«Профориентационная работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, как важный фактор их социализации»
«Профориентационная работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, как важный фактор их социализации»
педагог-психолог, заместитель директора
по УВР ОГКОУШ № 39
г. Ульяновск
Воецкая Л.М.
Одним из приоритетного направления ОГКОУШ № 39, это обучение детей с отклонениями в развитии с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено тем, что большинству выпускников только трудовое обучение, направлено на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития. обеспечивает возможность трудоустройства.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель профориентационной работы
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;- выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Направления профориентации:
Профинформация
Профдиагностика
Профпросвещение
Профагитация
Профконсультация
Структура профориентационной работы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Организация допрофессиональого обучения :
1 уровень 1-3 кл. Ручной труд.
2 уровень 4 кл. Трудовое обучение на базе школьных мастерских. (квилинг)
3 уровень 5-8 кл. Профессиональное трудовое обучение в учебных мастерских
5 кл. – слесарное дело, швейное дело, обслуживающий труд
6 кл. – слесарное дело, швейное дело. обслуживающий труд
7 кл. – слесарное дело, швейное дело.
8 кл. – слесарное дело, швейное дело.
4 уровень 9 кл. Допрофессиональная подготовка. Обучение по профилю – «Картонажно-переплётное дело» со сдачей выпускного экзамена 9 класса
5 уровень 10-11 кл. Углубленная трудовая подготовка. Обучение по профилю «Ландшфтный дизайн» со сдачей выпускного экзамена 11 класса
Помещения мастерских разделены на 2 части: учебную комнату для занятий по теории и мастерскую для выполнения практических работ. Мастерские по каждому профилю оснащены специализированным техническим оборудованием и материалами.
Трудовая подготовка учащихся с умеренной умственной отсталостью:
1 уровень 1-4 кл. Ручной труд.
2 уровень 5-10 кл. Ремесло на базе школьных мастерских.
Профили:
-обслуживающий труд
-работа с солёным тестом
Методы и технологии профориентационной работы:
Знакомство с миром профессий с использованием методической, научно-популярной и художественной литературы и Интернет ресурсов
Экскурсии на предприятия
Диагностика интересов и склонностей, а также личностных особенностей воспитанников
Профориентационные игры и упражнения с элементами тренинга
Социальным педагогам устанавливаются связи с учебными заведениями, куда предположительно пойдут учиться выпускники. Социальным педагогом, педагогом -психологом школы проводится опрос выпускников для выявления их профессиональных интересов и дальнейшего обучения в учебном заведении в начале и в конце учебного года. В течение всего года обучения проводится работа над формированием социально – необходимых знаний и навыков для подтверждения профессионального выбора воспитанников. Работа проводится в виде бесед, ролевых игр, круглых столов, встреч с представителями учебных заведений; экскурсий в учебные заведения, Центр занятости населения. Одновременно социальный педагог проводит определенную работу по формированию пакета документов выпускников.
Диаграмма №1 Предпочитаемые типы профессий (по результатам опроса учащихся 9 – 11 класса)
В ОГКОУШ № 39 с 2010 года организован Школьный Профцентр
Основной целью Центра профориентационной работы на базе МО учителей трудового обучения (далее - Профцентр) является привлечение педагогических работников школы и учреждений профессионального образования, учащихся и их родителей, руководителей предприятий и организаций к активной работе по профессиональной ориентации молодежи, приведению образовательных интересов школьников в соответствие с потребностями рынка труда
Направления и формы работы школьного Профцентра
Работа Профцентра реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций). Она проводится на базе кабинета СБО, оборудованного в соответствии с современными достижениями науки и техники и требованиями к образовательному процессу.
1. Работа с учителями:
-обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся трудовых навыков;
-эффективное использование материально-технических и учебных ресурсов библиотеки, школьных мастерских «швейного дела» и «слесарного дела», кабинета СБО и учебно-производственных мастерских
2. Работа с учащимися:
-индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;
-посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
-тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
-встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;
-встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
-творческие конкурсы учащихся школ и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования;
-посещение традиционной выставки-ярмарки продукции учреждений начального профессионального образования, участие в ее работе;
-оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.
3. Работа с родителями:
-собрания по профессиональному самоопределению учащихся;
-вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу;
-проведение совместных мероприятий родителей и учащихся в рамках плана работы Профцентра;
-информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
-пропаганда рабочих профессий среди родителей.
Формы организации работы в кабинете:
урок - лекция,
беседа,
собрание,
классный час,
встречи с представителями предприятий, учебных заведений,
работа с литературой и справочным материалом,
прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов,
психофизиологические обследования,
организация выставок, анкетирование.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций;- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Таблица № 1 Мониторинг трудоустройства выпускников за 3 года
Учебный год
кол-во
выпускников
10класс
техникум
Инвалидность
( I-II степени ограничения до нетрудоспособности)
трудоустройство
2011/2012
19
3(15%)
10 (53%)
5 (27%)
1(5%)
2012/2013
11
2 (18,1)
4 (36,3)
5 (45,1)
-
2013/2014
19
2 ( 11%)
11(58%)
5 (26%)
1(5%)
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей Поэтому главным направлением профориентационной работы в ОГКОУШ № 39 является воспитание учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда с учётом их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.
15