Свойства тканей из химических волокон. Развернутый конспект урока


Развернутый конспект урока по трудовому обучению с рабочей презентацией
Тема: Свойства тканей из химических волокон. 7 класс.
Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Образовательные:
дать представление о видах химических волокон, познакомить со способами их получения, свойствами и применении в окружающей жизни;
обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации волокон ;научить определять вид волокна по внешним признакам, на ощупь и по характеру горения
Развивающие:
развитие логического мышления
Воспитательные:
Способствовать формированию эстетического вкуса и практичности
Способствовать формированию познавательного интереса к предмету
Способствовать развитию доброжелательных отношений в коллективе
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: кабинет технологии, ПК, проектор
Дидактическое обеспечение:
Учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, плакат «Классификация волокон», наглядное пособие «Текстильные волокна», презентация «Химические волокна», образцы тканей из разных волокон, лупы, спички, инструкционные карты, игла, блюдце с водой.Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
Методы: проблемно-поисковый, информационно-развивающий, творчески-репродуктивный.
Технико - технические сведения: химические волокна, искусственные волокна, синтетические волокна, свойства химических волокон, определение волокнистого состава ткани, уход за текстильными изделиями из химических волокон.
Структура занятия
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Проверка выполнения домашнего задания. (1-2 мин).
3. Актуализация знаний учащихся (2-3 мин).
4. Изучение нового материала (10 мин).
6. Практическая работа №1 (5-7 мин).
7. Лабораторно- практическая работа №2 (10 мин).
9. Закрепление изученного материала (5 мин)
10. Анализ и оценка урока (3 мин).
11. Выдача домашнего задания (2-3 мин).
12. Уборка рабочих мест (2-3 мин).
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Проверяется выполнение домашней работы: подготовка сообщений на тему «История возникновения химических волокон».
Актуализация знаний учащихся
Посмотрите на свою одежду. Знаете, из каких материалов она сделана?
Очень важно знать, из какой ткани изготовлено изделие. Зная ее свойства, вы научитесь правильно ухаживать за своими вещами и будете всегда самыми модными, красивыми и практичными.
Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа.
Повторение ранее изученного.
Давайте вспомним: Волокна каких растений используются для производства тканей?
Что является сырьем для производства шерстяных тканей?
Из чего получают волокна натурального шелка?
Натуральные волокна – это природные волокна, готовые к использованию. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но природное сырье имеет свои недостатки. К тому же их производство трудоемкий и дорогостоящий процесс. Население планеты стремительно увеличивается и стало нехватать природного сырья. И люди стали искать сырье из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и прочную, как хлопок . Сообщение темы (слайд №1) и целей урока (слад №2).
И так настало время познакомится со следующей группой волокон - волокна химического происхождения.
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Волокна и ткани химического происхождения и их свойства ”
Изучение нового материала.
Химическое волокно – это волокно… (слайд№ 3) (записать в тетрадь)
Химические волокна в природе не встречаются, они производятся с помощью специальных химических процессов на заводах (в виде непрерывных нитей и штапельных волокон). А как все начиналось, мы сейчас с вами узнаем. Вам было задано изучить историю изобретения химических волокон. (Опережающее задание)
Сообщения учащихся (слайд №4)
Успехи химии на тот момент позволили сначала создать химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева. Давайте посмотрим, как это происходит (видеофрагмент слайд №5)
Запишем в тетрадь последовательность изготовления химических волокон (слайд№6)
Такое волокно стали называть искусственным. В качестве сырья так же можно использовать целлюлозу из отходов хлопка. Следующая группа химических волокон называется «синтетические». Первое синтетическое волокно изобретено в Германии в 1932г. (слайд № 7) Сырьем для производства синтетических волокон являются продукты переработки угля, нефти, газа. (запись в тетрадь в виде схемы).
Ни одному специалисту сейчас не под силу перечислить необъятное множество химических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды. Давайте рассмотрим классификацию химических волокон (плакат на доске). В гардеробе современного человека редко можно найти вещь, изготовленную из натурального волокна. Сегодня почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства. Производство химических волокон значительно расширяет ассортимент тканей, улучшает их свойства, создаются новые виды тканей за счет смеси различных волокон.
•Многие химические волокна по своим физико - механическим и гигиеническим свойствам не уступают натуральным, а часто и превосходят их.
•Волокна можно получить с заданными свойствами;
Затраты на производство химических волокон значительно ниже, чем на производство натуральных.
Например, для получения одинакового количества хлопка и льна надо затратить труда в 10 раз больше, чем для получения того же количества вискозного волокна, а для получения натурального шелка затраты в 50 раз больше, чем на производство искусственного шелка.
Где же нашли применение ткани из искуственных волокон? (слайд №8)
Давайте посмотрим, где применяются синтетические ткани? (слайд№9, №10)
Перейдем к рассмотрению свойств тканей.
Практическая работа №1
Раздаю образцы тканей и предлагаю изучить свойства тканей самостоятельно. Результаты заполнить в виде сравнительной таблицы. (работа в бригадах)
Работа с учебником:
Предлагаю девочкам выписать из учебника (стр.48-49) положительные и отрицательные свойства тканей из химических волокон.
Работа учащихся: 1 бригада изучает свойства искусственных тканей;
2 бригада изучает свойства синтетических тканей.
Итог самостоятельной работы проверяем по (слайду №11)
Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк
Положительные свойства Отрицательные свойства
Имеют красивый внешний вид Подвержены электризации
Хорошо драпируются Не пропускают воздух
Мало сминаются Во влажном состоянии теряют прочность
Прочные Итог самостоятельной работы проверяем по (слайду №12)
Синтетические ткани: капрон, лавсан, нитрон
Положительные свойства Отрицательные свойства
Самые прочные Пониженная гигроскопичность
Эластичные Низкая воздухопроницаемость
Хорошо держат форму Высокая электризуемость
Не мнутся Скользят при раскрое
Не дают усадку Сильно осыпаются на срезах
Хорошие теплозащитные свойства Растягиваются при сшивании на швейной машине.
Стойкость к действию химических веществ и микроорганизмов Очень важно знать, из какой ткани изготовлено изделие. Зная ее свойства, вы научитесь правильно ухаживать за своими вещами. Когда мы с вами покупаем одежду фабричного изготовления, к ней должна прикреплятся памятка, на которой указывается состав ткани и рекомендации по ее уходу (наглядно демонстрирую).
А предположим, что мы с вами решили купить понравившуюся нам ткань и самостоятельно придумать модель. Что мы должны знать о ткани? (ответы учащихся)
Лабораторно - практическая работа №2 «Определение состава тканей и изучение их свойств».
Мы с вами изучили свойства тканей из химических волокон, а сейчас на практике попробуем выяснить: как можно определить эти свойства, так как умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия. При выборе фасона одежды, необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойству отвечающую тем или иным требованиям.
Дежурные раздают все необходимое для лабораторной работы (образцы тканей, иглу, ножницы, блюдце с водой, тигели для поджигания нитей..Вводный инструктаж.
Предлагаю девочкам ознакомиться с заданием лабораторной работы (Инструкционная карта, приложение3 ), (слайд№13) .
1. Выберите 4 лоскутка из предложенных материалов.
2. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого лоскута.
3. Определите сминаемость лоскутов: зажмите каждый из них в кулаке не 30 сек., а затем раскройте ладонь.
4. Выньте две нити из каждого образца и намочите одну из них в блюдце с водой. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли при этом их прочность.
5. Выньте нить из каждого образца и подожгите в тигле. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел.
6. Заполните в рабочей тетради таблицу
Во время лабораторной работы ученицы должны определить природу сырья и разложить ткань по группам, заполнить предлагаемую таблицу.
Повторяю с ученицами правила техники безопасности.
Инструктаж по технике безопасности:
булавки после работы вкалывать в игольницы в рабочих коробках;
лезвия ножниц должны быть закрыты, повернуты от себя;
отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом. Не давать догорать полностью;
тушить в ванночке с водой.
Текущий инструктаж. Учитель совершает целевой обход, проверяет правильность выполнения работы, выявляет типичные ошибки, предлагает способы их устранения, следит за соблюдением правил техники безопасности.
Заключительный инструктаж. Подведение итогов практической работы.
Умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления. При выборе фасона одежды необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойствам отвечающую тем или иным требованиям.
Закрепление и проверка знаний.
Предлагается 10 высказываний, необходимо оценить их верность по шкале «да» и «нет».
Диктант.
1.Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические
2.Сырьем для получения искусственных волокон служат полезные ископаемые: нефть, уголь, газ.
3.Сырьем для получения синтетических волокон служат: еловые щепа, отходы от переработки хлопка.
5. Химические волокна легкие, красивые, быстро сохнут.
6. На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени – они более экономичны.
7. У химических волокон намного ниже гигиенические свойства: теплозащитность, гигироскопичность.
8. Соединять, при выработке тканей, химические волокна с натуральными нежелательно, так как они несовместимы.
9. У тканей из химических волокон низкая прочность.
10. Смешивают химические волокна с натуральными для расширения ассортимента тканей.
Проверка диктанта, затем идет работа над ошибками под руководством учителя.
Анализ и оценка урока
Итак, давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на уроке и подведем итог.
Учитель подводит итог урока, делает необходимые замечания, оценивает работу учащихся.
Вывод (слайд №14): в нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или классной сумки, а уж теплая искусственная шубка, на которую нет необходимости убивать животных, просто необходима любой, уважающей себя, девушке. Да и дорогие натуральные ткани не всем по карману.
Поэтому появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство.
Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт.
Умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия.
Домашнее задание:
Повторить пройденный материал. Найти дома предметы гардероба и предметы интерьера, выполненные из химических волокон.
Подготовить сообщение о свойствах тканей из синтетических волокон.
Уборка рабочих мест
Информационные источники:
Абраменко И. А. Производство синтетических волокон. Режим доступа // https://infourok.ru/material.html?mid=22646
Бузов Б.А., Модестова Т.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение швейного производства: Учеб. для вузов, — 4-е изд., перераб и доп., — М., Легпромбытиздат, 1986 – 424.
Дмитриенко А.В. Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них. Режим доступа //http://festival.1september.ru/articles/525028/Иванкова С.Н. Свойства тканей из химических волокон. 7-й класс Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/593975/Калмыкова Е.А., Лобацкая О.В. Материаловедение швейного производства: Учеб. Пособие, — Мн.: Выш. шк., 2001- 412с.
Мальцева Е.П., Материаловедение швейного производства, — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983, — 232
Синица Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.А., Симоненко В.Д.:Технология. Обслуживающий труд. 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Симоненко В.Д. –М.; Вентана – Граф, 2013.