Материал для родительского собрания Развитие орфографической зоркости
Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников» « Писать безграмотно- значит посягать на времялюдей, к которым мы адресуемся,а потому совершенно недопустимо…»Л.В.Щерба Мы так привыкли к словам- читаем, пишем, разговариваем, поём , шутим. Слово необходимо всем нам как воздух. Культура речи- это одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека. Образованный человек- это прежде всего грамотный человек. Основы грамотности закладываются именно в начальной школе. В центр обучения правописанию в начальной школе поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.Такой метод логичен, однако требует очень точного знания и самих правил и грамматических условий их применения. Однако методика обучения правописанию младших школьников должна опираться не только на правило, но и на всю систему языковых умений и орфографических навыков. Орфографическая зоркость-важнейшее базовое орфографическое умение. Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно хорошо справляются с заданиями на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить это нетрудно. Чтобы вставить букву, надо решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно писать, нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти -орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым умением Актуальная проблема начальной школы- профилактикаорфографической зоркости учащихся.Перед учителем встают вопросы:Как помочь ребёнку писать грамотно?Как развивать орфографическую зоркость на уроках?Как добиться грамотного письма младших школьников? Психофизические проблемы, обусловленные нарушениями высших психических функций. Отсутствие положительной мотивации.Несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза.Бедность и неточность словарного запаса.Слабая коммуникативная активность у детей. Причины орфографической безграмотности учащихся 1. Направлены на формирование грамотного письма.2. Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают мышление, внимание, память, речь.3. Являются игровым занимательным материалом, повышающим мотивационную активность детей.4. Формируют навыки орфографической зоркости учеников. Приёмы по развитию орфографической зоркости Условия формирования орфографической зоркостимладших школьников.1. Нахождение слабой и сильной позиции звуков в слове ( звуко-буквенный анализ).2.Письмо с проговариванием вслух.3.Списывание с текста.4. Комментированное письмо.5.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.6.Письмо под диктовку учителя.7.Письмо по памяти.8.Грамматические зарядки.9. Творческие работы учащихся ( сочинения, изложения). Этапы работы по развитию орфографической зоркости. 1.Подготовительный этап ( вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями).2.Ориентировочный этап ( узнавание орфограмм в словах с использованием знаний и умений по их правильному написанию).3. Закрепительный этап ( сознательное, правильное написание слов с учётом умения видеть орфограммы).4. Этап контроля и самоконтроля ( задания творческого характера, когда написание изученных орфограмм является не целью, а средством решения речевых задач). Упражнения на развитие орфографическойзоркостимладшихшкольников
«Каждому - своё место- сильное или слабое» Определи позицию гласного или согласного звука в слове:Сосна- сосны, горы- гора, подвиг-подвиги, счастливый- счастье, сказка-сказочный. « Чудесные превращения»Замени одну букву в слове так, чтобыполучилось новое слово:дверь уточка Сеня Тоня « Наборщик»Из букв данного слова составьновые слова:З д о р о в ь еН а б о р щ и к « Найди слово в слове»Хотелось Бросилась Пообедал « Слоговое лото»Составь слова из слогов:ре, та, ра , но, ка, са, ко, ке « Анаграммы»Из данного слова собери новое:КАМЫШ ВОЛОС КОРШУН ВЫБОР МЫШКА СЛОВО ШНУРОК ОБРЫВ « Найди лишнее слово» Рис, рисую, рисунок, рисовать. Гусь, гусыня, гусеница, гусаки, гусята. «Где живут 2 буквы?»Упражнение на развитие орфографической памятиВ каком дне недели 2 б? В какой игре 2 к? В какой болезни 2 п? В каком языке 2 с? В каком сосуде 2н? « Узнай слово» ру___ кийра___казкла___ка___агра___су___отаа___еями___ион « Узнай- как кого зовут?»Кири___Ге__адийИ__аА__аА__а « Какие буквы пропали?»Поменяй местами строки и сложи стихи:Ветви смотрят в кла___В школе тихо и св_тло.В этот ра__ ий ч_сСквозь _ ко__ое ст_кло « На какой признакуказывает название?»Валежник, веснушка, горбушка,горчичник, леденец, пятница. « Почему эти предметы так назвали?»Звери-медведь, дикобраз, косуля.Птицы-синица, малиновка. « Найди исторический корень в слове»боровикволнушкаподберёзовикопёноксыроежкалисичка « Выдели в слове опорное написание» Балет, блокнот, болтать, верстак,дворец, зевать, земляника, коньки,столица, часовой, столяр, родник,паркет. Спасибо за внимание!