ПРОГРАММА КРУЖКА ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ « ПЛАНЕТА ЗАГАДОК ».


                                       ПРОГРАММА
КРУЖКА ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
                            « ПЛАНЕТА ЗАГАДОК ».   
Направленность – экологическое воспитание
Возраст обучающихся – 7 -10 лет
Срок реализации – 4 года
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Составитель: Чумакова О.В., учитель начальных классов ГБОУ ООШ с. Парфёновка             
                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
     Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.  Экологическое воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритета. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
     Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
      Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные, общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.  
     
              Актуальность проблемы экологического воспитания детей.
       
             В нашей школе, как и в других школах края, ведется работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Поэтому в целях сохранения природы и экологического воспитания учащихся была разработана данная программа. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Созданная  общеинтеллектуальная программа экологической направленности для учащихся 1-4 классов ГБОУ ООШ с. Парфёновка  поможет ученикам, получить все необходимые знания по экологии и о природе родного края, а проведение различных  внеклассных мероприятий будут способствовать изучению экологических проблем родного края в целом и особенно  района, и путей их решения, воспитанию бережного отношения к природе, любви и бережному отношению ко всему живому.Объектом моей программы стали содержательные, технологические, иллюстративные и технические средства по теме «Экология. Растительный и животный мир. Памятники природы. Красная книга»
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ,  синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. 
 Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
-Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации Программы.
    Программа « Планета загадок » рассчитана на 4 года. Программа ориентирована на учащихся начальной школы 7 -10 лет.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
                           Форма реализации программы.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принцип, положенный в основу массовых мероприятий.
Экологическое воспитание понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого нравственного и патриотического сознания, охране природы родного края, знанию экологических проблем современности, стремления к выполнению своего гражданского долга по сохранению природных богатств родного края.
Программа опирается на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы.
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы экологического  воспитания.
Задачи: 
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический.
Цель: реализация программы по экологическому  воспитанию  « Планета загадок».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по экологическому воспитанию.
3. Вовлекать в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
4. Проводить мониторинг реализации программы.
5. Принимать участие в конкурсах по экологическому  воспитанию.
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи: 
1.Обобщить результаты работы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство ГБОУ ООШ  сотрудничает с ДЮШ и ДШИ с.Домашка,  сельской и школьной библиотеками, школьным музеем.
 Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения   муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность экологической культуры и  гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к необходимости бережного отношения к природе:
патриотизм и любовь к Родине, родному краю;
Красная книга района и области;
национальное самосознание;
знание глобальных экологических проблем и путей их решения.
Количественные параметры: 
включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к  учреждению, к педагогу, совместным делам);
участие в конкурсах;
проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
В результате реализации Программы ожидается:
1. В  классе, как в образовательной системе:
создание работы по экологическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе  выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в эколого - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, края, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.
Формы подведения итогов реализации программы.
          При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными работами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Курс программы состоит из 10 разделов, реализация которых прослеживается все 4 года обучения и совершенствуется с каждым годом за счет усложнения материала ( в связи с возрастными особенностями).
1 раздел – « Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – « Волшебный мир»
В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.
3 раздел – « Тайны птичьего царства»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц,  часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – « О чем шепчут деревья ? »
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – « Загадки животного мира»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное  морское путешествие
6 Раздел – «Молчаливые соседи».
В этом разделе дети знакомятся с правилами ухода за домашними питомцами; наблюдать и вести журнал наблюдения за меньшими братьями;
7 раздел – « Природа в нашем доме»
Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом.  Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся  ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.
8 раздел – « Красота спасет мир»
Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы  у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.
9 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.
10 раздел – « Возьмемся за руки».
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Тематический план кружка « Планета загадок».
№ Наименование разделов Всего часов 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1. Введение в экологию. 8 1 2 4 1
2. Волшебный мир. 13 4 3 3 3
3. Тайны птичьего царства. 15 3 4 3 5
4. О чем шепчут деревья? 12 3 3 3 3
5. Загадки животного мира. 14 4 3 3 4
6. Молчаливые соседи. 12 3 3 3 3
7. Природа в нашем доме. 15 4 3 4 4
8. Красота спасет мир. 15 3 4 3 3
9. Человек – часть природы. 15 3 4 4 4
10. Возьмемся за руки. 18 5 5 4 4
Итого: 135 33 34 34 34
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать: 
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий. 
Учащиеся должны уметь: 
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
            Тематическое планирование кружка « Планета загадок».
                                                Первый год обучения.
№ Наименование разделов, тем Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Введение в экологию. 1 ч 1. Что такое « экология»?  Экскурсия в природу. 1 - наблюдать за изменениями в природе;
- обсуждать экологическую систему в станице
Волшебный мир. 4 ч 2. Почемучкина  поляна. 1 - выявлять взаимосвязи происходящих изменений в природе;
- учиться находить ответы на экологические вопросы
3. Жалобная книга природы. 1 - понаблюдать за состоянием окружающей среды;
- собирать «жалобы» природы
4. Конкурс рисунков « Золотая осень». 1 - развивать творческие способности, воображение
5. Красная книга родного края. 1 - ознакомиться с Красной книгой Самарской области
О чем шепчут деревья ?3 ч 6. Викторина « Что ты знаешь о деревьях»? 1 - пополнить свои знания о деревьях;
- обсуждать интересные факты из жизни деревьев
7. Мы – художники. Рисование деревьев в разные времена года. 1 - развивать творческие способности;
- учиться передавать состояние деревьев в разное время года с помощью красок
8. Экскурсия « По тропинке в лес пойдем». 1 - наблюдать за изменениями в природе;
- описывать деревья и растения
Тайны птичьего царства. 3 ч 9. Экскурсия в парк « Мы – друзья птиц». 1 - учиться слышать голоса леса;
- наблюдать за птицами;
- воспитывать бережное к ним отношение
10. Знатоки загадок. 1 - учиться загадывать загадки и находить правильные ответы;
- характеризовать загадки по типу;
- развивать мышление
11. Открытие птичьей столовой. Изготовление кормушек. 1 - оказывать реальную помощь пернатым друзьям
Загадки животного мира. 4 ч 12. Санитары леса. 1 - ознакомить с некоторыми животными – санитарами леса;
- выяснять их роль в жизни  леса;
 - бережно относиться к зеленым насаждениям
13. Викторина « Знакомые незнакомцы». 1 - охарактеризовать лесных жителей ( по выбору);
- ознакомить с их ролью в цепи питания жителей леса
14. Любопытные факты о животных. 1 - обсуждать интересные сведения из жизни животных, насекомых, птиц;
- развивать воображение, фантазию
15. Конкурс загадок. 1 - поиск загадок на различные темы о неживой и живой природе;
- учиться работать с дополнительными источниками
Молчаливые соседи. 3 ч 16. Конкурс рисунков « Наши меньшие братья». 1 - наблюдать за домашними питомцами;
- воспроизводить на бумаге меньших братьев;
- учиться составлять коллективный коллаж
17. Рассказ-описание « Мой любимец». 1 - учиться составлять рассказ-описание по плану на основе наблюдений;
- пополнить знания по уходу за домашними животными
18. Беседа « В гостях у тети кошки». 1 - ознакомиться с разными породами кошек и их особенностями от других животных;
-учиться работать с энциклопедической литературой
Природа в нашем доме. 4 ч 19. Беседа « Это русское раздолье, это Родина моя ». 1 - обсуждать, какое место занимает природа в истории семьи;
- воспитывать гордость за свою Родину;
- учиться оценивать мнения других
20. « Сорные »  слова. 1 - «высаживать» на предполагаемые  «клумбы» « сорные» слова учащихся;
- следить за своей речью и наблюдать за речью собеседников
21. Викторина « Береги все живое». 1 22. КВН « Оранжерея на окне». 1 - характеризовать и обобщать полученные сведения о комнатных растениях, об экзотических  растениях;
- выполнять правила ухода за цветами в классе и дома;
- учиться работать в коллективе и находить правильные ответы
Красота спасет мир. 3 ч 23. Дидактическая игра « Село – в будущем ». 1 - воспитывать любовь к своей родине;
- воспитывать уважительное отношение к жителям села;
- учиться находить правильные ответы на экологические вопросы
24. Оформление книжки-малышки  «У каждого месяца свой порядок». Народные приметы. 1 - работать с литературой;
- участвовать в поиске материала для оформления книжки-малышки;
- интервьюировать взрослых в поиске  народных примет
25. Беседа « На всей земле нет краше уголка, где я родился». 1 - на основе наблюдений высказывать свое мнение по отношению к экологической обстановке;
- воспитывать гордость к своей малой Родине
Человек – часть природы. 3 ч 26. Человек! Будь природе другом! Выставка мини-плакатов об охране природы. 1 - учиться передавать свои мысли, предположения в рисунке, схеме;
- отрабатывать правила поведения в природе
27. Окно радости. 1 - выполнение рисунков, аппликаций для того, чтобы понять настроение одноклассникам, своим близким
28. Обзор-лекция. Книги Е.Чарушина, В.Бианки, Н.Сладкова о природе. 1 - учиться делать выводы;
- высказывать свое мнение о прочитанных текстах
Возьмемся за руки. 5 ч 29. Экологический светофор. 1 - развивать представления о рациональном взаимодействии человека с природой;
- оценивать результаты взаимодействия людей с природой;
- расширять опыт в экологически ориентировочной деятельности
30. Игра « Думай, отвечай»! 1 - учиться находить ответы;
- учиться работать в коллективе
31. Занимательные вопросы, загадки с коллективным ответом. 1 - отвечать на вопросы;
- находить правильные ответы
32. Трудовой десант « Укрась клумбу». 1 - высаживать растения на школьную клумбу;
- воспитывать бережное отношение к труду
33. Игра на экологическую тему  «Звездный час» 1 - учиться быстро находить ответы на вопросы;
- развивать память, грамотную речь
Итого: 33 ч  
              Тематическое планирование кружка « Планета загадок»
                                          Второй год обучения.
№ Наименование разделов, тем Всего часов Характеристика деятельности учащихся
Введение в экологию. 2 ч 1. За чем можно наблюдать в лесу или парке? Экскурсия. 1 -уточнить представления учащихся об обитателях природы ;-учиться наблюдению
2. Акция « Чистое утро». 1 - учиться делать добрые дела на радость окружающим
Волшебный мир. 3 ч 3. Конкурс народных примет об осени. 1 - расширить сведения о народных приметах;
- наблюдать их в жизни
4. Секретный разговор. 1 - характеризовать отрицательные стороны деятельности человека на все живое;
- предлагать способы их устранения
5. Правила поведения в природе
( в рисунках) 1 - отрабатывать правила поведения в природе;
- уметь их изобразить при помощи условных знаков
Тайны птичьего царства. 4 ч 5. Лесные Айболиты. 1 - систематизировать новую информацию о лесных помощниках;
- самостоятельно пользоваться дополнительными источниками
7. Экологическая игра « Найди зимующих птиц». 1 - развивать внимание, память, сообразительность при коллективной работе;
- оценивать свои действия и действия товарищей;
- учиться задавать вопросы на экологическую тему
8. Викторина « Где зимуют птицы?» 1 - систематизировать полученную информацию о зимующих птицах;
-учиться быстро реагировать на вопрос и находить правильный ответ;
- развивать любознательность
9. Строим город « Птицеград». 1 - выяснять проблемы птиц с помощью дополнительных источников;
- учиться составлению коллажа;
- на основе наблюдений делать выводы
О чем шепчут деревья? 3 ч 10. Письмо зеленому другу. 1 - выделять  отрицательные факторы из жизни леса;
- предлагать способы их устранения;
- работать в коллективе;
- уважительно относиться к мнению других
11. Загадки леса. 1 - подбирать материал по теме;
-уметь его преподнести для обсуждения;
- развивать связную речь
12. Лес говорит « спасибо». 1 -выпускать стенгазеты и листовки;
- обрабатывать материал и характеризовать его;
- повторить правила поведения в « гостях» у леса
Загадки животного мира. 3 ч 13. Конкурс знатоков животных. 1 - формулировать свои предположения;
- вырабатывать систему быстрого реагирования на поставленное задание;
- учиться находить основное из перечня предложенных фактов
14. Игра-соревнование «Продолжи» ( народные приметы о зиме). 1 - принимать активное участие в деятельности кружковцев;
- характеризовать народные приметы по временам года;
- развивать кругозор
15. Там, на неведомых дорожках. 1 - извлекать нужную информацию из дополнительных источников;
- рассказывать об охраняемых территориях в крае и причинах их возникновения;
- воспитывать чувство ответственности за природное богатство
Молчаливые соседи. 3 ч 16. Зеленые « ёжики». 1 - познакомиться с растениями – «чужеземцами» и их родиной;
- повторить правила ухода за комнатными растениями;
- развивать любознательность
17. Кошкин дом. 1 - сделать быт домашних животных уютнее;
- предлагать эскизы домиков, ковриков и т. д.;
- оформлять выставку поделок и изобретений
18. Мы нашли своих хозяев. 1 - выпускать листовки с доступной информацией о бездомных животных;
- рассказывать о своих питомцах, их повадками;
- оформлять и систематизировать правила ухода за домашними любимцами на основе своих наблюдений
Природа в нашем доме. 3 ч 19. Животные в истории моей семьи. 1 - знакомиться с любопытными историями о своих любимцах;
- узнавать родословную животных;
- воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили
20. Беседа « Трава у дома». 1 - знакомиться с растениями, которые можно увидеть у своего дома;
- находить информацию о них;
- развивать наблюдательность, память
21. Возвращенный лес. 1 - находить материал о жизни деревьев и вырубке зеленых массивов;
-делать выводы о производстве бумаги и ее экономном расходовании;
- решать математические  задачи на экологическую тему
Красота спасет мир. 4 ч 22. Конкурс стихов о весне. 1 - развивать выразительное чтение, творческие способности;
- учиться оценивать свои достижения и достижения других;
- гордиться красотой природы родного края
23. Конкурс рисунков « За что я люблю это время года?» 1 - развивать творческие способности;
- высказывать свое отношение к красоте природы в разное время года
24. Экскурсия в весенний парк. Наблюдение за весенними изменениями в природе. 1 - наблюдать за изменениями в природе и фиксировать свои наблюдения с помощью рисунка, поделок;
- учиться видеть прекрасное вокруг
25. Экологическая акция « Береги подснежник». Выпуск листовок. 1 - знакомиться с редкими и исчезающими растениями, занесенными в Красную книгу;
- познакомиться с исчезнувшими растениями, которые уже не встретишь на поляне;
- изготавливать листовки с информацией о запрете их сбора
Человек – часть природы. 4 ч 26. Экологическая тревога! 1 - познакомиться с экологическими проблемами и катастрофами за последние годы;
- делать выводы об отрицательном воздействии человека на окружающую среду
27. Беседа « Нет вредным привычкам!» 1 - оформлять мини-листовки с информацией о вреде никотина на организм человека;
- стремиться жить под девизом « Мы за  здоровый образ жизни », « Жизнь без табака», « Спорт – наш верный друг»;
- укреплять здоровье, заниматься спортом
28. Хлебная копилка. 1 - проявлять заботу о птицах ( собирать хлебные крошки и складывать их в «копилку» для подкормки птиц);
- бережно относиться к хлебу;
- с уважением относиться к труду людей
29. Лесная аптека. 1 - рассказывать о собранных растениях (вместе с родителями);
- предоставлять интересную информацию о них , их пользе для человека;
- изготавливать книжки-малышки;
- развивать любознательность
Возьмемся за руки. 5 ч 30. Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе. 1 - учиться видеть прекрасное, наблюдать;
- фиксировать с помощью рисунка , аппликации свои наблюдения;
- развивать фантазию, воображение
31. Трудовой десант « Укрась клумбу». 1 - высаживать растения в школьную клумбу;
- уважительно относиться к труду товарищей;
- соблюдать правила этикета
32. Конкурс рисунков о весне. 1 - проявлять свои таланты, творческие способности;
- учиться эстетическому видению природы
33. Выставка « Дары природы». Откуда « пришли» овощи и фрукты? 1 - принимать участие в выставке;
- совершенствовать умения различать овощи и фрукты;
- узнавать историю происхождения слов  «картофель», « помидор», «морковь», « огурец»,  «тыква»;
- готовить сообщение об их пользе для организма человека
34. Экологическое ассорти. 1 - ознакомиться с понятием «ассорти»;
- находить правильные ответы на вопросы из разных областей природы;
- развивать память;
- воспитывать бережное отношение ко всему живому
                   Итого: 34 ч                    Тематическое  планирование кружка « Планета загадок».
                                            Третий год обучения.
№ Наименование разделов, тем Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Введение в экологию. 4 ч 1. Экскурсия в природу. 1 - учиться видеть прекрасное в природе;
- наблюдать за сезонными изменениями;
- развивать наблюдательность
2. Осенняя выставка « Люблю я пышное природы увяданье». 1 - знакомиться с осенними приметами;
- стараться увидеть отличительные признаки осени;
- демонстрировать свои таланты
3. Беседа « Охрана недр края». 1 - предоставлять материал о природных богатствах природы края;
- выявлять отрицательные признаки влияния человека в недра Земли;
- повторять экологические правила
4 Утренник « Праздник осени». 1 - раскрывать таланты и творческие способности перед родителями и учащимися начальных классов;
- развивать речь и память
Волшебный мир. 3 ч 5. Знакомство с экологическим рассказом « Воскресенье в лесу». 1 - обсуждать поведение героев рассказа в гостях у леса;
- оценивать свое поведение в лесу
6. Живые барометры. 1 - находить информацию об интересных растениях - предсказателях погоды;
- учиться определять поведение домашних животных на природные аномалии, стихийные бедствия;
- учиться бережному отношению друг к другу
7. Викторина « Все обо всем». 1 - учиться находить правильные ответы на вопросы из области экологии;
- развивать любознательность, стремиться узнавать больше интересного из жизни природы
Тайны птичьего царства. 3 ч 8. Видео -урок « Птицы – наши друзья». 1 - предоставлять дополнительную информацию из жизни птиц;
- развивать умение слушать;
- понимать значение птиц в природоведческой цепи
9. Смелые перелеты. 1 - учиться характеризовать перелетных птиц и понимать их значимость в природе;
- знакомиться с интересными фактами из жизни птиц;
- повторять правила поведения в природе
10. Экскурсия в природу « Устроим птичью елку». 1 - развешивать кормушки и понимать их значение для жизни птиц в зимнее время;
- наблюдать в природе за поведением птиц и следить за их посещением птичьей «столовой»
О чем шепчут деревья? 3 ч 11. Лес « сердится ». 1 - характеризовать причины « обиды» леса на жизнедеятельность человека;
- учиться передавать настроение природы на рисунке;
- развивать фантазию, творческое воображение
12. Мой дом на дереве. 1 - знакомиться с жителями деревьев и причинами их расселения на деревьях;
-получать дополнительную информацию об их жизнедеятельности, опасностями;
- воспитывать бережное отношение к детенышам животных
13. « Легкие» нашей планеты. 1 - рассказывать о лесных массивах и понимать важность леса для жизнедеятельности человека;
-  оформлять листовки  «Береги лес»;
-  повторять правила поведения человека в лесу
Загадки животного мира. 3 ч 14. Путешествие к острову  «Морского дьявола». 1 - знакомиться с жизнью и проблемами морских животных;
- выявлять причины отрицательного воздействия человека на загрязнение Мирового океана
15. Животные зоопарка.( видео-экскурсия) 1 - путешествовать  (виртуально) в «город» животных;
- знакомиться с животными – «иностранцами» и условиями их жизни в нашей стране;
- познакомиться с  правилами   ухода и содержания животных зоопарка;
- уважительно относиться к труду работников зоопарка
16. Рыбьи « прогнозы ». 1 - понимать причины гибели рыб в морях и океанах;
- выпускать листовки  «Помоги морским обитателям»;
- развивать любознательность
Молчаливые соседи. 3 ч 17. Беседа «Верные друзья». 1 - готовить сообщения о собаках – помощниках людям – инвалидам;
- учиться быть толерантными, терпеливыми, вежливыми;
- учиться отвечать за свои поступки
18. Жизнь обитателей аквариумов. 1 -знакомиться с жизнью обитателей аквариумов условиями их содержания;
- проявлять ответственность по отношению к домашним любимцам
19. Смешные истории. 1 -учиться пересказывать, правильно говорить, передавать свои эмоции с помощью связной речи;
- понимать юмор
Природа в нашем доме. 4 ч 20. Лучший знаток народной медицины. 1 - представлять лекарственные растения и уметь находить их в природе;
- разгадывать загадки
21. Выставка « Мир моих увлечений». 1 - принимать активное участие в выставке;
- понимать значение «хобби» в жизни человека»;
- интервьюировать родителей о роли «хобби» в их жизни
22. Лесной календарь. 1 - характеризовать времена года, месяцы;
- знать русские народные названия месяцев;
- характеризовать месяцы по временам года
23. История каменной соли. 1 - знать характеристику происхождения каменной соли, ее свойствами и методах добычи;
- совершенствовать умение применять на практике полученные знания
Красота спасет мир. 3 ч 24. Весна в поэзии, картинах и музыке. 1 - учиться у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы;
- раскрывать свои таланты на практике
25. Выставка рисунков « Бал весенних цветов». 1 - развивать познавательный интерес;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- проявлять творческие способности
26. Конкурс рисунков  «Хоровод берез». Березкины слезки. 1 - изготавливать рекламные листовки об угрозе березовой роще;
 - представлять значение березы – символа России для нашей Родины;
 - воспитывать патриотические чувства к своей Родине
Человек - часть природы. 4 ч 27. Экология устами младенца. 1 - представлять взаимосвязь человека и природы, об ответственности за мир природы;
- учиться выполнять законы природы;
- воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром;
- развивать активность и самостоятельность
28. Экскурсия « По тропинке в парк пойдем». 1 - учиться видеть прекрасное рядом;
- наблюдать за изменениями в окружающем мире с приходом весны;
- развивать воображение, фантазию
29. Экологическая профессия. 1 - узнавать о профессиях, связанными с природой, оберегающими ее;
- самостоятельно подготавливать сообщения о людях этих профессий;
- тренироваться в оценке разного рода воздействий человека на природу
30. Экодесант « Укрась клумбу». 1 - проявлять такие качества, как трудолюбие, взаимовыручка, дружба, необходимые в выполнении общего дела;
- воспитывать уважительное отношение к труду
Возьмемся за руки. 4 ч 31. История белого колокольчика. 1 - вызывать интерес к потребности в новых знаниях;
- собирать информацию о численности исчезающего растения ландыша;
- выпускать листовки с обращениями к тем, кто ими торгует;
- бережно относиться к растениям леса
32. Разноцветная река. 1 - знакомиться с источниками загрязнения водоемов;
- вырабатывать правила поведения на водоеме;
- стремиться к экономному расходованию питьевой воды
33. Путешествие капельки воды. 1 - разрабатывать предупреждающие знаки по утечке питьевой воды и устанавливать их в школьной столовой, у водопроводных кранов в школе;
- следить за рациональным использованием воды;
- самостоятельно находить информацию о запасах пресной воды на планете
34. Игра « Звездный час». 1 - подводить итоги своей деятельности;
- учиться оценивать свои достижения и достижения других ;- соблюдать правила совместной работы
             Итого: 34 ч              Тематическое планирование кружка « Планета загадок».
                                            Четвертый год обучения.
№ Наименование разделов, тем Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Введение в экологию. 1 ч 1. Экскурсия « Нет ничего краше родины нашей». 1 - наблюдать за изменениями в природе;
- любоваться красотой родной природы;
- воспитывать чувство гордости за свой край
Волшебный мир. 3 ч 2. Книжка-малышка « Крылатые выражения». 1 - составлять книжку-малышку с использованием крылатых выражений на тему животного мира;
- учиться использовать их по назначению;
- развивать внимание, память
3. Занимательный материал по теме
« Осенние изменения в природе». 1 - по своим наблюдениям работать с занимательным материалом
4. Фенологические рассказы  об осени. 1 - учиться работать с фенологическими рассказами;
-  высказывать свое отношение к действиям в них происходящим
Тайны птичьего царства. 5 ч 5. КВН «Птичьи разговоры». 1 - оценивать свои достижения и достижения других;
- отрабатывать правила работы в коллективе;
- учиться быстро действовать в любой ситуации
6. Птичьи рекорды. 1 - знакомиться с продолжительностью жизни, высотой  и скоростью полета птиц;
- стремиться к рекордам
7. Здравствуй, птичья страна! 1 - характеризовать полученную информацию о пернатых друзьях;
- разгадывать загадки;
- отрабатывать правила поведения на природе
8. Беседа « Съезд перелетных птиц». 1 - уточнить представления о перелетных птицах в своем регионе;
- самостоятельно собирать информацию и готовить сообщения
9. Экскурсия в природу. Как живут птицы? Помоги пернатому другу. 1 - наблюдать изменения в живой и неживой природе;
- дополнять знания материалами из дополнительной литературы;
- развешивать кормушки
О чем шепчут деревья? 3 ч 10. Викторина « Деревья». 1 - знакомиться с интересными сведениями из жизни деревьев;
- соблюдать экологические правила ;- развивать любознательность, внимание
11. Дидактические игры « Найди дерево», « Найди одинаковые листья». 1 - учиться работать в паре, распределять обязанности;
- развивать сообразительность, логическое мышление
12. Деревья – чемпионы. 1 - самостоятельно находить интересную информацию и готовить сообщения;
- развивать творческие таланты
Загадки животного мира. 4 ч 13. Викторина для интеллектуалов. 1 - разгадывать кроссворды, ребусы;
- развивать логическое мышление, память
14. Решение занимательных задач. 1 - представлять, как зимуют дикие животные и их связь с состоянием неживой природы и растениями;
- закреплять умения решать задачи экологического направления;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность
15. Красная книга   1 - воспитывать экологическую культуру;
- самостоятельно находить информацию о представителях Красной книги;
- учиться бережному отношению к животному миру
16. Беседа « Лесные опасности». 1 - выяснять, какие опасности могут подстерегать нас в лесу;
- учиться правилам поведения в лесу, если рядом есть жалящие насекомые;
- закреплять понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды;
- дорожить своим здоровьем и здоровьем близкихМолчаливые соседи. 3 ч 17. Кроссворды « Домашние животные». 1 - воспитывать дисциплинированность, любознательность;
- дорожить преданностью домашних питомцев
18. Служебные собаки и их труд. 1 - знакомиться с породами собак и их службой на благо людей;
- повторять правила ухода за домашними животными
19. Смешные истории из жизни. 1 - развивать умение слушать собеседника и поддерживать разговор;
- выполнять  рисунки;
- уважительно относиться к мнению окружающих
Природа в нашем доме. 4 ч 20. Природоведческий диктант. 1 - участвовать в написании диктантов;
- совершенствовать свои знания по окружающему  миру;
- развивать внимание, память
21. КВН « Что делают из дерева?» 1 - развивать познавательный интерес;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- пополнять свои знания
22. Мир моих увлечений. 1 - готовить сообщения о своих увлечениях с демонстрацией наглядного материала;
- развивать кругозор
23. Викторина « Что делают из полезных ископаемых?» 1 - обобщать полученные знания;
-находить информацию в дополнительных источниках;
- развивать любознательность и интерес к изучению природы родного края
Красота спасет мир. 3 ч 24. День рождения Земли. 1 - представлять особенности нашей планеты и «переодевание» ее в связи со сменой времен года;
- закреплять умения решать экологические вопросы с помощью дополнительной информации;
- понимать ценность планеты для человечества
25. Фестиваль цветов. 1 - развивать познавательный интерес;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- стремиться украшать нашу Землю
26. Экологическая акция « Береги первоцветы». 1 - распространять рекламные листовки по охране лесных первоцветов;
- беречь и любить природу своего края;
-соблюдать правила поведения в природе
Человек – часть природы. 4 ч 27. Беседа с детьми о нравственности и экологии. 1 - учиться видеть прекрасное в окружающей среде;
- воспитывать экологическую и нравственную культуру;
- совершенствовать свои знания
28. Конкурс рисунков « Цветы приносят радость». 1 - усиливать эмоциональное восприятие природы;
- воспитывать экологическую культуру;
- развивать творческие способности
29. Разучивание физминуток природоведческого содержания. 1 - разучивать физминутки;
- стремиться к здоровому образу жизни;
- заниматься спортом
30. Дидактические игры. Большой экологический экзамен. 1 - отрабатывать экологические знания с помощью дидактических игр;
- оценивать свои достижения и достижения других
Возьмемся за руки. 4 ч 31. Беседа « Береги свою планету!» 1 - воспитывать экологическую культуру; 
- учиться беречь родную землю, преобразовывать ее
32. Нам этот мир завещано беречь! 1 - воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе;
- развивать интерес к изучению природы родного края
33. Книжка-малышка  «Экологические правила в природе». 1 - осознавать правила поведения в природе;
- учиться отстаивать свое мнение;
- развивать творческие способности
34. Экскурсия в природу « Здравствуй, ожившая природа!» 1 - наблюдать изменения в природе;
- отстаивать собственные убеждения;
- развивать экологическую грамотность
                     Итого: 34 ч МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации данной Программы, проводимые мероприятия составлены на основе образовательной программы «Основы экологии» , разработанной группой авторов под редакцией И.Н.Пономаревой. М., изд-во «Вентана-Граф», 2008Информационные ресурсы:
Все занятия проводятся с использованием мультимедиатехнологий, музыкального центра, диска с музыкальными композициями.
Для педагога:
Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Игры и проекты.  Ярославль. «Академия развития»,2005 г.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. « Нестандартные и интегрированные уроки». М.: Вако, 2004 г.
Плешаков А.А. Атлас-определитель « От земли до неба».М.: Просвещение, 2009 г.
Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия», М.: Дрофа, 2008 г.
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Для учащихся:
Что такое? Кто такой? М.: Педагогика –Пресс, 1993 г.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Животные./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
. Сухин  И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996 г.