предварительная установка на чтение. Внешние условия (тишина, хорошая освещённость, правильная, удобная поза). Внимание к тексту, к художественной детали. Медленное чтение, перечитывание. Дневник чтения. Обсуждение книги с друзьями, родителями, библиотекарем.
Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина, Е. Чарушин, М. Матурич и др.).
Форма проведения - рассказ, беседа - презентация, обсуждение известных книг
·, викторина “Элементы книги”.
Тема 2. Рассказы современных писателей о детях
Содержание: чтение рассказов - Т.Лихоталь «Синяк», Рассказы В.Драгунског
о «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «.И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано». Сравнение себя с героями произведений
В.Драгунского, рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.
Форма проведения – громкое чтение, беседа о прочитанном, сочинить свой
рассказ «Что я люблю»
4КЛАСС.  Тема 1. Справочная литература. 
Цель: знакомство школьников со справочной литературой: энциклопедиями,  словарями, справочниками, привитие интереса к ним, обучение умению пользоваться ими. Содержание темы: Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться.  Тематические энциклопедии – (подробно рассказывают о чем-то одном: растениях, животных, морях и океанах и др.) Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель в конце книги и т.д.  Форма проведения: беседа - презентация, просмотр справочных изданий.
Тема 2. Периодика для младших школьников
Цель: формирование интереса к периодическим изданиям для детей.  Содержание темы: Понятие о газете и журнале: статья, заметка, корреспондент, журналист, редакция. Новости России и планеты.  Премьера лучших детских журналов.
Форма проведения - беседа. Выставка "С журналом и газетой вокруг света".

5 КЛАСС
Тема 1. История создания книги
Цель: формирование у обучающихся первоначальных представлений об истории развития книги и письменности и их роли в развитии общества
Содержание темы. Первые формы письма. Глиняные таблички, папирус, первый алфавит, пергамент, письменность в Древней Руси, изобретение бумаги, начало книгопечатания.
Форма проведения – урок-путешествие с использованием компьютерной презентации.
6 КЛАСС
Тема 1. Выбор книг. Библиографические указатели.
Цель: Привитие навыка самостоятельного поиска литературы.
Содержание темы. Понятие "библиография", ее назначение. Кто ею занимается. Профессия библиограф. Тематическая библиография. Биобиблиография.
Библиографические указатели и списки литературы для школьников - первые помощники в выборе книг для книг. Отличие указателей, списков от систематического каталога. Назначение и особенности вспомогательных указателей, какие сведения о книге можно получить из указателя. Как пользоваться указателем при выборе книг.
Форма проведения: беседа-консультация, библиографический КВН.
7 КЛАСС
Тема 1. Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении.
Цель: Углубление знаний учащихся о книге; содействие развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки литературы.
Содержание темы. Знакомство с новыми терминами и понятиями: серия, книга, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др.
Дополнительные сведения о титульном листе (серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и т.д.) Роль иллюстрации в научно-познавательной и художественной книге. Какую службу несут все эти элементы. Знаменитые художники-иллюстраторы.
Форма проведения: лекция, беседа-консультация, беседа-просмотр книг, урок - встреча с любимыми книгами. Определение содержания книги по ее элементам при беглом просмотре.
Оформление: выставка-просмотр наиболее интересных художественных и научно-познавательных книг.
8 КЛАСС
Тема 1. Библиотечные каталоги
Цель: расширение представлений учащихся о каталогах, обучение самостоятельному поиску информации по каталогам.
Содержание темы. Понятие о каталоге. Систематический и алфавитный каталог, их отличие. Основные отделы, подразделы в систематическом каталоге. Каталожная карточка.
Форма проведения – беседа, практическое занятие
9 КЛАСС
Тема 1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Цель привитие навыков самостоятельного поиска литературы по справочно-библиографическому аппарату библиотеки, правильного оформления списка литературы.
Содержание темы. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель (АПУ). Изучение более полного библиографического описания изданий. Систематизация книг.
Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Библиографические указатели.
Новые средства распространения информации - электронные библиографические. Электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного библиотечного каталога.
Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ), отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.). Отраслевые словари и книги энциклопедического характера. Справочные издания в домашней библиотеке.
Поиск литературы с помощью систематического каталога, систематической картотеки статей, компьютерный поиск по электронным базам данных. Принципы работы со справочными изданиями.
Правила составления библиографического списка литературы. Ведение личной библиографической картотеки.
Форма проведения: лекция, практикум, беседа-диалог.
Оформление: Справочный уголок юного читателя, алгоритм поиска по каталогу и картотекам.













































Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема
Класс
Кол - во занятий
Дата

1
Знакомство с библиотекой
1
3


2
Мои первые книжки
1
3


3
Структура книги
2
3


4
Сказки о животных
2
3


5
Структура книги. Как читать книги
3
2


6
Рассказы современных писателей о детях
3
2


7
Справочная литература
4
2


8
Периодика для младших школьников
4
2


9
История создания книги
5
3


10
Выбор книг. Библиографические указатели
6
3


11
Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении.
7
3


12
Библиотечные каталоги
8
2


13
Справочно-библиографический аппарат библиотеки
9
2


ИТОГО
33



Литература для учащихся
Андреева О.В. История книги: хрестоматия / О.В.Андреева. - М.:МГАП «Мир книги», 1997.
Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф.Володин. – 2-е изд., доп. – СПб.: Профессия, 2004.
Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г.Гецов. – М.: Книга, 1984.
Львова С.Л. Книга о книге: для учащихся старших классов / С.Л.Львова. – М.: Просвещение, 1980.
Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой / Л.Н.Николаева. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Просвещение, 1982.
Поварнин С.И. Как читать книги / С.И.Поварнин. – 2-у изд. – М.: Книга, 1978.
Сенокосов А.И. Информатика для любознательных: кн. для уч-ся 8-11 кл. / А.И.Сенокосов. – М.: Просвещение, 2006.
Смородинская М.Д. О культуре чтения / М.Д.Смородинская, Ю.П.Маркова. – М.: Книга, 1984.
Учимся учиться / под ред. А.М.Зимичева. – Л., 1990.
Фролов М. Учимся работать на компьютере: самоучитель для детей и родителей / М.Фролов. – 4-е изд. – М. Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

15