Статья по теме Проблема выбора профессии в старших классах
В последнее время среди учащихся старших классов преобладает тенденция выбирать будущую профессию лишь с точки зрения её престижности. При этом следует отметить, что под словом «престижность» большинство подростков понимает «высокий заработок». В консультативной практике нередко приходится сталкиваться и с тем, что старшеклассники, выбирая будущую профессию, не учитывают ни собственного интереса к той или иной специальности, ни своих индивидуальных потребностей, ни личностных качеств.
Не имея собственного жизненного опыта, многие юноши и девушки обращаются за советом к родителям, которые, так же, как и их дети, в основном апеллируют к финансовой составляющей будущей профессии.
Доминирование стремлений к специальностям, обещающим в дальнейшем высокий доход, вполне объяснима с учётом отечественных реалий, однако не стоит забывать, что человек, занимающийся не своим делом, никогда не сможет быть счастливым, а, следовательно, не сможет быть полезным обществу. Такой «специалист», как правило, не востребован на работе, его непрофессионализм будет заметен сразу.
На сегодняшний день уже ни для кого не является секретом, что многих выпускников устраивают на хорошую работу «по знакомству». Но не стоит забывать, что и в этом случае человеку нужно будет работать самостоятельно, применяя знания, полученные в ВУЗ-е. О моральной подоплёке подобного «воспитания», когда молодой человек заранее уверен в подобном «трудоустройстве» и исходит в выборе своей будущей профессии сугубо из этих соображений, и говорить не стоит.
В юношеском возрасте важным аргументом в выборе будущей специальности может стать также мнение друга/подруги. К примеру, некоторые молодые люди могут поступать в один университет «за компанию» и т.д.
Дурную службу в данном случае могут сыграть и стереотипы, пропагандируемые телевидением и СМИ. Представления о профессии у старшеклассников нередко складываются по просматриваемым телесериалам и художественным фильмам. Определённую роль в подобном восприятии профессий играет и общество, навязывая подросткам определённые стереотипы.
Часто молодые люди оказываются абсолютно беспомощными в выборе не только будущей специальности, но и учебного заведения. Несмотря на глобальное использование Интернет-ресурсов, старшеклассники не умеют в них ориентироваться и использовать для получения необходимой информации.
Таким образом, выбор профессионального пути современными подростками зачастую оказывается неграмотным и уже на первом курсе университета может привести к разочарованию и полной потере интереса к своей специальности. Впоследствии, окончив университет, эти молодые люди не захотят или не смогут работать по своему направлению и годы учёбы могут пройти даром.
Опыт показывает, что наиболее оптимальный способ помочь старшеклассникам правильно выбрать будущую профессию – это: 1) систематические беседы (начиная с начальной школы); 2) регулярные посещения колледжей и институтов; 3) приглашение в школы представителей разных специальностей и т.д. Важным моментом является консультация школьного психолога, который может провести профессиональную диагностику и предоставить качественные рекомендации, которые могут определиться с выбором профессии.