Проект инновационной деятельности Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках библиотечно-библиографических знаний


Управление образования Администрации Частинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бабкинская средняя общеобразовательная школа»
Проект
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках библиотечно-библиографических знаний
Вяткина Вера Викторовна,
педагог-библиотекарь МБОУ
«Бабкинская средняя
общеобразовательная школа»
Бабка
2012
ПРОЕКТ
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках библиотечно-библиографических знаний
Актуальность
Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной, основной и средней школы, перехода от традиционной установки на формирование знаний, умений и навыков к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию.
Планируемые результаты ФГОС второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех уровнях образования является обеспечение преемственности в освоении обучающимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается на весь педагогический коллектив в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от педагога к обучающемуся. Задачей педагога становится не только наглядно и доступно объяснить, рассказать, показать все на уроке, а включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Включение в урок проблемных ситуаций, групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся, дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Проблема
Необходимость формирования познавательных универсальных учебных действий.
Тема
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках библиотечно-библиографических знаний.
Объект исследования
Процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках библиотечно-библиографических знаний.
Предмет исследования
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках библиотечно-библиографических знаний как условие информационного самообеспечения обучающимися своей учебной деятельности.
Цель
Теоретическое обоснование, разработка и инновационная апробация проекта по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках библиотечно-библиографических знаний.
Задачи
1.Обосновать актуальность проблемы своевременного и качественного формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся школы на уроках библиотечно-библиографических знаний.
2.Изучить состояние проблемы в теории и практике общего образования.
3.Разработать проект инновационной работы по целенаправленному формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся школы на уроках библиотечно-библиографических знаний.
4.Осуществить подбор, систематизацию, модификацию диагностических методов.
5.Определить наличествующий уровень познавательных универсальных учебных действий у обучающихся школы.6.Принять участие в инновационной апробации проекта с промежуточной экспертизой и диагностикой результатов.
7.Определить эффективность процесса реализации проекта.
8.Осуществить презентацию и внедрение инновационных материалов в практику работы библиотек образовательных организаций.
Контингент
Обучающиеся уровней начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
Гипотеза
В работе выдвинуто предположение о том, что своевременное и успешное формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий будет осуществляться успешно, если:
- будут формироваться умения и навыки по работе с информацией через систему теоретических и практических занятий в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;
- будет осуществляться содействие воспитанию информационно независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному поведению;
- будет идти подготовка обучающихся к мотивированному непрерывному самообразованию.
Научная новизна
Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом – «образование в течение всей жизни».
Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные организации, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого педагог не только должен сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности.
Смена парадигмы образования имеет весьма существенные следствия не только для образовательных организаций, но и для библиотек, поскольку существенным образом влияет на реализацию образовательной функции библиотеки. Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации, - все это обусловливает необходимость владения педагогом-библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения пользователей навыкам работы с информацией. И для образовательных организаций, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами педагогические работники становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры обучающихся.
Сроки эксперимента
1 этап - восемь месяцев 2012 года
2 этап - 2012-2015 года
3 этап - 2015-2016 года
Этапы эксперимента
№ Этапы Содержание деятельности Прогнозируемые результаты
1 Про-блемно-анали-
тический Изучение научной и методической литературы по теме исследования.
Накопление фактов реального состояния личностного развития обучающихся школы.
Участие в выявлении ресурсных, организационных, психолого-педагогических и социально-культурных условий, при которых в ОО обеспечивается создание действующей модели успешного социально-личностного развития обучающихся.
Участие во встречах с родителями для разъяснения целей ОПП и налаживания механизмов сотрудничества семьи и образовательной организации.
Участие в методической учёбе педагогов всех ОО с целью освоения идей, задач опытной педагогической деятельности и путей их практической реализации. Критический анализ научной литературы по проблеме проекта.
Выявление трудностей, проблем, возникающих в процессе перехода школьного обучения с одного уровня на другой.
Уточненный проект индивидуальной методической деятельности.
Документальное оформление деятельности по проекту.
Участие в совместном родительском собрании всех ОО.
Коррективы в локальных нормативных актах школьной библиотеки.
Теоретическая, методическая и практическая готовность к участию в инновационной деятельности.
2 Анали-
тико-
иссле-
дова-
тельский Определение показателей и критериев сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся школы по уровням общего образования.Отбор, систематизация, адаптация диагностического инструментария, адекватного целям и задачам инновационной работы.
Разработка инновационной программы по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся школы.Организация текущей и итоговой рефлексии субъектов образовательной деятельности.
Осуществление опытно – педагогической и диагностической работы.
Планирование работы по повышению квалификации. Пакет диагностических материалов.
Программа уроков ББЗ.
Накопление детьми школьного возраста опыта организации самостоятельной деятельности, в том числе во внеурочной деятельности.
Повышение квалификации, самообразование.
3 Обоб-
щающе-
вне-
дренче
ский Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования.
Корректировка апробированных педагогических методик и технологий.
Разработка методических рекомендаций по созданию в ОО системы условий, обеспечивающих успешное формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся школы.Участие в проведении семинаров, научно практических конференций для педагогов ОО района, Пермского края.
Подготовка материалов в педагогические журналы, СМИ.
Представление результатов родителям (законным представителям). Сформированная в ОО система педагогической работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся школы.Обобщенные результаты реализации разработанной программы уроков ББЗ.
Практические рекомендации по теме инновационной работ.
Публикации в педагогических журналах, статьи в газетах.
Участие в научно-практических конференциях различного уровня с представлением результатов инновационной деятельности.
Форма предоставления результатов
Мастер-класс для библиотекарей образовательных организаций «Как работать нестандартно по новым стандартам».
Участие в краевом конкурсе библиотек образовательных организаций «Программа развития школьной библиотеки: Профессиональная компетентность библиотечного специалиста. Реальность и ожидание».
Участие в краевом конкурсе на лучшую публикацию опыта работы библиотечного специалиста.
Публикация в журнале «Школьная библиотека: сегодня и завтра» «Тематическое планирование уроков библиотечно-библиографических знаний в 1 – 11 классах».
Стендовый доклад в рамках промежуточной экспертизы.
Размещение статьи «Тематическое планирование уроков библиотечно-библиографических знаний в 1 – 11 классах» в социальной профессиональной сети учителей в рамках проекта InfoUrok.Ru на сайте учительский.сайт/Вяткина-Вера-Викторовна
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. – 2013. - № 24. – С. 4 – 32.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2009. - № 3. – С. 17 – 63.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Вестник образования. – 2011. - № 4. – С. 11 – 77.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Вестник образования. – 2012. - № 13. – С. 6 – 75.