Методическая разработка урока ИЗО на тему Декоративно – прикладное искусство в жизни человека (5 класс)
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству класс 5
Автор: Генова Татьяна Николаевна МОУ СОШ №49 г. Копейск
Технологическая карта урока
Класс 5
Авторы и название учебной программы Неменский Б.М. Изобразительное искусство
Учебный предмет Изобразительное искусство
Учебная тема Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
Название учебного занятия Древние образы в современных народных игрушках
Педагогическая идея урока Очень часто за событиями.
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину
Цель урока Направить усилия учащихся на восприятие художественного образа игрушек в традициях известных промыслов.
Задачи О Познакомиться ведущими центрами производства и росписи игрушек. Углубить знания о форме, композиции, элементах орнамента, цветовом решении глиняных игрушек. Закрепить умения и навыки работы с текстом.
В воспитание любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности. Совершенствовать навыки общения. Способствовать формированию ответственного отношения к работе и мобилизация усилий на безошибочное выполнение заданий. Воспитать культуру экономного расходования времени.
Р Продолжить развитие умения выделять главное, сравнивать, научить работать с литературой и другими источниками информации, научить выступать перед аудиторией, формировать навыки работы в коллективе, умение сравнивать, объяснять особенности.
Планируемый результат
Личностные Смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной и исследовательской деятельности
Предметные Смогут понимать различия между употреблением терминов Дымковская, Филимоновская, Каргопольская. Смогут выбирать способ представления данных в зависимости от поставленной задачи.
МетапредметныеСмогут самостоятельно определять цель, овладеют основами самоконтроля, самооценки, обобщить знания, приобретут умение классифицировать, продемонстрируют уверенное владение устной речью, приобретут навыки формирования и развития ИКТ – компетентности.
Вид учебного занятия Урок открытия новых знаний
Тип учебного занятия Урок - путешествие
Основные термины, понятия Каргополь, Филимоново, Дымково, игрушечник, артель, народный промысел, роспись, обожжённая глина
Литература С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений2ое издание доработанное – М Просвещение 2011.-233 с.(работаем по новым стандартам). ISBN 978-5-09-019218-7
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно прикладное искусство в жизни человека .Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Неменского Б.М. М. Просвещение 2011 год- 176 с., ил. ISBN 5-09-008220-0
Горяева Н.А., Методическое пособие к учебнику Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно прикладное искусство в жизни человека .Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Неменского Б.М. Просвещение 2011 год – 109 с. ISBN 5-09010853-6
Ресурсы Презентация по теме «Древние образы в народных игрушках», ПК учителя,, медиапроектор, документ, плакаты, раздаточный материал, принтер, учебник,УМКПеред входом в класс ребята выбирают шаблон понравившейся им игрушки и садятся по группам соответствующим выбранным шаблонам.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.
Настройка на урок.
Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей ЛУУД:
действие смыслообразования.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Самоконтроль по организации рабочего места
Этап проблемно – мотивационный
Самоопределение к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – нравственном уровне.
Создаёт эмоциональный настрой на урок
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Учитель обращает внимание детей на оформление кабинета к уроку
Выдвигает проблему
Ребята, а как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
Правильно!
Не случайно в классе выставлены произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы совершим путешествие в мир народных игрушек.
Озвучивает цель и задачи урока
Тема занятия: «Древние образы в современных народных игрушках»
А как вы думаете, что нового вы можете узнать об игрушках?
Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Осознанно слушают
Мы думаем, что игрушкам
Ответы детей:
Виды игрушек
Их форма
Роспись
орнамент
ЛУУД смыслообразованиеРУУД волевая саморегуляцияКУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Умение слушать и понимать речь других.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Информационный
Цель: включение в целенаправленное действие
Получение новой информации:
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
Рассмотрите игрушки разных промыслов и постарайтесь найти то, что отличает их друг от друга.
Обратите внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древние знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства. Осознание смыслов самостоятельного открытия нового знания
Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и челове-чества усвоение гумани-стических, традиционных ценностей многонацио-нального российского общества.
Коммуникативные УУД: - эмоционально воспри-нимать увиденное, при-нимать активное участие в беседе.
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;
- осуществляют самокон-троль.
просмотр слайдов разные виды игрушек.
Проблемная ситуация
Вы внимательно посмотрели на игрушки, скажите, пожалуйста, что объединяет эти игрушки?
А есть ли у них различия? Какие?
Ответы детей:
Они сделаны из глины
Ответы детей:
Да есть.
Разные цвета в росписи.
Форма разная
Орнаменты разные
Для нашего путешествия нам нужен бортовой журнал, в котором 3 колонки:
знал хочу узнать узнал новое
Аналитический
Цель: включение в тренировочную деятельность
Освоение нового знания
А на сколько групп вы бы разделили увиденные игрушки
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
Не случайно вы сидите сегодня по группам. Значит, мы познакомимся с тремя видами игрушек. Вам предстоит найти информацию об игрушках вашей группы, рассказать о них другим группам. Для этого каждой группе дается план, по которому они будут работать.
Задание группам.
1.Название игрушки.
2.Название села, деревни, где делают игрушку.
3.Название области или областного центра.
4.Основные цвета.
5.Основные узоры.
6.Особенности формы.
7.Основные фигурки. ( название)
8.Интересный факт.
А теперь послушаем наши группы, что нового они узнали
Мы думаем, что на 3
Самостоятельная работа в группах по плану
Участники групп выходят к доске рассказывают двум другим группам , что нового они узнали. Ребята других групп записывают новые данные в бортовой журнал. Личностные УУД: зна-ние культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и челове-чества усвоение гумани-стических, традиционных ценностей многонацио-нального российского общества.
Коммуникативные УУД: - эмоционально воспри-нимать увиденное, при-нимать активное участие в беседе.
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;
- осуществляют самокон-троль.
Подведём итоги нашего урока
Мы узнали, что существуют 3 центра по производству и росписи глиняных игрушек: Дымковская , филимоновская, каргопольскаяПросмотр презентации
Как называется эта игрушка?
Правильно!
Дымковская
Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали eё – Дымково.
Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Что же этот узор означает?
Правильно!
Кружочки- солнышки – символ жизни.
Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.
Как называется эта игрушка?
Правильно!
ФилимоновскаяПо местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?
Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей
Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.
Каким узором украшены филимоновские игрушки?
Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.
Как называется эта игрушка?
Правильно!
каргопольскаяЕё родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.
Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату.
Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной
Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами.
Какие узоры можно встретить?
На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений. Дымковская
Ребята делают записи в бортовом журнале
Дымковская
Солнышки, зёрнышки, поле.
ФилимоновскаяРосписью
Формой
Разноцветные полоски
каргопольскаяКруги
колоски Этап рефлексивный
Обобщение, систематизация знаний
Обобщение,
систематизация знаний Ребятам предлагается выполнить небольшой проверочный тест.
На слайде даны 3 колонки с названиями игрушек и 9 изображений орнаментов. Нужно в каждую колонку подставить по 3 цифры соответствующих орнаментов.
После проверяем, на слайде цифры меняются в нужную колонку.
Учащиеся работают с таблицей, расставляя цифры в нужные колонки Познавательные УУД:
выполняют работу, анали-зируют, контролируют и оценивают результат.
Коммуникативные УУД:
рефлексия своих действий.
Регулятивные УУД:
осуществляют пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные УУД:
- умеют использовать речь для регуляции своего дей-ствия;
- строят понятные для со-беседника высказывания.
Регулятивные УУД:
- дают объективную само-оценку результатов своей деятельности и общей учебной деятельности
Обратная связь
Само и взаимооценкаПолучение данных для коррекции А теперь ребята оценим свою работу и работу групп Учащиеся заполняют оценочный лист
Ребята сдают свои тетради с бортовыми журналами учителю на проверку, для выставления оценок. Самоопределение, постановка личных и познавательных задач
Учитель: Ребята, мне понравилось с вами сегодня работать. А вам понравился урок и почему?
Все группы очень старались. Молодцы!
Было интересно
Понравился
Много нового узнали
Спасибо за урок!