Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы: из опыта работы
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство индивидуализации образовательного процесса
(из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Игнатенко Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1
2014
Проектно-исследовательская деятельность учащихся
как средство индивидуализации обРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)
Игнатенко Татьяна Алексеевна,МБОУ СОШ №1,учитель русского языка и литературыпервой квалификационной категории
Введение.
Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся (интересами, потребностями, способностями, интеллектом и пр.).
Проблемы индивидуализации обучения наиболее полно раскрыты в работах И.Унта, В.Д. Шадрикова, А.С. Границкой, где отмечается, что внимание должно оказываться не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.
Считаю одним из эффективных средств индивидуализации обучения организацию в урочное и внеурочное время проектно-исследовательской деятельности, которая нацелена на развитие интереса каждого ребенка к самостоятельному изучению различных разделов предмета путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, интернет – ресурсами, участия в работе факультативов, кружков и т.д. и учит детей анализировать, систематизировать, открывать новое знание, приносит чувство удовлетворения своим результатом.
Содержание педагогического исследования
Учебный проект – это исследовательская деятельность ученика, которая имеет научно-практическую значимость (применение знаний и умений в нестандартных ситуациях + готовый продукт (доклад, создание иллюстрации, словаря, подготовка электронного приложения, презентаций, создание журнала, газеты, иллюстрированного сборника и пр.).
Методика организации проекта
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
В рамках реализации ФГОС ООО создание проектов школьниками становится приоритетным направлением работы, педагоги говорят о проектах абсолютно всех детей и абсолютно на всех предметах. Приведем примеры долгосрочных и краткосрочных исследовательских проектов, которые могут быть реализованы или начаты на уроках русского языка и литературы.
Примеры долгосрочных проектов:
1. В 5 классе параллельно с изучение раздела «Лексика» разумно запланировать реализацию проекта «Речевой портрет моей семьи».
Алгоритм работы над проектом:
- Выдвигаем гипотезу: На речь людей оказывает влияние дело, которым они занимаются. Иногда люди могут друг друга не понимать.
- Заводим тетрадь для проектной работы.
- Записываем членов семьи, их профессии, социальный статус (студенты, пенсионеры, школьники).
- Внимательно слушаем домочадцев и записываем их непонятные слова в контексте.
- Учитель проверяет работы и оставляет лишь слова ограниченного употребления (профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, архаизмы и пр. – эти темы подробно изучаются в 3 четверти).
- Дети, пользуясь толковым словарём, определяют значение выписанных слов – составляют семейный словарик.
- Классифицируют лексику ограниченного употребления.
- Описывают речевой портрет своей семьи (Для слабых ребят возможно выполнение этой части работы по примеру упражнения, представленного в учебнике М. М. Разумовской: «Моя мама часто употребляет слова инъекция, резекция, диагноз, потому что она врач – стоматолог. Мой папа»).
- Творческое задание: Диалог «За семейным ужином».
- Презентация проектов (фрагменты зачетных уроков превращаются в лингвистические лаборатории и лаборатории региональной лексикографии).
2. Проект «Мой учебник русского языка». Ученик ведёт собственную рабочую тетрадь по теории русского языка. Методом «мозгового штурма» совместно обсуждается структура учебника, какие материалы могут быть использованы, какая существует справочная литература: - Краткое определение лингвистического явления «своими словами». - Вопросы, которые я задам учителю и одноклассникам.
- Иллюстрированный материал из произведений художественной литературы.
- Кроссворды, игры, шутки на лингвистические темы и пр.
Примеры мини-проектов:
Сочините мини – диктант, используя тематическую словарную лексику.
Сочините веселый рассказ о лингвистических явлениях в русском языке.
Составьте словарную статью к образу полюбившегося героя сказок А. С. Пушкина и проиллюстрируйте её.
Сделайте из эпического текста драматический.
Сочините рифмованные правила (учащиеся составляют акцентологические «запоминалки», которые в будущем могут стать основой научно-исследовательской работы «Расставляем акценты, или Занимательная акцентология»).
Фольклорная мастерская (сочините загадки, небылицы). Создайте рукописную книгу.
Сочините викторину к сказке, используя в качестве вопросов слова из этой же сказки (П. Ершок. «Конек – Горбунок»: «И всю ночь ходил дозором / У соседки под забором» - «Кто всю ночь ходил дозором у соседки под забором?» (Гаврило)).
Составьте тест по изучаемой теме, в том числе интерактивный.
Нарисуйте карту - схему путешествия Ивана-царевича. В качестве географических комментариев используйте постоянные эпитеты.
Подберите пословицы на определенную тему. Составьте каталог пословиц.
Предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина; памятника Крылову.
Прочитайте отрывок из рассказа Н. Носова:
- А, это ты, Николадзе! - обрадовался Мишка. Он никогда не называл меня по имени. Вместо того, чтобы сказать просто «Коля», он называет меня то Никола, то Микола, то Микула Селянинович, то Миклухо-Маклай, а один раз даже называл по-гречески Николаки. Что ни день, то новое имя. Но я не обижаюсь. Пусть себе, если ему это нравится.
Исследуйте значение и происхождение своего имени, найдите литературных героев - тёзок.
Анализ полученных результатов.
В процессе работы над проектами у школьников формируются различные УУД:
- познавательные (строить высказывание, структурировать материал, искать в различных источниках информацию и пр.);
- коммуникативные (грамотно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, признавать право оппонента на свою точку зрения, планировать учебное сотрудничество и пр.);
- регулятивные (планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать);- личностные (самоопределение, самооценка и пр.).
Положительными результатами данной работы являются высокие показатели урочной и внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе (показатели за последние 3 года):
Название мероприятия
Уровень
Победители
Призеры
НПК «Эврика. Юниор»
муниципальный
1
5
зональный
4
2
краевой
-
2
Конкурс исследовательских проектов МАНШ (Славянский-на-Кубани филиал КГУ)
краевой
2
3
Творческие конкурсы
муниципальный
3
3
краевой
4
1
Всероссийские дистанционные интеллектуальные олимпиады (сайты «Продленка», «Эрудит», «МинОбр»).
всероссийский
3
8
Всероссийские творческие конкурсы
всероссийский, международный
4
3
Всероссийские проектные конкурсы («Первые шаги в науку»)
всероссийский
-
2
Обобщение, выводы.
Индивидуализация обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к изучению русского языка и литературы.
В результате систематической индивидуальной работы с учащимися, интересующимися словесностью, у них возрастает познавательная активность на уроках, развивается умение активно работать с учебным материалом, использовать дополнительные сведения при подготовке к уроку, самостоятельность в решении учебных задач, стремление к выполнению заданий повышенной трудности.
Считаю проектно-исследовательскую деятельность одним из лучших способов индивидуализации обучения и реализации личностно-ориентированного, разноуровневого и дифференцированного подхода.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15