Урок внеклассного чтения по повести Василя Быкова Обелиск в 9 классе


Урок внеклассного чтения по повести В. Быкова «Обелиск» 9 класс Цель: познакомить с содержанием повести о войне, написанной в послевоенные годы; показать дискуссионный характер произведения, раздвигающего рамки осознания героического, ставящего проблему выбора; воспитывать умение оценивать поступки героев не только с формальной, но и с нравственной точки зрения; воспитывать умение доказательно отстаивать свою точку зрения. А. Твардовский в поэме «Василий Теркин»:...в глуши, в бою безвестном В сосняке, в кустах сырых Смертью праведной и честной Пали многие из них. Пусть тот бой не упомянут В списке славы золотой, День придет — еще повстанут Люди в памяти живой. И в одной бессмертной книге Будут все навек равны — Кто за город пал великий, Что один у всей страны; Кто за гордую твердыню, Что у Волги у реки, Кто за тот, забытый ныне, Населенный пункт Борки. И Россия — мать родная — Почесть всем отдаст сполна. Бой иной, пора иная, Жизнь одна и смерть одна. «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолить его душу. А он стоит. А он все выносит» В.Быков Белорусский писатель Василь Владимирович Быков - Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. 1924-2003 Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: "Счастье", "Ночью", "Фруза". В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы. За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Книги В. Быкова о войне Книги В.Быкова о войне Герои повестей В. Быкова — рядовые участники войны, но перед каждым из них стояла проблема выбора, причем вопрос был не в том, как сохранить свою жизнь, а в том, как умереть достойно, как сохранить для других веру в торжество высшей идеи.Поступки его героев психологически достоверны, потому что исходным моментом является пережитое самим писателем. «Я всегда писал о том, что пережил сам, что пережили мои товарищи. Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, о чем я пишу, так или иначе было». В.Быков Задание. Продолжите фразу:Учитель — это...Сравнение с толкованием словаря С. Ожегова:Учитель — 1. Лицо, которое обучает чему-то, преподаватель. 2. Глава учения. Человек, который учит (научил) чему-то (высокий стиль).)Как вы думаете, в каком смысле это слово больше употребляется в повести?Кто из героев повести является учителем в 1 значений?Кого из них можно назвать учителем в высоком понимании этого слова?



Беседа по тексту.От чьего имени ведется повествование? Два рассказчика — приезжий журналист и бывший учитель, зав роно, партизан Тимофей Титович Ткачук.Что незримо объединяет этих двух собеседников — в формальном и в психологическом плане? Дорога — долго идут пешком, чувство вины: один долго собирался и не успел приехать и выслушать Миклашевича, чтобы помочь ему,— приехал на похороны, другой — «сдался»: «Мороз был нашей болячкой. На совести у обоих. У меня и у него. Ну да я что... Я сдался. А он нет. И вот — победил. Добился своего. Жаль, сам не выдержал».

Беседа по тексту.Почему заведующий роно Ткачук срочно поехал знакомиться с Морозом? Из-за жалобы: не поддерживает дисциплины, как равный ведёт себя с учениками, учит их без необходимой строгости, не выполняет программ.Как состоялось первое знакомство? Пилили дрова, ночевали тут же в школе.Как сначала отнесся Ткачук к выполнению Морозом программ? Осталось ли его мнение неизменным?«Тогда я услышал от него такое, что сначала вызвало во мне несогласие. А потом я стал допускать, что, возможно, он в чем-то и прав. Как теперь погляжу с высоты моего пенсионного возраста, так он был абсолютно прав».


Беседа по тексту.В чем, считал Мороз, состоит первейшая задача учителя? «Можно ли в наше время быть образованным человеком, не читая Толстого? Да и вообще, можно ли быть человеком?»; «Он делал из них не отличников учебы, не послушных зубрил, а прежде всего — людей»; «достичь этого можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками».Назовите поступки Мороза, говорящие о его активной позиции в отношениях с учениками. Приютил и защитил Павлика Миклашевича, купил обувь и провожал зимой девочек, читал во время болезни «Войну и мир», взял на себя вину мальчика.

Беседа по тексту.Что поразило знакомых в поступке Мороза в начале войны? Каким словом это можно назвать с формальной точки зрения? Почему Мороз так решил?«Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь».Только ли для будущего работал Мороз? Его помощь в настоящем — приемник, сводки.За что схватили ребят и какое условие поставили фашисты? Какое решение принимает Мороз? Почему он сделал именно такой выбор ?


Беседа по тексту.Как вы оцениваете поступок Алеся Ивановича Мороза?Сказал ли Мороз ребятам, почему он оказался с ними? Пытался ли он обмануть своих учеников какой-то надеждой, утешить? «И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. И сам старался быть бодрым. Говорил, что жизнь человеческая очень несоразмерна с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят — все не более чем мгновение перед лицом вечности».О какой высшей награде он говорил им? «Их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой — самой высокой из всех возможных в мире наград».


Беседа по тексту.Что стало дальше с Морозом и его учениками? Почему Алеся Ивановича решили доставить живым? Как казнили их в поселке? Случайно ли у виселицы была форма креста?

Описание обелискаЭто был приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней затейливости сооруженный руками каких-то местных умельцев. Выглядел он более чем скромно, если не сказать, бедно, теперь даже в селах устанавливают куда более роскошные памятники. Правда, при всей его незатейливости не было в нем и следа заброшенности или небрежения: сколько я помню, всегда он был тщательно досмотрен и прибран, с чисто подметенной и посыпанной свежим песком площадкой, с небольшой, обложенной кирпичными уголками клумбой, на которой теперь пестрело что-то из поздней цветочной мелочи. Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я видел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику.Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь черная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя — Мороз А.И., которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской. ДискуссияВ чем хотели отказать Морозу формалисты? А как вы считаете, должно ли быть имя Мороза на обелиске? Как вы думаете, зря или не зря погиб Алесь Иванович Мороз и как можно оценить его поступок — как подвиг или необдуманный шаг? Что им руководило — излишняя наивность или высокое понимание долга? ДискуссияТолько ли о конкретном Алесе Ивановиче Морозе эта повесть? «Сколько у нас героев? Скажешь, странный вопрос? Правильно, странный. Кто их считал. Но посмотри газеты: как они любят писать об одних и тех же. Особенно, если этот герой войны и сегодня на видном месте. А если погиб? Ни биографии, ни фотографии. И сведения куцые, как заячий хвост. И непроверенные. А то и путанные, противоречивые. <...> Вот мне, например, непонятно, почему героев, живых или погибших, ДОЛЖНЬІ искать пионеры? <...> Почему это взрослые дали не заботятся, чтобы не было этих самых безвестных? Почему они умыли руки? Где военкоматы? Архивы? Почему такое важное дело передоверено ребятишкам?»Поставлена ли последняя точка в истории Алеся Ивановича Мороза?

Последний эпизод повести«Разговор в машине»От «Зря вы там за столом насчет Мороза...» до «Вы понимаете, какой это аргумент?»Какими словами называет Ткачук людей, не понимающих поступка Мороза? «Вам памятник, учителя, Я высек бы из красного гранита, Установил бы на простореБольшое человеческое сердце» А.Дусенбиев. «Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми. (Ю. Фучик) Домашнее задание. Написать сочинение – размышление «Память о войне»