Рабочая программа по русскому языку. 7 кл. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской и др.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Утверждаю.
Директор МБОУ «КСОШ №7»
______________ Геркова Л. В.
Приказ от_________ № ______
М. П.
Рабочая программа
по русскому языку
7 «А» класс
Составитель
учитель русского языка и литературы
Некрасова Светлана Викторовна
2016 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвокнных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
овладение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных видов и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни народа и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуации речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
Русский язык как развивающееся явление.
Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Повторение материала, изученного материала в 5-6 классах.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи и междометие. Культура речи.
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация материала, изученного в 5-7 классах.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, 2016.
Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. –
3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Система условных обозначений
Контрольные, проверочные работы Развитие речи № Сроки Тема урока
планируемые фактические I ч. – 33 ч. Русский язык как развивающееся явление (1 ч.)
1 02.09-09.09 Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5-6 классах (9 ч.)
2 02.09-09.09 Синтаксис. Пунктуация. Разборы
3 05.09-09.09 Лексика и фразеология
4 05.09-09.09 Фонетика и орфография. Фонетический разбор
5 05.09-09.09 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
6 12.09-16.09 Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
7 12.09-16.09 Входной диагностический тест
8 12.09-16.09 Текст. Стили литературного языка
9 12.09-16.09 Контрольный диктант по теме «Повторение материала, изученного в 5-6 классах»
10 19.09-23.09 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Культура речи (76 ч.)
Причастие (40 ч.)
11 19.09-23.09 Причастие как часть речи
12 19.09-23.09 Причастие как часть речи
13 19.09-23.09 Публицистический стиль
14 26.09-30.09 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
15 26.09-30.09 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
16 26.09-30.09 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
17 26.09-30.09 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
18 03.10-07.10 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
19 03.10-07.10 Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении
20 03.10-07.10 Действительные и страдательные причастия
21 03.10-07.10 Действительные и страдательные причастия
22 10.10-14.10 Краткие и полные страдательные причастия
23 10.10-14.10 Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
24 10.10-14.10 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
25 10.10-14.10 Действительные причастия прошедшего времени
26 17.10-21.10 Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Изложение от 3-го лица
27 17.10-21.10 Страдательные причастия настоящего времени
28 17.10-21.10 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
29 17.10-21.10 Сжатое изложение
30 24.10-28.10 Страдательные причастия прошедшего времени
31 24.10-28.10 Страдательные причастия прошедшего времени
32 24.10-28.10 Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени
33 24.10-28.10 Контрольный диктант по теме « Причастие как часть речи. Причастный оборот»
II ч. – 32 ч.
34 07.11-11.11 Анализ диктанта. Тест на тему «Причастие. Причастный оборот»
35 07.11-11.11 Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
36 07.11-11.11 Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
37 07.11-11.11 Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
38 14.11-18.11 Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
39 14.11-18.11 Выборочное изложение
40 14.11-18.11 Выборочное изложение
41 14.11-18.11 Морфологический разбор причастия
42 21.11-25.11 Слитное и раздельное написание не с причастиями.
43 21.11-25.11 Слитное и раздельное написание не с причастиями
44 21.11-25.11 Слитное и раздельное написание не с причастиями и другими частями речи
45 21.11-25.11 Буквы о и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
46 28.11-02.12 Буквы о и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
47 28.11-02.12 Сочинение – описание внешности человека
48 28.11-02.12 Повторение изученного материала о причастии
49 28.11-02.12 Контрольная работа по теме «Правописание причастий. Причастный оборот» (или тестовая работа)
50 05.12-09.12 Анализ контрольной работы
Деепричастие (10 ч.)
51 05.12-09.12 Понятие о деепричастии
52 05.12-09.12 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
53 05.12-09.12 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
54 12.12-16.12 Раздельное написание не с деепричастиями
55 12.12-16.12 Деепричастия несовершенного вида
56 12.12-16.12 Деепричастия совершенного вида
57 12.12-16.12 Деепричастия совершенного вида
58 19.12-23.12 Сочинение с описанием действия
59 19.12-23.12 Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия
60 19.12-23.12 Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Наречие (23 ч.)
61 19.12-23.12 Наречие как часть речи
62 26.12-30.12 Употребление наречий в речи
63 26.12-30.12 Смысловые группы наречий
64 26.12-30.12 Степени сравнения наречий
65 26.12-30.12 Морфологический разбор наречия
III ч. – 40 ч. 66 12.01-13.01 Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е
67 12.01-13.01 Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и _е
68 16.01-20.01 Урок – практикум по теме «Употребление не с разными частями речи»
69 16.01-20.01 Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
70 16.01-20.01 Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
71 16.01-20.01 Н и нн в наречиях на –о и –е
72 23.01-27.01 Урок – практикум по теме «Правописание н и нн в разных частях речи»
73 23.01-27.01 Описание действий
74 23.01-27.01 Буквы о и е после шипящих на конце наречий
75 23.01-27.01 Буквы о и а на конце наречий
76 30.01-03.02 Изложение текста с описанием действия (упр. 248)
77 30.01-03.02 Дефис между частями слова в наречиях
78 30.01-03.02 Дефис между частями слова в наречиях
79 30.01-03.02 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
80 06.02-10.02 Мягкий знак после шипящих на конце наречий
81 06.02-10.02 Повторение изученного о наречии
82 06.02-10.02 Контрольный диктант (или тестовая работа) по теме « Наречие»
Категория состояния (3 ч.)
83 06.02-10.02 Категория состояния как часть речи
84 13.02-17.02 Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор
85 13.02-17.02 Анализ тестовой работы
86 13.02-17.02 Сжатое изложение (упр. 281)
87 13.02-17.02 Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи
88 20.02-24.02 Употребление предлогов
89 20.02-24.02 Непроизводные и производные предлоги
90 27.02-03.03 Непроизводные и производные предлоги
91 27.02-03.03 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов
92 27.02-03.03 Подробное изложение
93 27.02-03.03 Слитное и раздельное написание предлогов
94 06.03-10.03 Слитное и раздельное написание предлогов
95 06.03-10.03 Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест
Союз (12 ч.)
96 06.03-10.03 Союз как часть речи. Простые и составные союзы
97 06.03-10.03 Союзы сочинительные и подчинительные
98 13.03-17.03 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
99 13.03-17.03 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
100 13.03-17.03 Проверочная работа по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении»
101 13.03-17.03 Сочинение. Я сижу на берегу… (По упр. 335)
102 20.03-24.03 Сочинительные союзы
103 20.03-24.03 Подчинительные союзы. Морфологический разбор
104 20.03-24.03 Морфологический разбор союзов
105 20.03-24.03 Слитное написание союзов тоже, также, чтобы
IV ч. – 31 ч. 106 03.04-07.04 Слитное написание союзов тоже, также, чтобы
107 03.04-07.04 Повторение сведений о предлогах и союзах. Тест
Частица (15 ч.). Междометие (1 ч.)
108 03.04-07.04 Частица как часть речи
109 03.04-07.04 Разряды частиц. Формообразующие частицы
110 10.04-14.04 Смысловые частицы
111 10.04-14.04 Смысловые частицы
112 10.04-14.04 Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы
113 10.04-14.04 Отрицательные частицы не и ни
114 17.04-21.04 Отрицательные частицы не и ни
115 17.04-21.04 Различение частицы и приставки не-116 17.04-21.04 Различение частицы ни, приставки ни-, союза ни – ни
117 17.04-21.04 Сочинение – рассказ по данному сюжету (по у.402)
118 24.04-28-04 Подробное изложение с элементами сочинения
119 24.04-28-04 Подробное изложение с элементами сочинения
120 24.04-28-04 Междометие как часть речи.
121 24.04-28-04 Дефис в междометиях
Повторение и систематизация материала, изученного в 5-7 классах (11 ч.)
122 02.05-05.05 Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи
123 02.05-05.05 Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи
124 02.05-05.05 Фонетика и графика
125 11.05-12.05 Лексика и фразеология
126 11.05-12.05 Лексика и фразеология
127 15.05-19.05 Морфемика. Словообразование
128 15.05-19.05 Промежуточная аттестация
129 15.05-19.05 Морфология
130 15.05-19.05 Морфология
131 22.05-26.05 Орфография
132 22.05-26.05 Синтаксис. Пунктуация
133 22.05-26.05 Синтаксис. Пунктуация
134135136 22.05-26.05
29.05-30.05
29.05-30.05 Резерв
Согласовано.
Протокол заседания ШМО гуманитарного цикла
от 29.08.2016 г. №6.
Согласовано.
Зам. директора по УВР _________ / Жукова О.Л.
29.08.2016 г.