Планирование образовательной программы Авиамоделирование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Намская средняя общеобразовательная школа №1 им.И.С.Гаврильева»
муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия)

«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УМР Директор
МБОУ «Намская СОШ№1им.И.С.Гаврильева» МБОУ «Намская СОШ№1им.И.С.Гаврильева»
___________________Никонова Т.П. ____________________Габышева Е.П.
« »___________ 2013г. Приказ №_________________




Рабочая программа
по проектной деятельности
«Авиамоделирование»

для 5 г класса
Составитель-
руководитель кружка «Авиамоделирование»,
учитель черчения, ИЗО
Иванов Максим Егорович



Намцы, 2013
Пояснительная записка.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основными положениями развития организаций дополнительного образования являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В период модернизации современного образования на первый план выходит развитие технических наук. И занятия авиамоделированием помогают учащимся получать дополнительные знания, умения и навыки для совершенствования творческих способностей, развивать интерес к науке и технике. В этом и заключается актуальность образовательной программы работы кружка «Авиамоделирование».
Учитывая образовательно-воспитательные потребности родителей и учащихся, существующую альтернативность образовательного пространства социума и необходимость того, что качество подготовки сельского школьника не должно уступать городскому и учитывая факторы современного развития дополнительного образования детей большое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса, позволяющего наиболее полно раскрыть личностные особенности каждого ребенка, выявить «скрытую» одаренность и помочь ей превратиться в одаренность явную.
По этим критериям разработана образовательная программа «Авиамоделирование».
Программа является практико-ориентированным, предназначена для учащихся 6-7-8-9-10 классов и способствует постижению азов аэродинамики, материаловедения, математических расчетов, чтения и выполнения чертежа. А также основной целью данного курса является овладение учащимися навыков использования технологических приемов и операций, основ обработки древесины, металла и других материалов.
Курс подразделяется на два блока: «Теория» (история авиамоделизма, технологические данные ), «Практика» ( изготовление самолетов, поиск лучших вариантов) .
В формировании у учащихся первоначальных представлений о технике чертежа, аэродинамических свойств моделей большую роль играет практическая часть. Также полет модели, правильно построенная модель доставляет «бурю» положительных эмоций у ребят и является толчком для дальнейших исследований и работ.
Особенности программы: Программа рассчитана на 3 года обучения: 1-ый год – 70 часов, 2-ой год – 70 часов, 3-ий год – 70 часов.
Цель: создание условий для самореализации ребенка через достижение им личного успеха в освоении авиационного моделирования,воспитание интереса и уважения к технике и творческому труду, формирование конструкторских навыков и умений.
Задачи :
Обучающие:
-развивать технические способности и конструкторские умения, техническую смекалку и высокое профессиональное мастерство при выполнении практических работ, связанных с расчетом, изготовлением, сборкой, отладкой моделей;
-формировать навыки и умения работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке материалов, станочным оборудованием;
-обеспечить получение знаний, умений для возможности дальнейшего профессионального роста учащихся;
-подготовить ребят для выполнения разрядных норм по авиамодельному спорту и для выступления на соревнованиях.
Воспитательные:
-научить действовать коллективно в составе одной команды для достижения высоких спортивных результатов;
-формировать личность творческую и самостоятельную, гуманную и внутренне свободную, способную к техническому творчеству;
-воспитывать уважение к труду.
Развивающие:
-развивать навыки конструирования и рационализаторства; глазомер, быстроту реакции; усердие, терпение в работе над моделью и освоении знаний; волевые качества.

Условия реализации Программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса-
Обучение осуществляется через такие традиционные формы, как кружковые занятия (индивидуальные и групповые), участие в конкурсах, выставках, соревнованиях. Чаще всего используются индивидуальные формы работы, т.к. каждый ребенок "творит" свою неповторимую модель.

Образовательная программа построена на принципах:
-наглядности (в качестве наглядного материала используются плакаты, чертежи, иллюстрации из журналов, модели, сделанные выпускниками прошлых лет и т.д.);
-сознательности и активности (используются такие формы обучения, как мини-соревнования, мини-выставки, конкурсы и т.д.);
-прочности (предлагается работа с литературой, придумать фантастический рисунок.)

Теоретический материал на занятиях излагается в форме бесед, ребята ведут записи, где структурируют, обобщают материал, выделяют главное.

Наличие дидактических материалов – карточки с чертежами, карточки с заданиями.
Техническое оснащение занятий – компьютер, проектор
Перечень оборудования, необходимого для реализации Программы – полный комплект инструментов для занятий для 5-6 учащихся, приспособление для резки пенопласта, слесарные инструменты, столярные инструменты, пластины бальзы различной толщины, пленки для обшивки моделей, углепластиковые стержни, специальная резина для моделей

Методическое обеспечение реализации Программы
Методы обучения определяются по источникам информации и включают в себя следующие виды: - словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж); - демонстрационные (реализуют принципы наглядности);
- практические (имеют целью проверить практические умения обучающихся, способность применять знания при решении конкретных задач ,где реализуется принцип связи обучения с практикой и идёт ориентация на применение знаний).

Использование современных образовательных технологий
В работе учитель использует такие современные образовательные технологии как:
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- КСО (коллективная система обучения;
- проектные методы обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развития «критического мышления»;
- исследовательские методы обучения.

Наиболее эффективным и подходящим для работы с детьми по авиамоделированию является проектная технология.
Особенности проектной технологии
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект как проблема "может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве".
Проект - это
отражение интересов участников;
организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий);
работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т.д.);
творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности);
организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»;
свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности;
включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;
систематическое отслеживание результатов работы, презентации ;
фиксированное время, контроль и рефлексия.
Больше внимания уделяется выполнению творческого проекта, который способствует раскрытию задатков личности, формированию и совершенствованию индивидуальных способностей учащихся.
Содержание курса построено таким образом, что с каждым разом разработка проектов усложняется - учащимся прививаются всё новые знания, умения и навыки.
В конструкции моделей все больше делается акцент на собственные творческие проекты , на поиски нового, неизведанного. Тем самым учащимся предоставляется право выбора собственного проекта, даётся шанс поэкспериментировать.
В ходе создания проекта, свободный от инерции мышления, молодой ум способен рождать новые идеи, воплощать фантазии в действительность.
Развивать все эти способности - главная задача учителя.
В качестве окончательного показа или демонстрации возможностей проекта учащихся возможно участие на выставках, на соревнованиях по авиамоделированию различного уровня.
Также активно используются компьютерные программы. Кроме обычных офисных программ используются несложные софтовые программы. После некоторых поисков, свой выбор остановили на некоторых программах Dreamweaver 8, ebook Free. По этим программам составлена ЦОР «Технология изготовления самолета-планера»».
ЦОРы по истории авиации, самолетостроения и технологии изготовления макетов самолетов, вертолетов составлены на Power Point.
Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть осуществляет тьюторскую поддержку самостоятельной работы школьника:
-консультирует, то есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду;
-мотивирует (во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
-фасилитирует, провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, через организацию групповой дискуссии, постановку вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, раскрытие противоречий в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации );
-наблюдает, потому что необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Авиамоделизм - первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые технологии производства, новые материалы. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся познают современные, передовые технические решения.
Занимаясь в авиамодельном объединении в течение ряда лет, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов и таким образом приобретают очень полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Занятия авиамодельным спортом решают проблему занятости детей, прививают и развивают такие черты характера, как терпение, внимание, аккуратность, выносливость, силу воли, стремление к победе и стремление доводить начатое дело до конца. Совершенствование авиамоделей требует от обучающихся мобилизации их творческих способностей.




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-го года обучения

№ п/п
Наименование базовых тем
Всего часов
Теория
Практика

1
Введение
2
2
-

2
Основы безопасности
2
1
1

3
Бумажные модели
10
2
8

4
Воздушные змеи
8
2
6

5
Воздушный шар
2
2
-

6
Вертолет. Модели вертолета
8
2
6

7
Планер
12
2
10

8
Самолет
14
2
12

9
Ракета
6
2
4

10
Организация и проведение соревнований
6
-
6

ИТОГО
70
17
53

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-го года обучения

1. Введение. Авиация и её значение. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Ознакомление с лучшими достижениями предыдущих лет.
2. Основы безопасности.
Правила техники безопасности.
Показательные полеты.
3. Бумажные модели.
Свойства бумаги, сорта бумаги, виды соединений.
Технология изготовления бумажных моделей.
Показательные полеты.
Изготовление моделей.
Соревнования.
4. Воздушные змеи.
Воздушные змеи. История.
Изготовление воздушных змеев.
Тренировочные запуски воздушных змеев.
Коробчатые змеи, роторные змеи.
Соревнования.
Итоговое занятие.
5. Воздушный шар.
Воздушные шары. История.
6. Вертолёты.
История создания вертолета.
Модели вертолетов.
Изготовление вертолета «Муха».
Соревнования.
7. Планер.
История создания планеров.
Назначение и типы планеров.
Технология изготовления планеров.
Составление эскизов, чертежей.
Изготовление модели планера.
Схематическая модель планера.
Изготовление фюзеляжа.
Изготовление крыла.
Изготовление киля, стабилизатора.
Обтяжка крыла, киля, стабилизатора.
Балансировка, подготовка к полету.
Порядок запуска.
Тренировочные полеты.
Изготовление модели «Пчела».
Соревнования.
Итоговое занятие.
8. Самолеты.
История создания самолета.
Типы и назначение самолетов.
Изготовление модели. Подбор материалов.
Изготовление фюзеляжа.
Показательные полеты.
Изготовление крыла.
Изготовление стабилизатора, киля.
Изготовление винта.
Изготовление резино-мотора.
Изготовление подшипника.
Сборка модели.
Технология установки и заводки резино-мотора.
Порядок балансировки, регулировки.
Предполетные запуски.
Отработка запуска моделей.
Соревнования.
Подведение итогов.
Устранение неисправностей.
9. Ракеты.
История создания ракет.
Модели ракет, типы двигателей.
Изготовление ракеты.
Изготовление корпуса, парашюта.
Сборка модели.
Правила запуска ракет.
Запуск ракет.
10. Организация и проведение соревнований.
Основные знания, умения и навыки

Учащиеся должны знать:
- меры безопасности при работе в мастерских;
- центровку моделей;
- основные части моделей и самолётов;
- условия, при которых летают модели;
- технологию изготовления модели;
- меры безопасности при запуске модели;
- историю отечественной авиации.
Учащиеся должны уметь:
- качественно и правильно изготовлять модели;
- самостоятельно запускать и регулировать модели;
- конструировать простейшие модели.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-го года обучения

№ п/п
Наименование базовых тем
Всего часов
Теория
Практика

1
Вводное занятие
1
1
-

2
Категория и классы авиационных моделей
3
3
-

3
Аэродинамика метательный моделей
3
3
-

4
Модели планера
15
2
13

5
Модель самолёта
15
2
13

6
Авиамодельные двигатели
9
9
-

7
Воздушные винты авиационных моделей
10
2
8

8
Организация и проведение соревнований
12
-
12

9
Заключительное занятие
2
2
-

ИТОГО:
70
24
46


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-го года обучения

1. Вводное занятие «Авиамоделизм в России»
2. Категории и классы авиамоделей.
3. Аэродинамика метательных моделей.
4. Модели планера
Общие сведения.
Показательные полёты.
Порядок выполнения чертежей.
Изготовление чертежей.
Изготовление чертежей.
Технология изготовления планера.
Изготовление нервюр.
Изготовление лонжеронов.
Изготовление крыла, стабилизатора, киля.
Продолжение начатых работ.
Изготовление фюзеляжа.
Показательные полёты.
Изготовление пилона.
Обтяжка крыла, стабилизатора.
Обтяжка модели.
Сборка, регулировка. Соревнования.
5. Модель самолета
Модель самолета
Выбор схемы и расчет модели.
Расчет модели.
Показательные полеты.
Вычерчивание рабочих чертежей.
Изготовление фюзеляжа.
Изготовление нервюр.
Изготовление лонжеронов, передней задней кромки.
Сборка центроплана.
Изготовление стабилизатора.
Изготовление киля.
Сборка фюзеляжа.
Обтяжка.
Сборка модели.
Изготовление резино-мотора.
Сборка и регулировка модели.
Показательные полеты.
Итоговое занятие.
6. Авиамодельные двигатели.
Типы авиамодельных двигателей.
Порядок запуска двигателей.
Конструкция.
7. Воздушные винты.
Воздушные винты, применяемые на авиамоделях.
8. Организация и проведение соревнований.
9. Итоговое занятие.

Основные занятия, умения и навыки

Учащиеся должны знать:
- правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;
- закон Бернулли;
- основы конструирования моделей;
- правила техники безопасности при запуске моделей.
Учащиеся должны уметь:
- определить параметры моделей;
- изготавливать воздушные винты;
- изготавливать модели средней сложности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-го года обучения

№ п/п
Наименование базовых тем
Всего часов
Теория
Практика

1
Изготовление винтов
10
2
8

2
Копии самолетов
16
6
10

3
Экспериментальные модели
20
4
16

4
Участие на соревнованиях
20

20

5
Итоговое занятие
4
-
4

ИТОГО:
70
12
58


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-го года обучения

1. Изготовление винтов.
Порядок изготовления винтов по шаблонам.
Материал для изготовления винтов, инструменты.
Виды винтов: резиномоторные, кордовые для бойцовок, для копий.
2. Копии самолётов.
Порядок изготовления копий.
Выбор типа копии.
Изготовление чертежей.
Изготовление копии.
Порядок окраски.
Запуск.
3. Экспериментальные модели.
Таймерные модели.
4.Участие на соревнованиях
5. Итоговое занятие.
Основные знания, умения и навыки

Учащиеся должны знать:
- меры безопасности при работе в мастерских;
- центровку моделей;
- основные части моделей и самолётов;
- условия, при которых летают модели;
- технологию изготовления модели;
- меры безопасности при запуске модели;
- историю отечественной авиации.
Учащиеся должны уметь:
- качественно и правильно изготовлять модели;
- самостоятельно запускать и регулировать модели;
- конструировать и запускать сложные модели.

Учебно-методический комплекс :


Арефьев И.П. «Занимательные уроки технологии», 2005г.
2. Бакурский В. Самые быстрые самолеты. – М.: ИЛБИ, 2000.
3. Горбенко К.С. Самолеты строим сами. – М.: Машиностроение, 1989. – 140с.
4. Коваленко В.И. «Объекты труда», 1993г
5. Кондратьев П.М. Программа «Сатабыл». 2000г
6. Морозов Л.Н. Модели ракет. – М.: 1989. – 60с.
7. Рожков В.С. Авиамодельный кружок: Пособие для руководителей кружков. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
8. Рожков В.С. Строим летающие модели. – М.: Патриот, 1990. – 159с.
9. Силиненко В.Д. «Технология», 2002г
10. Соболев Д.А. История самолетов: Начальный период. – М.: 1995. – 201с.
11. Справочник по иностранным самолетам. – М.: 1990. – 160с.















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315