Программа дополнительного образования Человек и семья в народной культуре
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениегорода Москвы «Школа № 2070»
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Человек и семья в народной культуре»
(программа рассчитана на 2 года обучения для детей 9-11 лет)
Составила:
Андронова Л.Ю.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Древние истоки определили уникальные особенности системы художественных средств народного искусства. Его символический язык доносит до нас универсальный способ объяснения мира: представление о взаимоподобии человека и явлений природы. Этот способ был присущ практически всем народам. Отсюда берут начало многие символические образы, характерные для разных культур: образы небесных светил, метеорологических явлений, животных. Эти образы мы находим в словесном и изобразительном искусстве, в древних обрядах и обычаях, дошедших до нас в форме народных развлечений и игр, в народном погодоведении и медицине, в архитектуре и т.д.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию, разработана Программа «Человек и семья в народной культуре».
Воспитание гражданина и патриота своей страны, знающего ее историю и любящего свою Родину, - это актуальная задача сегодня для российской школы. Она не может быть успешно решена без полноценного, по-настоящему глубокого изучения духовного и культурного наследия русского народа.
Разработанная Программа по своему теоретическому и практическому содержанию применима в традиционном учебном процессе разнообразных развивающих занятий, направленных на раскрытие системы миропонимания, выработанной нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи - взаимоотношения человека с природой, со своей семьей, с историей своего народа.
Отличительной особенностью образовательной Программы от уже существующих является то, что данная Программа выходит за рамки программы общеобразовательных учреждений, с использованием факультативного курса «Введение в народоведение».
Данная Программа разработана с учетом инновационных методов, различных форм организации занятий - экскурсии (краеведческие, исторические), занятия-путешествия, занятия-встречи, этические беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, творческая и практическая деятельность, дискуссии, викторины, выставки, работа с исторической литературой и поиск в ней необходимой информации, с былинами, сказками, загадками, пословицами, поговорками.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой:
природосообразность;
доступность;
наглядность;
систематичность;
гуманизация воспитательного процесса.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями - ознакомление с окружающим миром (взаимоотношения человека с природой), изучение родного языка (развитие речи, расширение кругозора), чтение (осмысленное чтение текста, умение делать выводы), трудовое обучение (работа с природным материалом, изготовление поделок, аппликаций), изобразительное искусство (рисование по памяти, представлению, с натуры, иллюстрирование русских народных сказок).
Педагогические технологии Программы ориентированы на сотрудничество педагога с воспитанником, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей на все то, что способствует самовыражению ребенка.
Программа рассчитана на 2 года обучения. На первый год обучения принимаются дети от 9 до 10 лет, второй год - от 10 до 11 лет.
Программа предполагает достижение следующей цели:
формирование стремления к изучению народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.
Для достижения целей ставятся задачи: образовательные:
научить понимать художественный язык народного искусства, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры;
развивающие:
развитие памяти, внимания, речи, кругозора учащихся; воспитательные:
воспитание национально-патриотического мировоззрения, духовно-нравственных принципов подрастающего поколения;
воспитание сознательного и уважительного отношения к труду.
Отдельные темы программы направлены на формирование экологического («Здоровью цены нет» и др.), нравственного («Корми деда на печи, сам будешь там», «На что и клад, коли в семье лад», «Царство разделится - скоро разорится» и многие др.), патриотического («Как поживешь, так и прослывешь», «Матушка Москва - золотая голова», «Не продажное, а заветное» и др.), трудового воспитания учащихся («Где родится, там и пригодится», «Не за горами, а за дворами», «Не бравшись за топор, избы не срубишь» и др.).
При составлении данной Программы использован факультативный курс «Введение в народоведение», автор - М.Ю.Новицкая, «Программы общеобразовательных учреждений» для начальных классов (1-4) в двух частях, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа является модифицированной.
При реализации Программы учитывается уровень знаний, умений воспитанников, их индивидуальных особенностей. В Программе сочетаются элементы традиционного и инновационного обучения.
Инновационные технологии, используемые и предусмотренные программой:
развивающее обучение;
эффективность организации и управления образовательным процессом;
интенсификация и активизация познавательной деятельности.
Характеристика обучающихся по Программе детей: первый год обучения -до 15 человек, возраст от 9 до 10 лет; второй год обучения - до 15 человек, возраст от 10 до 11 лет.
Виды и формы контроля знаний, умений, навыков.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
входной (тестирование, собеседование);
текущий (беседа в форме вопросов и ответов, самостоятельная работа, викторина, конкурс, тестирование);
итоговая аттестация воспитанников.
Способы организации контроля:
индивидуальный;
групповой;
коллективный;
фронтальный.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение Программы:
демонстрационные средства (репродукции картин, макеты, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами и поговорками, предметы старины);
технические средства обучения (компьютер, видеомагнитофон, DVD-плеер, телевизор);
творческие работы учащихся (рисунки, поделки, вышивка, плетение и т. д.);
художественная литература, музыка;
тетради, ручки, карандаши, линейки.
Учебно-тематический план
1-й год обучения (72 час.)
Задачи:
учить детей четко и грамотно излагать свои мысли в устной форме;
развивать и активизировать мыслительную и познавательную деятельность детей, формировать навыки осознанного восприятия произведений устного народного творчества;
воспитывать чувство уважения и любви к традициям своего народа. Предполагаемые результаты первого года обучения:
учащиеся должны знать объем понятий «дом», «мир», обряды и обычаи своего народа, традиционные промыслы и занятия людей в регионе;
уметь осознанно воспринимать тексты устного народного творчества, понимать красоту художественного слова;
формировать качества нравственного поведения.
№
п/п
Раздел
Тема занятия
Количество часов
теор.
практ.
всего
I
Мир и дом
1.
Вводное занятие.
1
-
1
2.
«Порядком стоит дом».
1
1
2
3.
«По небу широко, по земле далеко».
1
1
2
4.
«За чем пойдешь, то и найдешь».
1
1
2
5.
Экскурсия в районную детскую библиотеку.
1
1
II
Мир старинного дома
6.
«Двор, что город, изба, что терем».
1
1
2
7.
«Не бравшись за топор, избы не срубишь».
1
1
2
8.
«На всякий случай свой обычай».
1
1
2
9.
«Своя хатка - родная матка».
1
1
2
10.
«Худо жить тому, у кого пусто в дому».
1
1
2
11.
«Хозяйка красна, и изба весела».
1
1
2
III
Жизнь человека в доме и мире
12.
«На свет народился - с людьми породнился».
1
1
2
13.
«Вся семья вместе - так и душа на месте».
1
1
2
14.
«Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей».
1
1
2
15.
«Воспитывай лаской, а не таской».
1
1
2
16.
«Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец».
1
1
2
17.
«Всякая невеста для своего жениха родится».
1
1
2
18.
«Обзор свадебных обрядов».
1
1
2
19.
«Хожу я, гуляю вдоль по хороводу».
1
1
2
20.
«Ой вы, сборы мои, сборы, сбори-ки!».
1
1
2
21.
«Пища наших предков».
1
1
2
22.
«Разведение плодов и овощей».
1
1
2
23.
«Одежда наших предков».
1
1
2
24.
«Обрядовые праздники».
1
1
2
25.
«На что и клад, коли в семье лад».
1
1
2
26.
«Семейный горшок всегда кипит».
1
1
2
27.
«Поле красно стогами, а изба - пирогами».
1
1
2
28.
«Муж да жена одна душа».
1
1
2
29.
«Здоровью цены нет».
1
1
2
30.
«Корми деда на печи, сам будешь там».
1
1
2
31.
«Молодой - на битву, а старый - на думу».
1
1
2
32.
«Сколько цвету ни цвесть, а быть опадать».
1
1
2
33.
«Корни старые - ветки новые».
1
1
2
34.
«Душа - это наше творение».
1
1
2
35.
Экскурсия в краеведческий музей.
1
1
36.
«Народные игры и забавы».
1
1
2
37.
«От хорошего слова миру светло».
1
1
2
38.
Итоговое занятие. Аттестация воспитанников.
-
1
1
35
37
72
Краткое содержание программы первого года обучения
I Мир и дом
Вводное занятие. Введение в курс Программы.
«Порядком стоит дом». Теория: Объем понятия «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - жизнь. Объем понятия «мир». Практическое занятие: Разучивание русской народной игры «Крыночка».
«По небу широко, по земле далеко». Теория: Мир вокруг дома. Мир природы и мир людей в их единстве. Практическое занятие: Пословицы о мире.
«За чем пойдешь, то и найдешь». Теория: Общая композиция русского крестьянского поселения, его типы (село, деревня, выселки, хутор, станица и т.д.). Практическое занятие: Определить тип своего поселения.
Экскурсия в районную детскую библиотеку. Практическое занятие: Чтение русских народных сказок.
II Мир старинного дома
«Двор, что город, изба, что терем». Теория: Общая композиция традиционного дома с подворьем. Застройка усадьбы (дом, амбар, хлев, баня и т.д.). Практическое занятие: Конкурс рисунков на тему «Русская изба».
«Не бравшись за топор, избы не срубишь». Теория: Русское деревянное зодчество. Практическое занятие: Планировка крестьянского дома.
«На всякий случай свой обычай». Теория: Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем. Практическое занятие: Русская народная игра «Кухня».
«Своя хатка - родная матка». Теория: Интерьер крестьянского жилища. Резьба на неподвижной мебели. Практическое занятие: Роспись белой горницы. Убранство красного угла.
«Худо жить тому, у кого пусто в дому». Теория: Праздничное и повседневное убранство дома. Утварь деревянная, глиняная, плетеная. Практическое занятие: Работа с природным материалом.
«Хозяйка красна, и изба весела». Теория: Искусство в быту народа. Вышивка в доме. Практическое занятие: Вышивание узоров «крестиком», выставка готовых работ.
III Жизнь человека в доме и мире
«На свет народился - с людьми породнился». Теория: Термины родства и свойства. Практическое занятие: Рисование на тему «Моя семья».
«Вся семья вместе - так и душа на месте». Теория: Внутренний строй крестьянской семьи. Место в ней каждого ее члена. Практическое занятие: Игра «Волшебное слово».
«Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей». Теория: Рождение ребенка в родном доме и сопутствующие этому семейно-бытовые обряды. Практическое занятие: Величальные и шуточные песни.
«Воспитывай лаской, а не таской». Теория: Поэзия пестования и ее роль в становлении эмоционально-эстетической сферы ребенка. Практическое занятие: Колыбельные песни, потешки, прибаутки.
«Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец». Теория: Игровая культура детства и отрочества. Детский игровой фольклор. Практическое занятие: Народная детская игрушка (работа с акварелью).
«Всякая невеста для своего жениха родится». Теория: Воспитание девочки в семье как будущей жены, матери, хозяйки дома. Практическое занятие: Конкурс «А ну-ка, девочки».
«Обзор свадебных обрядов». Теория: Выбор невесты, сватовство, празднество свадебного договора. Практическое занятие: Символические и эстетические функции свадебной одежды у жениха и невесты. Рисование свадебных нарядов.
«Хожу я, гуляю вдоль по хороводу». Теория: Календарно-обрядовая деятельность и участие в ней девушек и юношей. Практическое занятие: Ролевое чтение русской народной сказки «Снегурочка».
«Ой вы, сборы мои, сборы, сборики!». Теория: Символическая и эстетическая функция свадебной одежды у невесты. Практическое занятие: Сюжетно-ролевая игра «Невестина неделя».
«Пища наших предков». Теория: Кушанья, подаваемые на стол. Выпечка хлеба. Обеды. Практическое занятие: Аппликация на тему «Званый обед».
«Разведение плодов и овощей». Теория: Разведение съедобных плодов и овощей. Практическое занятие: Работа с пластилином и природным материалом. Лепка овощей и фруктов.
«Одежда наших предков». Теория: Костюмы XVII-XIX в.в. Практическое занятие: Аппликационная работа с бумагой «Украсим платок, рукавицы».
«Обрядовые праздники». Теория: Обрядовые праздники. Практическое занятие: Работа с природным материалом. Изготовление праздничного сувенира.
«На что и клад, коли в семье лад». Теория: Этика и эстетика в повседневном обиходе в крестьянской семье. Практическое занятие: Работа в доме. Осенне-зимние работы женщин, мужчин, детей, стариков.
«Семейный горшок всегда кипит». Теория: Застольный этикет в традиционной крестьянской семье. Нормы поведения за столом во время еды. Практическое занятие: Составление памятки правил поведения за столом.
«Поле красно стогами, а изба - пирогами». Теория: Ритуальная роль стола в обрядах главных событий человеческой жизни. Практическое занятие: Нормы поведения за столом.
«Муж да жена одна душа». Теория: Семейные взаимоотношения в русских волшебных социально-бытовых сказках, притчах. Практическое занятие: Викторина «По дорогам русских народных сказок».
«Здоровью цены нет». Теория: Народные принципы здорового образа жизни. Народная медицина. Практическое занятие: Игровое занятие «Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся».
«Корми деда на печи, сам будешь там». Теория: Народные представления о нравственных обязанностях младших перед старшими в сказках, притчах. Практическое занятие: Литературный час - русская народная сказка «Чудесные сыновья».
«Молодой - на битву, а старый - на думу». Теория: Этика и эстетика поведения. Внешний образ человека в преклонном возрасте. Практическое занятие: Устное описание «Мой дедушка» (рассказы детей).
«Сколько цвету ни цвесть, а быть опадать». Теория: Кульминация и итог жизни человека в народных представлениях. Практическое занятие: работа с исторической литературой Терещенко А.В. «История культуры русского народа».
«Корни старые - ветки новые». Теория: Передача имени от предков к потомкам. Обобщение знаний о смысле существования на земле. Практическое занятие: Серия стихов Бориса Селезнева «Божий день». Конкурсное чтение.
«Душа - это наше творение». Теория: Этические беседы на тему «Душа – это наше творение» (Методическое пособие Шемшуриной А.И. «Этическая грамматика»). Практическое занятие: Рисование на тему «Любимые сказочные герои».
Экскурсия в краеведческий музей. Практическое занятие: Знакомство с историческим прошлым малой Родины.
«Народные игры и забавы». Теория: Знакомство с народными играми и забавами (Игры детские, игры девические, игры мужские). Практическое занятие: Русская народная игра «Гуси и волк». Загадки.
«От хорошего слова миру светло». Теория: Нормы культуры общения. Практическое занятие: Сценка «В гостях». Игра «Волшебное слово».
Итоговое занятие. Практическое занятие: Подведение итогов. Аттестация воспитанников.
Учебно-тематический план
2-й год обучения (72 час.)
Задачи:
учить детей познавать тайны исторических преданий и сказаний, знакомить с исторически сложившимся многообразием культуры России;
развивать и расширять знания учащихся в области отечественной истории, русской литературы, легенд и преданий, повышать творческий потенциал детей;
воспитывать чувство гражданственности и самосознания младших школьников.
Предполагаемые результаты второго года обучения:
учащиеся должны знать историю своего поселка, историю образования Российского государства, роль различных городов, регионов, монастырей в историко-географическом расширении государства, историческое становление и развитие народного характера;
уметь работать с исторической литературой;
приобрести навыки исследовательской работы.
№
п/п
Раздел
Тема занятия
Количество часов
теор.
практ.
всего
I
Живи для людей, поживут люди для тебя.
1.
Вводное занятие
1
-
1
2.
«Где жить - тем и слыть».
1
1
2
3.
Экскурсия по заветным местам.
1
1
II
«Откуда Русская земля стала есть».
4.
«Чуден свет - дивны люди!».
1
1
2
5.
Жить в соседах - быть в беседах. Соседство взаимное дело.
1
1
2
6.
«Были три брата».
1
1
2
7.
Новгород, Новгород, а постарше старого.
1
1
2
8.
Что город, то норов, что край, то обычай, что народ, то и вера.
1
1
2
9.
Веру переменить - не рубашку переодеть.
1
1
2
10.
Краше красного солнышка, светлее ясного месяца.
1
2
3
11.
Как поживешь, так и прослывешь.
2
4
12.
Матушка Москва - золотая голова.
1
1
2
13.
Не только звону, что в Москве.
1
14.
У каждого времени - свои песни.
1
1
2
15.
Киев мать, Новгород - отец, Москва - сердце, Петербург - голова, Смоленск - щит...
2
2
16.
Нижний - сосед Москве ближний.
2
-
2
III
Велика святорусская земля, а всюду солнышко.
17.
Во всяком посаде в своем наряде.
1
1
2
18.
В какой народ приедешь - таку и шапку наденешь.
1
1
2
19.
Славна Астрахань осетрами, Сибирь соболями.
1
1
2
20.
Людям на потешенье, всему свету на удивленье.
1
1
2
21.
Не за горами, а за дворами.
1
22.
Что двор, то говор.
1
1
2
23.
Как поживешь, так и прослывешь.
1
1
2
24.
Вы, по-вашему, а мы по-нашему.
1
1
2
25.
Царство разделится - скоро разорится.
1
1
2
26.
Не продажное, а заветное.
1
1
2
27.
Где кто родится, там и пригодится.
1
1
2
28.
Что было - то видели, что будет, увидим.
1
1
2
29.
Экскурсия в краеведческий музей.
1
1
30.
Моя родословная.
1
1
2
31.
Генеалогическое древо.
1
1
2
32.
Путешествие в мир мудрых мыслей.
1
1
2
33.
Самолюб никому не люб.
1
1
2
34.
Старинные русские игры.
1
J
35.
Итоговое занятие. Аттестация воспитанников.
-
1
1
36
36
72
Краткое содержание программы второго года обучения
I. «Живи для людей, поживут люди для тебя».
Вводное занятие. Теория: Введение в курс Программы второго года обучения.
«Где жить - тем и слыть». Теория: Предания о возникновении населенных мест. Практическое занятие: Подбор материала об истории нашего поселка.
Экскурсия по заветным местам. Практическое занятие: Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата» с целью воспитания патриотического чувства, чувства гражданственности и самосознания детей.
II. «Откуда Русская земля стала есть».
«Чуден свет - дивны люди!» Теория: Библейские сказания о распределении земли после всемирного потопа между сыновьями Ноя в русских летописях. Славянские племена. Практическое занятие: Работа в библиотеке с книгой «Моя первая священная история» издательского отдела Московского Патриархата.
Жить в соседах - быть в беседах. Соседство взаимное дело. Теория: Предания о славянских племенах. Характеристика славян. Практическое занятие: Работа с исторической литературой Терещенко А.В. «История культуры русского народа».
«Были три брата». Теория: Предания об основании Киева. Деятельность киевских князей. Практическое занятие: Работа с летописью Нестера «Повесть временных лет».
Новгород, Новгород, а постарше старого. Теория: Предания о призвании варяжского князя Рюрика в древнюю новгородскую землю. Практическое занятие: Работа с летописью Нестера «Повесть временных лет».
Что город, то норов, что край, то обычай, что народ, то и вера. Теория: Древние языческие верования у разных племен и народов. Славянские языческие обряды: «Бабье лето», «Купало», «Обжинки». Практическое занятие: Знакомство со старинными песнями: «Ах! Как долече - долече в чистом поле...», «Ах ты, поле мое, поле чистое...».
Веру переменить - не рубашку переодеть. Теория: Летописные предания о крещении Руси и утверждении христианства. Практическое занятие: Встреча с Иереем храма Преподобного Сергия Радонежского Иоанном Честных с целью знакомства со становлением христианства на Руси.
Краше красного солнышка, светлее ясного месяца. Теория: Эстетическое и этическое значение древнерусского религиозного искусства. Символика древнерусского храма. Роль Киево-Печерского монастыря в русской истории. Практическое занятие: Беседа по картине Васнецова В.М. «Крещение Руси».
Как поживешь, так и прослывешь. Теория: Святорусские богатыри. Былины киевского цикла. Новгородские былины. Жизнедеятельность Александра Невского. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Практическое занятие: Просмотр худ.фильма про Александра Невского.
Матушка Москва - золотая голова. Теория; Собирание русских земель вокруг Москвы и победы русских воинов. Практическое занятие: Легенды, предания, стихи.
Не только звону, что в Москве. Теория: Древние русские города. Гербы. Предания, легенды о жителях России. Практическое занятие: Конкурс рисунков, посвященных российской символике.
У каждого времени - свои песни. Теория: Эпоха Петра I. Крестьянские восстания под предводительством Пугачева и Разина. Практическое занятие: Работа с исторической литературой.
Киев мать, Новгород - отец, Москва - сердце, Петербург - голова, Смоленск - щит... Теория: Защита сложившегося единства страны в отечественных войнах 1812 года и 1941-1945 г.г. Практическое занятие: Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата».
Нижний - сосед Москве ближний. Теория: Торги, ярмарки как великие смотрины народного умения и способностей. Практическое занятие: Работа с природным материалом. Изготовление сувениров. Выставка творческих работ детей.
III. Велика святорусская земля, а всюду солнышко.
Во всяком посаде в своем наряде. Теория: Традиционный народный костюм разных областей России. Практическое занятие: Работа с иллюстрациями картин неизвестного художника «Женский портрет в русском головном уборе» и художника И.П.Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме».
В какой народ приедешь - таку и шапку наденешь. Теория: История одежды - история народов. Практическое занятие: Конкурс рисунков на тему: «Наряд боярыни».
Славна Астрахань осетрами, Сибирь соболями. Теория: Традиционные промысловые занятия разных областей России. Роль твоего края и твоих земляков. Практическое занятие: Работа с библиотеке с Тамбовской энциклопедией с целью знакомства с традиционными промыслами населения Тамбовского края (земледелие, рыболовство, охота).
Людям на потешенье, всему свету на удивленье. Теория: Традиционные художественные промыслы разных регионов России. Практическое занятие: Изготовление игрушки из папье-маше. Художественная роспись. Конкурс поделок.
Не за горами, а за дворами. Теория: Традиционные художественные промыслы нашего края. Практическое занятие: Просмотр видеофильмов из серии «Легенды и предания о Тамбовском крае».
Что двор, то говор. Теория: Языки - диалекты разных регионов России. Практическое занятие: Сюжетно-ролевая игра «Нижегородская ярмарка».
Как поживешь, так и прослывешь. Теория: История фамилий и история народа. Практическое занятие: Занятие - встреча с родителями, бабушками (дедушками) на тему: «Происхождение рода и фамилии».
Вы, по-вашему, а мы по-нашему. Теория: Певческие, музыкальные традиции разных народов. Практическое занятие: Музыкальное занятие - хоровод «Ходим кругом».
Царство разделится - скоро разорится. Теория: Взаимовлияние и взаимопомощь друг другу в жизни разных народов России. Практическое занятие: Работа с атласом. Заочное путешествие по регионам России.
Не продажное, а заветное. Теория: Лучшее в истории твоего народа. Легенды и предания о Тамбовском крае. Практическое занятие: Просмотр видеофильма из серии «Легенды и предания о Тамбовском крае» (Цна и Сампур).
Где кто родится, там и пригодится. Теория: Кем и каким ты хотел бы стать? Практическое занятие: Анкетирование.
Что было - то видели, что будет, увидим. Теория: Помечтаем о будущем родной земли. Практическое занятие: Конкурс рисунков на тему «Каким я вижу наш поселок в будущем».
Экскурсия в краеведческий музей. Практическое занятие: Экскурсия на тему: «Знакомство с выдающимися людьми нашего поселка».
Моя родословная. Теория: Историческое путешествие в глубь веков. Практическое занятие: Конкурс знатоков русской истории и фольклора.
Генеалогическое древо. Теория: Генеалогическое древо человека. Практическое занятие: Составление генеалогического древа своего рода.
Путешествие в мир мудрых мыслей. Теория: Этическая беседа. Практическое занятие: Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «На берегу реки», «Разделите так, как делили работу».
Самолюб никому не люб. Теория: Беседа на нравственную тему. Практическое занятие: Дидактическая игра «Почта».
Старинные русские игры. Теория: Знакомство со старинными русскими играми («русская лапта», «городки»). Практическое занятие: Подвижные и тихие игры «Лапта», «Попади в ямку», «Игра в камешки».
Итоговое занятие. Практическое занятие: Проведение итоговой аттестации воспитанников.
Методическое обеспечение
образовательной программы
Методико-дидактическое обеспечение занятий.
Для создания атмосферы увлеченности используются такие формы: этические беседы («Самолюб никому не люб», «Путешествие в мир мудрых мыслей», «От хорошего слова миру светло» и др.), заочные путешествия («Заочное путешествие по регионам России»), экскурсии (К памятнику «Неизвестного солдата», в краеведческий музей), дидактические и сюжетно-ролевые игры («Гуси и волк», «Нижегородская ярмарка», «Серый волк», «Почта» и др.), выставки рисунков, поделок, сувениров из природного материала, занятия-встречи с родителями, конкурсное чтение стихотворений.
Первый год обучения используются объяснительный и репродуктивный методы. Второй год обучения - проблемно-сообщающие, частично-поисковые.
Методы и приемы обучения
Методы
Приемы
Объяснительно-иллюстративный
Рассказ, упражнение, беседа, практическая работа, анализ картин.
Репродуктивный
Выполнение заданий по образцу, списывание готового материала с доски.
Проблемно-сообщающий
Объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобных заданий.
Частично-поисковый
Комментирование практических действий с выводом, перенос общих признаков известного на новое.
Уровни обучения, предусмотренные Программой.
I уровень - репродуктивный, работа детей под руководством учителя.
уровень - самостоятельная работа ребенка под руководством учителя.
уровень - самостоятельная работа без участия педагога.
Формы анализа и самоанализа выполнения работ:
коллективное обсуждение качества выполненной работы;
выставка работ после изучения разделов;
стимулирование и активизация успешно обучающихся детей.
Условия реализации Программы:
соблюдение техники безопасности;
наличие специальной литературы;
наглядно-иллюстративный и дидактический материал (репродукции картин, макеты, карточки с пословицами и поговорками, предметы старины, иллюстрации к сказкам, творческие работы учащихся);
методические разработки (журналы «Начальная школа», методические рекомендации Тарасовой Н.А. «Приобщение младших школьников к русской культуре», факультативный курс Новицкой М.Ю. «Введение народоведение»;
наличие специализированных аудиторий, оборудованных компьютером, видеотехникой (видеомагнитофон, DVD-плеер, телевизор).
Литература
Литература для педагога:
Газарян С.С. «Прекрасное своими руками» - М: Детская литература, 1980.- 158 с.
Громыко М.М. «Мир русской деревни» - М.: Просвещение, 1991.
Еремина В.И. «Ритуал и фольклор» - Л.:, 1991.
Журналы «Начальная школа», 1995-2007г.г.
Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение» - М.: Просвещение, 2001.
Тарасова Н.А. «Приобщение младших школьников к русской культуре» - М.: Просвещение, 2002.
Терещенко А.В. «История культуры русского народа» - М.: Эксмо, 2007. - 730 с, илл.
Федотов Г.Я. «Основы художественного ремесла» - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-208 с.
Шемшурина А.И. «Этическая грамматика» - Воронеж, 1993.
Литература для детей:
Большая Российская энциклопедия в 30-ти томах. (Председатель науч.-ред. совета Ю.С.Осипов. Отв.ред. С.Л.Кравец, 2007.)
Лубченко Ю.Н. Города России - изд.«Белый город». Москва, - 2005.
Моя первая священная история - Издательского отдела Московского Патриархата - 1989. - 107 с, илл.
Пашков Б.Г. Русь - Россия - Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917г.г. -2 изд. -М.: ЦентрКом, 1997. -640 с, илл.
Тамбовская энциклопедия (Гл.науч.ред. Л.Г.Протасов. П 31 - Тамбов) ООО «Изд.Юлис», 2004. - 704 с, илл., карты.
13PAGE141015
13PAGE14915
15