Внеурочная деятельность Умелые ручки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Концепция духовно-нравственного развития личности и воспитания личности гражданина России;
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся;
Примерной программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2010г.;
Учебный план МОУ Крестовоздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год;
Авторской программы художественного творчества Т.Н.Просняковой.

Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса и уважительного отношения к труду.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание обучающимися необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития учащимся технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности учащегося;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Актуальность изучаемой деятельности

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности учащегося, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника и художника-оформителя. Учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Они фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей, процесс, который пронизывает все этапы развития личности учащегося, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей учащемуся даётся возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду.
Цель программы: саморазвитие и развитие личности каждого учащегося в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи кружка:
Развитие: творчества, сенсорики, мелкой моторики рук; пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Овладение: начальными технологическими знаниями, опытом практической деятельности по созданию поделок, способами планирования и организации досуговой деятельности, навыками творческого сотрудничества.
Воспитание: уважительного отношения к результатам труда, интереса к творческой и досуговой деятельности, практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
На изучение курса «Умелые ручки» выделяется 33 часа (1 час в неделю).
В основе занятий лежит деятельностный подход. Учитель вовлекает учащихся в обсуждение, творческую работу, самостоятельную практическую деятельность по изготовлению различных поделок.
Занятия кружка планируют специально организованную часть, направленную на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и также оснащенную самостоятельную деятельность учащегося по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. В основе занятий лежит проектная деятельность учащихся (коллективная, индивидуальная, групповая).
Выбирая изделие для изготовления надо спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, учащиеся заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности оформляется уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ и выставка проектов. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
практические занятия по изготовлению поделок и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
Методы
Приёмы

Объяснительно - иллюстративные
Рассказ, показ, беседа

Репродуктивные
Практические занятия

Эвристические
Творческие задания


Формы и виды контроля: образовательных достижений учащихся: предметных, надпредметных и личностных УУД и способов самостоятельной деятельности: выставки, презентации, коллективные игры и праздники, защита проектов: коллективных, групповых и индивидуальных, создание накопительной папки (банка) творческих проектов учащихся.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, защита проектов по теме. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для обучающихся 1 класса, ветеранов, учителей, родителей (законных представителей) и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников, игрушек к новому году, участие в выставках творчества.

Содержание программы

Вводное занятие (1 час). Знакомство учащихся с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
Раздел I. «Работа с природным материалом» (5 часов).
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения учащегося с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Аппликация из листьев.
Аппликация из опилок.
Раздел II. «Работа с бумагой и картоном» (9 часов).
Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
Аппликация из ладошек.
Аппликация «Рыбки в аквариуме».
Поделки из бумаги.
Открытки
Раздел III. «Работа с бросовым материалом» (18 часов).
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют учащимся творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности учащихся. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний обучающихся об окружающем мире.
Аппликация из ватных палочек.
Поделки из дисков.
Поделки из пластиковых бутылок.
Аппликация из круп.
Поделки и аппликации из семечек.
Аппликация из пуговиц.
Поделки из скорлупы.
Подведение итогов (1 час) – выставка работ.

Материальное обеспечение:

Методическая литература:
1. Н. В. Кочеткова Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий – Волгоград:, 2010;
2. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия;
3. Ю.Б.Гомозова. Калейдоскоп чудесных ремесел. М., 2006;
5. Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги. М.: «Издательство Мир книги», 2008;
6. М Левина. 365 веселых уроков труда. М., 2006.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Используемые материалы: природные материалы (шишки, сухие листья деревьев, сухая трава, опилки), цветная бумага, картон, краски, кисточки для рисования, клей, кисточки для клея. Бросовый материал (ватные палочки, ватные диски, диски, пластиковые бутылки, крупы, семечки, пуговицы, скорлупа от яиц).

Календарно-тематическое планирование


Дата
Наименование тем, разделов
Кол-во часов
Виды деятельности

1
07.09
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
Лекционное занятие, презентация.

Раздел I «Работа с природным материалом» (5 часа).

2
14.09
Что нам дарит природа
1
Экскурсия

3, 4
21.0928.09
Аппликация из засушенных листьев.
2
Индивидуальная деятельность

5, 6
05.1012.10
Аппликация из опилок
2
Презентации

Раздел II «Работа с бумагой и картоном» (9 часов).

7, 8
19.1026.10
Аппликация из ладошек
2
Индивидуальная деятельность

9, 10
09.1116.11
Аппликация «Рыбки в аквариуме»
2
Групповое творческое задание

11, 12, 13
23.1130.1107.12
Поделки из бумаги
3
Индивидуальная деятельность

14, 15
14.12 21.12
Открытки
2
Индивидуальная деятельность

Раздел III «Работа с бросовым материалом» (18 часов).

16, 17, 18
28.1213.1218.01
Аппликация из ватных палочек
3
Индивидуальная деятельность

19, 20, 21
25.01 01.0208.02
Поделки из дисков.
3
Индивидуальная деятельность

22, 23, 24
22.0229.02 07.03
Поделки из пластиковых бутылок.
3
Индивидуальная и групповая деятельность

25, 26
14.0321.03
Аппликация из круп.
2
Индивидуальная деятельность

27, 28
04.0411.04
Поделки и аппликации из семечек
2
Индивидуальная и групповая деятельность

29, 30, 31
18.0425.04 10.05
Аппликация из пуговиц
3
Групповая деятельность

32
16.05
Поделки из скорлупы
1
Индивидуальная деятельность

33
23.05
Подведение итогов. (1 час).
Выставка работ




15