Дополнительная общеобразовательная программа Мастерилка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Караидельский центр детского и юношеского творчества»
муниципального района Караидельский район РБ
Принята на заседании
педагогического совета
от ______________ 2016 года
Протокол № ___ Утверждаю
Директор МБУ ДО
«Караидельский ЦД и ЮТ»
_______________________Хасанова Д.В.
«____»__________________2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Мастерилка»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 2 года
Составила: Янахметова Сирена Ринатовна педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Караидельский ЦД и ЮТ»
с.Караидель
2016 год
Пояснительная записка
« Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественную направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа "Бумагопластика" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Программа построена с учетом «Концепции развития дополнительного образования», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ( включая разноуровневые программы) », приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества» (Булгакова Татьяна Александровна), а также разнообразные методические пособия, журналы.
Программа «Бумагопластика» посвящена работе с бумагой, с тестом, холодным фарфором. Эти материалы для детского творчества, ни с чем несравнимы (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по изобразительному искусству, технологии, математике.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения. Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.В процессе деятельности развивается:
- мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорное восприятие, глазомер;
- логическое воображение;
- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- художественные способности и эстетический вкус;
- способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
- способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.
Предлагаемая программа содержит 8 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!
Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.
Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).
Лепка из солёного теста. Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Лепка из холодного фарфора. На сегодняшний день, холодный фарфор, является абсолютно безвредным и дешевым материалом как для взрослых, так и для детей. Также он очень удобен в использовании. При застывании он приобретает твердость и прозрачность. Этот материал дает отличные возможности для творчества, из него можно слепить абсолютно всё, даже настоящие произведения искусства, а из-за его податливости можно слепить не только скульптуру и сувениры, но и очень тонкие и миниатюрные вещи.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся, возможностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.
В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.
Программа «Бумажный мир» рассчитана на 2 года обучения для обучающихся в возрасте 11-14 лет. Программа рассчитана на 144 часа и предусматривает режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты.
Знания:
Различные приемы работы с бумагой; солёным тестом, холодным фарфором;
Что такое квиллинг, аппликация, торцевание;
Историю возникновения каждого вида искусства.
Условные обозначения, принятые, квиллинге, торцевание;
Основные базовые формы.
Умения и навыки:
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами
Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш
Уметь применять различные приемы работы с бумагой
Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
Соединять детали из бумаги с помощью клея;
Работать с технологическими и инструкционными картами;
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Темы занятий Количество часов Всего Теоретич. Практич. Форма аттестации
1. Вводное занятие
2 2 - 2. Аппликация
28 6 22 выставка
3. Поделки из салфеток
26 8 18 выставка
4. Солёное тесто
22 4 18 выставка
5. Торцевание
20 4 16 выставка
6. Квиллинг34 8 26 выставка
7. Холодный фарфор
30 6 24 выставка
8. Бумагопластика38 4 34 выставка
9. Изделия из макарон
22 2 20 выставка
10. Заключительное занятие
6 - 6 диагностика
Итого:
228 44 184 Учебно-тематический план
2 год обучения
№ Темы занятий Количество часов Всего Теоретич. Практич. Форма аттестации
1. Вводное занятие
2 2 - 2. Аппликация
18 5 13 выставка
3. Поделки из салфеток
18 5 13 выставка
4. Солёное тесто
14 3 11 выставка
5. Торцевание
18 5 13 выставка
6. Квиллинг28 8 20 выставка
7. Холодный фарфор
16 4 12 выставка
8. Бумагопластика28 8 20 выставка
9. Итоговое занятие
2 - 2 диагностика
Итого:
144 40 104 Содержание программы «Бумагопластика»
1 год обучения
Введение в образовательную область (2ч.)
Знакомство с программой «Бумагопластика», с планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
Аппликация (28ч.)
Обрывная аппликация. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы.
Изготовление поделки «Сердечко с цветком».
Изготовление поделки «Весёлый автомобиль».
Изготовление поделки «Осень».
Изготовление поделки «Цветочная фантазия». Оформление коллективной работы.
Объёмная аппликация. Виды объёмно-плоскостных аппликаций.
Изготовление поделки «Ромашки» (из полосок бумаги).
Изготовление поделки «Берёзки» (из спиралек).
Изготовление поделки «Подсолнух» аппликация (из кулёчков).
Изготовление поделки «Цветущая ветка» аппликация (из кружочков).
Изготовление панно «Радуга» аппликация (из модулей).
2.Поделки из салфеток (26ч.)
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Знакомство со свойствами материала.
Изготовление поделки из салфетных комочков «Сердечко».
Изготовление поделки из салфетных комочков «Ромашки».
Изготовление коллективной работы. Панно «Летний калейдоскоп, березки». Изготовление поделки из салфетных жгутиков «Подсолнух».
Изготовление поделки из салфетных жгутиков «Осенние цветы».
3.Лепка из солёного теста (22ч.)
Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в этой технике.
Изготовление коллективной работы.
4.Торцевание (20ч.)
Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ.
Изготовление открытки в технике торцевания «Снежинка».
Изготовление открытки в технике торцевания «Снеговик».
Изготовление поделки «Новогодние игрушки».
Изготовление панно «Новогодние игрушки». Коллективная работа.
Выставка работ обучающихся «В ожидании ёлки». Мероприятия, посвященные празднованию Нового года.
Изготовление панно «Яркий калейдоскоп»
5.Квиллинг (34ч.)
Знакомство с бумажной филигранью. Просмотр работ. Виды завитков. Освоение техники скручивания.
Выполнение работы «Зеленый виноград».
Изготовление бахромчатых цветов.
Изготовление цветов роз в разных техниках: из полоски бумаги, из спиральной полоски, нарезанной по кругу.
Изготовление и оформление аппликации на диске «Нежность».
Изготовление и оформление панно «Цветочный фейерверк». Коллективная работа.
Изготовление открытки «Сердечко» ко дню Валентина.
Изготовление и оформление панно «Жар-птица».
Изготовление и оформление открытки к 23 февраля.
Изготовление и оформление открытки к 8 Марта.
6.Бумагопластика (14ч.)
Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в этой технике.
Изготовление открытки «Цветы к празднику».
Изготовление пасхальной открытки.
Изготовление открытки «Цыплёнок»
Изготовление пирожного из бумаги.
Изготовление и оформление торта из гофротрубочек. Техника изготовления гофротрубочек.
7.Лепка из холодного фарфора (30ч.)
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике.
Знакомство с техникой лепки из холодного фарфора. Способы лепки.
Изготовление поделки «Рыбка». Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия.
Изготовление оберега «Подкова». Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия.. Изготовление панно «Денежное дерево». Формирование ствола из бумажной массы. Изготовление монеток из бумажной массы. Сушка. Окраска. Декорирование и оформление работы.
8. Поделки из макарон(22 часа)
Знакомство с данным видом работы. Просмотр работ этого вида. Изготовление поделок.
Заключительное занятие (6ч.)
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
Содержание программы «Бумагопластика»
год обучения
1.Вводное занятие. (2ч.)
Знакомство с программой «Бумажный мир», с планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
2. Аппликация . (18 ч.)
Знакомство с понятием «модульная аппликация» (мозаика). Отработка сворачивания модулей. Закрепление умений и навыков.
Изготовление поделки «Кувшин».
Изготовление панно «Морское дно».
Объёмная аппликация из журнальных трубочек. Изготовление поделок «Бабочка», «Рамка для фото», «Шкатулка».
3. Поделки из салфеток (пейп-арт). (18 ч.)
Знакомство с историей возникновения техники пейп-арт. Методы и приёмы пейп-арта. Особенности скручивания и приклеивания салфетных жгутиков. Материалы для декорирования поверхности изделий в технике пейп-арт.
Изготовление поделок и панно в технике пейп-арт: «Подарок», «Бабочка», «Ваза», Осенние цветы».
4. Лепка из солёного теста (14 ч.)
Разнообразие видов изделий из солёного теста. Изготовление поделок.
5. Торцевание. (18 ч.)
Знакомство с разнообразием и особенностями техники торцевания. Изготовление открытки в технике торцевания «Колокольчик».
Изготовление панно «Новогодняя ёлка». Коллективная работа.
Изготовление поделки «Новогодний веночек».
Итоговое занятие-аттестация «Игра-викторина «Бумажная мастерская»
Выставка «В ожидании ёлки».
6. Квиллинг. (28 ч.)
Знакомство с разнообразием изделий в технике квиллинг. Виды завитков. Освоение техники скручивания.
Изготовление цветочной композиции на диске.
Изготовление панно «Цветущая ветка».
Изготовление открытки «Валентинка» ко дню Валентина.
Изготовление панно «Фантазия».
Изготовление и оформление открытки к 23 февраля.
Изготовление и оформление открытки к 8 Марта.
7. Лепка из холодного фарфора (16 ч.)
Знакомство с холодным фарфором.
8. Бумагопластика (28 ч.)
Знакомство с разнообразием изделий в технике бумажная пластика. Изготовление поделки «Птица счастья».
Изготовление панно из бумаги «Очарование»
Изготовление топиария из роз (из гофрированной бумаги).
Изготовление букета «Землянички».
Изготовление открытки «9 Мая».
Изготовление панно «Летнее настроение».
Игра-викторина «Что мы знаем о бумаге?»
9. Итоговое занятие. (2ч.)
Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
Методическое обеспечение программы.
Для реализации программы «Бумажный мир» используются следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Ведущие педагогические технологии:
технология диалогового обучения;
игровые технологии;
технологии развивающего обучения;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникативные технологии.
Методическое обеспечение
1 год обучение
№ Тема или раздел программы Формы занятия Приёмы и методы Дидактический материал,
Техническое оснащение Формы подведения итогов
1 Вводное занятие
Беседа, игра.
Словесные, наглядные, игровые Иллюстрации, слайды, работы обучающихся.
собеседование
2 Аппликация
Беседа, наблюдения,
практические занятия
Наглядные, словесные,
практические, изобразительные Иллюстрации, слайды, образцы работ, видеофильмы о технике аппликации
Собеседование, просмотр изделий,
3.
Поделки из салфеток
Беседа, практические занятия Наглядные, словесные, практические Иллюстрации, слайды, образцы изделий
Собеседование, просмотр изделий,
4
Лепка из солёного теста
Беседа, практические занятия наблюдения, Наглядные, практические, словесные Иллюстрации, слайды, образцы изделий
видеофильмы о мастер-классах по технике оригами
Собеседование, просмотр изделий,
5 Торцевание
Беседа, практические занятия наблюдения, игра Наглядные, практические, словесные, изобразительные, игровые Иллюстрации, слайды, образцы изделий
видеофильмы о мастер-классах по технике торцевания Собеседование, просмотр изделий,
диагностика результативности
6. КвиллингБеседа, практические занятия, наблюдения, Словесные, наглядные, практические изобразительные Иллюстрации, слайды, работы обучающихся, видеофильмы о мастер-классах по технике квиллингСобеседование, просмотр изделий
7. Лепка из холодного фарфора
Беседа, наблюдения,
практические занятия
Наглядные, словесные,
практические, Иллюстрации, слайды видеофильмы о мастер-классах по технике плетения
Собеседование, просмотр изделий
8. БумагопластикаБеседа, практические занятия, праздник, игра Наглядные, словесные, практические,
изобразительные Иллюстрации, слайды Собеседование, просмотр изделий
10. Итоговое занятие
Беседы, игры, обсуждение Наглядные, словесные Образцы изделий обучающихся Собеседование, просмотр изделий,
диагностика результативности
Методическое обеспечение
2 год обучения
№ Тема или раздел программы Формы занятия Приёмы и методы Дидактический материал,
Техническое оснащение Формы подведения итогов
1 Вводное занятие
Беседа, игры.
Словесные, наглядные, игровые
Иллюстрации, слайды, работы обучающихся. Собеседование
2 Аппликация
Беседа, наблюдения,
практические занятия, Наглядные, словесные,
практические, изобразительные
Иллюстрации, слайды, образцы работ Собеседование, просмотр изделий
3.
Поделки из салфеток
Беседа, практические занятия Наглядные, словесные, практические, изобразительные
Иллюстрации, слайды, образцы изделий
Собеседование, просмотр изделий
4
Лепка из солёного теста Беседа, практические занятия наблюдения, Наглядные, практические, словесные, интерактивные
Иллюстрации, слайды, образцы изделий Собеседование, просмотр изделий
5 Торцевание
Беседа, практические занятия наблюдения, игра Наглядные, практические, словесные, изобразительные, игровые Иллюстрации, слайды, образцы изделий
Собеседование, просмотр изделий, выставка
диагностика результативности
6. КвиллингБеседа, практические занятия, наблюдения, Словесные, наглядные, практические игровые
Иллюстрации, слайды, работы обучающихсяСобеседование, просмотр изделий
7. Лепка из холодного фарфора Беседа, практические занятия наблюдения,
практические занятия
Наглядные, словесные,
практические, Иллюстрации, слайды Собеседование, просмотр изделий
8. БумагопластикаБеседа, практические занятия, игра Наглядные, словесные, практические, изобразительные, игровые Иллюстрации, слайды Собеседование, просмотр изделий, выставка
9. Итоговое занятие
Беседы, игры, обсуждение Наглядные, словесные, игровые Образцы изделий обучающихся Собеседование, просмотр изделий,
диагностика результативности
Методическое сопровождение программы
- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;
- тесты, дидактические и психологические игры;
- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: воспитание всесторонне развитой гармонической личности обучающихся в ходе образовательного процесса в условиях дополнительного образования. Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.
Воспитательная работа предполагает проведение бесед и мероприятий по разным аспектам воспитания: экологическому, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, обеспечению безопасности жизнедеятельности и т.д. Воспитательная работа в рамках объединения позволяет решать целый ряд педагогических задач:
- помогает ребенку адаптироваться в коллективе, занять в нем достойное место;
- выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;
- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
- формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;
- создает условия для развития творческих способностей обучающихся.
Досуговая деятельность:
этнокультурное просвещение, патриотическое воспитание: «Святки», «В гостях у Масленицы»,
экологическое воспитание: «День Земли», природоохранные акции,
патриотическое воспитание «Георгиевская ленточка»,
сплочение коллектива: «День именинника», «Новый год», «8 Марта»,
воспитание ЗОЖ: «День здоровья», беседы о вреде курения и наркотиков.
Экскурсионная работа: посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в районном музее.
Организация выставок: рабочие выставки, тематические, участие в районных и городских выставках.
Работа по программе «Благотворительность»: акция «Подарки ветеранам».
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Психолого-педагогическое сопровождение необходимо для поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является познавательно-развивающее пространство. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники), с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения программы является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) родителям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации ребенка, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
- развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
- проведение бесед и мероприятий с детьми, направленных на познание себя, своих особенностей, развитие положительных личностных, духовно-нравственных качеств;
- консультирование родителей (индивидуальное или групповое) по возникающим проблемам;
- психологическое просвещение, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей;
- диагностика уровня воспитанности обучающихся;
- коррекционные и индивидуальные занятия с обучающимися по результатам анкетирования и диагностики.
Примерные темы проведения бесед с детьми: беседы «Познай самого себя», «Мой помощник – внимание», «Воображение и мышление», «Зачем нужно развивать память» и пр.
ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с бумагой (после прохождения соответствующего блока)
Проведение выставок работ обучающихся
Участие в краевых, районных и городских выставках, интернет-конкурсахТестирование, собеседование
Внешний контроль
После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.
Внутренний контроль
предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.
Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.
Формы контроля уровня достижений учащихся.
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.
Виды аттестации.
Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися знаний в рамках программы по итогам полугодия и проводится педагогом.
Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по завершению учебного года и проводится педагогом и аттестационной комиссией.
Формы проведения аттестации.
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы такие способы, как:
наблюдение активности на занятии;
беседа с обучающимися, родителями;
анализ творческих работ, результатов выполнения изделий за данный период.
Для проведения промежуточной аттестации: выставочный просмотр работ за истекший период, собеседование, тестирование.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:
защита и презентация творческих работ и проектов;
тестирование.
Мониторинг образовательных результатов:
Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Образовательные результат
Ф.И. возраст Стартовый
сентябрь Промежуточный
Декабрь-январь Итоговый
май
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знания:
Различные приемы работы с бумагой;
Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше;
Историю возникновения каждого вида искусства.
Линии сгиба в оригами;
Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;
Основные базовые формы.
Умения и навыки:
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами; ПДД; ППБ.
Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
Уметь применять различные приемы работы с бумагой
Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
Соединять детали из бумаги с помощью клея;
Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
Работать с технологическими и инструкционными картами;
В результате обучения по программе 1-го года обучения обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области составления композиции;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
В результате обучения по программе 2-го года обучения обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;
- продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
Материально-техническое обеспечение программы
Материалы и инструменты для занятия.
Бумага: для оригами лучше брать бумагу для ксерокса (разного цвета) или специальную бумагу для оригами.
Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности:
не размахивать ножницами;
передавать ножницы кольцами вперёд;
при резании следить за положением левой руки;
не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.
Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш, для сборки панно и закрепления деталей – клей «Титан».
Кисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.
Цветные карандаши, фломастеры, маркеры: для украшения и оформления поделок.
Список литературы для обучающихся:
Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)Список литературы для педагогов:
Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)12.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-80с., ил.- (Домашняя школа)
13.http://stranamasterov.ru/
14.http://oriart.ru/
15.www.origami-school.narod.ru
16.http://www.liveinternet.ru
17.http://www.livemaster.ru
18.http://www.rukodel.tv/
19.http://www.maam.ru
20.http://prostodelkino.com
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.