Свойства тканей из химических волокон
Класс 7в
Тема: Свойства тканей из химических волокон
Раздел: Материаловедение
Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Образовательные:
дать представление о видах химических и синтетических волокнах, познакомить со способами их получения, свойствами и применении в окружающей жизни;
обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации волокон ;научить определять вид волокна по внешним признакам, на ощупь и по характеру горения
Развивающие:
развитие логического мышления
Воспитательные:
Способствовать формированию эстетического вкуса и практичности
Способствовать формированию познавательного интереса к предмету
Способствовать развитию доброжелательных отношений в коллективе
II.Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: кабинет технологии, ПК, проектор,
Дидактическое обеспечение:
Учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, плакат «Классификация волокон», наглядное пособие «Текстильные волокна», презентация «Химические волокна», образцы тканей из разных волокон, лупы, спички, инструкционные карты, игла, блюдце с водой.Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
Технико - технические сведения: химические волокна, искусственные волокна, синтетические волокна, свойства химических волокон, определение волокнистого состава ткани, уход за текстильными изделиями из химических волокон.
Структура занятия
1. Организационный момент (2-3 мин).
2. Проверка выполнения домашнего задания. (5-7 мин).
4. Изучение нового материала – блок №1 (10 мин).
6. Практическая работа №1 (10-15 мин).
9. Закрепление изученного материала (8-12 мин)
10. Анализ и оценка урока (5 мин).
11. Выдача домашнего задания (2-3 мин).
12. Уборка рабочих мест (2-3 мин).
1. Организационно- подготовительная часть:
Приветствие, проверка посещаемости и подготовки к уроку.
Тема нашего сегодняшнего урока «Свойства тканей из химических волокон»
Цель нашего урока:
Ознакомиться:
- с производством тканей из искусственных и химических волокон и их свойствами;
- с краткими сведениями об ассортименте тканей;
Научиться:
- определять сырьевой состав материалов и определять свойства тканей из искусственных и синтетических волокон
Теоретическая часть:
- Перед объяснением нового материала хотела бы задать несколько вопросов
Что изучает материаловедение?
На какие два класса делятся текстильные волокна?
Материаловедение — междисциплинарный раздел науки, изучающий изменения свойств материалов
Помимо того что есть волокна из льна, хлопка, шерсти, шелка, есть еще и более новые материалы из чего можно делать ткань это- бамбук, соя, крапива.
II Теоретическая часть
Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа - волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и хлопка. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий хорошее и прочное волокно.
Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и прочную, как хлопок.
Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим (запись в тетрадь в виде схемы).
По этому признаку они делятся на две группы: (слайд 6)
Искусственные (вискозные, ацетатные, триацетатное);
Остановимся на некоторых из них более подробно.
Вискозное волокно представляет собой чистую целлюлозу, полученную из еловой древесины без каких либо примесей. В зависимости от назначения вискоза может иметь блестящую или матовую поверхность. Изменяя блеск, толщину волокон, придавая им извитость, вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка или шерсти. Применяя утолщенные вискозные нити, можно получить иметацию льняного полотна.
Вискозные ткани уступают по прочности натуральному шёлку, хотя вырабатываются и сверхпрочные вискозные ткани. В мокром состоянии их прочность значительно снижается – на 50-60%. Вискоза лучше, чем хлопок, впитывает влагу, но уступает ему в износоустойчивости.
Горят волокна вискозы так же, как льняные и хлопковые: быстро, ровно, ярким пламенем, пахнут жжёной бумагой, оставляет легко рассыпающуюся золу светло-серого цвета. Волокна вискозы в отличие от растительных волокон чувствительны к действию щелочей и кислот.
Ацетатное и триацетатное волокно (слайд 8).
Для ацетатного волокна сырьём служат отходы древесины хлопка. Шёлковые ткани из ацетатного волокна внешне очень похожи на натуральный шёлк, имеют блестящую поверхность.
Ткани из ацетатного волокна плохо впитывают влагу, но быстро сохнут; они обладают меньшей прочностью, чем вискоза, но большей упругостью, поэтому почти не мнутся, хорошо сохраняют форму. Ацетат не переносит сильный нагрев и плавится при температуре 210 градусов.
Ацетатное и триацетатное волокно горит быстро, и сворачивается в маленький бурый шарик, пахнущей уксусом. При вынесении нитки из пламени горение прекращается.
Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрилонитрильные, эластановые).
Синтетические ткани производят из волокон, получаемых в результате сложных химических реакций. Они отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.
В разных странах эти волокна называют по-разному, поэтому остановимся только на наиболее распространенных волокнах и тканях из них.
Полиэфирные волокна
Ткани из полиэстера, лавсана, кримплена мягкие и гибкие, но очень прочные. Они практически не мнутся, хорошо закрепляют форму при нагревании, держат складки и плиссе, не выгорают на солнце, не поражаются молью и микроорганизмами. Их недостаток – низкая гигроскопичность.
Полиэфирное волокно плавится без запаха с образованием твердого шарика на конце нити.
Полиамидные волокна
Нейлон, капрон, дедерон – самые прочные из всех синтетических волокон. Ткани из этих волокон жестковаты на ощупь, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, устойчивы к истиранию, не выцветают и мало мнутся, не поражаются молью и микроорганизмами. Из недостатков можно отметить плохую гигроскопичность и чувствительность к высоким температурам.
Полиамидное волокно, как и полиэфирное, не горит, но плавится без запаха, образуя на конце мягкий шарик.
Полиакрилонитрильные волокна.
Акрил, нитрон имеют вид объёмных извитых волокон, поэтому ткани из них очень напоминают шерсть. Они обладают теми же свойствами, что и ткани из полиэстера, очень чувствительны к высокой температуре: быстро плавятся, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем.
Эластановые волокна.
Эластан (лайкра) чаще всего используется в смеси с другими волокнами. Эластановые волокна очень эластичны при растяжении, способны увеличивать свою длину в семь раз, а затем сокращаться да первоначального размера.
Ткани с эластаном применяют при изготовлении облегающей одежды: брюк, джинсов, трикотажа, чулочно-носочных изделий. Такая одежда прилегает к фигуре и не стесняет движений. Изделия с эластаном хорошо растягиваются, мало мнутся и отличаются прочностью.
Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон представлена в таблице ниже. Ткани перечислены в порядке убывания свойств.
Производство химических волокон делится на три этапа (слайд 7).
I этап: Получение прядильного раствора.
Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы.
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.
II этап: Формирование волокна.
Пропуск раствора через фильеры.
Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити. (слайд 8)
III этап: Отделка волокна.
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.
Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.
III. Лабораторная работа:
Определение состава тканей по их свойствам. (слайд 15)
Цель: научить определять вид волокна по внешнему виду; использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; развивать логическое мышление.
Материалы, инструменты: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, игла, сосуд с водой, тигели для поджигания нитей, кювета с водой, ножницы, рабочая тетрадь, пинцеты. (слайд 16)
Лабораторная работа “Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств”
Мы с вами изучили свойства тканей из химических волокон, а сейчас на практике попробуем выяснить: как можно определить эти свойства, так как умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия. При выборе фасона одежды, необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойству отвечающую тем или иным требованиям.
Дежурные раздают все необходимое для лабораторной работы (образцы тканей, иглу, ножницы, блюдце с водой, тигели для поджигания нитей..Таблица
Свойства ткани № образца ткани
1 2 3 4 5
Блеск Гладкость Мягкость Сминаемость Горение Осыпаемость Прочность (в сухом)
(в мокром) Вводный инструктаж.
Предлагаю девочкам ознакомиться с заданием лабораторной работы (Инструкционная карта, приложение3 ),(слайды 18, 19).
Во время лабораторной работы ученицы должны определить природу сырья и разложить ткань по группам, заполнить предлагаемую таблицу. Для определения сырья ученицы пользуются органолептическим методом распознавания волокон.
Повторяю с ученицами правила техники безопасности.
Инструктаж по технике безопасности:
булавки после работы вкалывать в игольницы в рабочих коробках;
лезвия ножниц должны быть закрыты, повернуты от себя;
отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом. Не давать догорать полностью;
тушить в ванночке с водой.
Текущий инструктаж. Учитель совершает целевой обход, проверяет правильность выполнения работы, выявляет типичные ошибки, предлагает способы их устранения, следит за соблюдением правил техники безопасности.
Заключительный инструктаж. Подведение итогов практической работы. Показ лучших работ.
Умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления. При выборе фасона одежды необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойствам отвечающую тем или иным требованиям.
IV. Закрепление изученного материала.
Для закрепления пройденного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд 17, 18).
Вариант 1
1.Искусственное шелковое волокно - это волокно:
а)химическое;
б)синтетическое.
2.К искусственным волокнам относятся волокна:
а)вискозные;
б)полиамидные;
в)ацетатные;
г)полиэфирные;
д)шелковые.
3.Ткани из волокон искусственного шелка имеют свойства:
а)не мнутся;
б)блестящие;
в)жесткие;
г)имеют хорошие теплозащитные свойства;
д)не скользят при раскрое;
е)мало осыпаются.
4.Осыпаемость срезов сильнее в тканях:
а)из шерстяного волокна;
б)капроновых нитей;
в)хлопкового волокна.
Вариант21.Синтетические волокна получают:
а)из древесины;
б)нефти;
в)растения.
2.Определить волокнистый состав ткани можно:
а)по цвету ткани;
б)пробе на горение;
в)внешнему виду;
г)на ощупь.
3.При горении ткани из синтетического волокна образуется:
а)серый пепел;
б)твердый темный шарик;
в)рассыпающийся черный шарик.
4.Гигиенические свойства лучше у тканей:
а)из хлопкового волокна;
б)вискозного волокна;
в)полиакрилонитрильного волокна.
V. Итог урока.
Анализ и оценка урока
Заключительное слово учителя.
Учитель подводит итог урока, делает необходимые замечания, оценивает работу учащихся.
Вывод (Слайд 25): в нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или классной сумки, а уж теплая искусственная шубка, на которую нет необходимости убивать животных, просто необходима любой, уважающей себя, девушке. Да и дорогие натуральные ткани не всем по карману.
Поэтому появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство.
Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт.
Выдача домашнего задания
Повторить материал по учебнику (§ 12,13), ответить на вопрос 4, стр. 51 учебника
Уборка рабочих мест
Домашнее задание: Найдите спрятанные в сканворде еще 15 слов на тему «Химические волокна и ткани из них».
Читать слова можно в любом направлении, кроме диагонального.