Методическая разработка урока по теме: «Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях» по разделу «Материаловедение»5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №196»








Методическая разработка урока
по теме: «Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях»
по разделу "Материаловедение"5 класс






Автор: Сергеева Наталья Петровна,
учитель технологии высшей категории
МБОУ «СОШ №196»







Северск 2014
Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка предназначена для учителей общеобразовательных и коррекционных школ. Данный урок построен с учетом возрастных особенностей школьников 11-12 лет. Урок проводился в коррекционном классе VI вида (для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата) общеобразовательной школы.
Предлагается дробная структура урока, которая включает разные виды деятельности, но связанные с темой. Во время урока учитывается изменение рабочей позы учащихся, что оказывает полезное действие на организм. В уроке применяется технология обучения в режиме смены динамических поз В.Ф. Базарного, когда при работе стоя, за счет вертикальной нагрузки усиливается раздражение проприорецепторов расположенных в мышцах спины, живота, ног, связок суставов, стенок лимфо и кровососудов, увеличивает лабильность больших полушарий. Усиленное возбуждение коры головного мозга способствует концентрации внимания, которое ведет к более быстрому и продуктивному процессу мышления и лучшему запоминанию. Лабораторно - практическая работа, кроме изучения нового материала, способствует развитию мелкой моторики рук и развитию двигательной памяти. Мышечная подвижность позволяет снять напряжение длительного статического сидения за партой.
Тема урока: « Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях» является первым в разделе «Материаловедение». Ученицы получают информацию о правилах безопасной работы с ножницами, иглами и булавками.













План-конспект урока технологии
Дата ______________
Класс 5 класс
Тема раздела Материаловедение
Тема урока Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.
Цели:
Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении;
Формировать представление о ткани как о двух системах нитей;
Научить определять направление нитей основы и утка
Знакомство с профессиями: ткачиха, прядильщица
Применение здоровьесберегающих технологий с целью профилактики и коррекции нарушений здоровья учащихся.
Методы обучения: беседа, демонстрация, лабораторно - практическая работа.
Объект труда: ткань
Межпредметные связи: история, краеведение
Материально – техническое оснащение: Коллекция «Хлопок», «Лен» образцы нитей, тканей, схема получения ткани на ткацком станке
Словарные слова: материаловедение, натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лен- долгунец, льняные ткани, нить, ткань, ровница, пряжа, основа, уток, изнаночная сторона, лицевая сторона, полотняное переплетение.
Ход урока:
Организационная часть – 2 мин. Контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к занятию. Инструктаж по ИОТ – 25-05
Сообщение темы и целей урока – 1 мин. (Слайд №1)
Объяснение материала. 35 мин
Какие материалы вам известны? С какими материалами вы познакомились на уроках труда в начальной школе? Пластилин, бумага, картон, ткань. Рассмотрим бумагу и ткань, вспомним их свойства и использование этих материалов в быту.
Свойства тканей: мягкая, прочная, ее можно шить, утюжить, стирать.
Ткань - это материал, с которым мы сталкиваемся с самого рождения. Ее используют для изготовления одежды, постельного белья, и т.д. От чего это зависит? От свойств.
(Слайд №2)Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Давайте, рассмотрим, из чего состоит ткань - из нитей. Возьмем кусочек ткани и попробуем вынуть нить. Что вы заметили? Нити переплетаются между собой.
Рассмотрите нить. Она состоит из волокон.
Волокно – это гибкое, прочное, тонкое тело у которого длина во много раз превосходит поперечное размеры.
В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и искусственных.
Таблица «Классификация волокон»
Классификация текстильных волокон. (Слайд №3,4)
Натуральные волокна – волокна, которые получаются в процессе естественного развития растений, или образуются на животном, или залегают в горных породах.
К натуральным волокнам относятся
растительные: лен, хлопок, пенька, джут, кенаф, конопля, крапива и др.;
к животным: шерсть, шелк;
к минеральным: асбест.
Химические волокна – волокна, получаемые в заводских условиях.
Они делятся на искусственные и синтетические.
Рассмотрим натуральные волокна.
Натуральные волокна.
Натуральные волокна растительного происхождения.
В древности тканей не было. Во что же одевались наши предки? Они ведь жили в лесах, а на деревьях рубашки не растут. Хотя туземцы бразильских джунглей научились снимать целиком кору со ствола дерева, которую размягчали особым способом, проделывая отверстия для рук, рубаха готова. Еще в далекой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из нее ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.
Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и других растений.
Кенаф - возделывают в основном в Индии, Китае, Иране и других странах. Волокно кенафа отличается высокой гигроскопичностью. Из него изготавливают мешковину, шпагат, брезент и т.д.
Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Волокно джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей и ковровых изделий.
(Слайд №5) Конопля – очень древняя культура. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), для изготовления морских канатов, веревки, парусины.
Крапива – стебли растения использовали с древних времен. Вспомните сказку о девушке Эльзе, которая плела рубашки для своих братьев из крапивы.
(Слайд № 6) Льняные ткани изготавливают из льняных волокон (рис.1). Лен называют русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна- долгунца имеет высоту 120 см. В каждом из них 350 – 650 волокон.
·
·Рис.1. Лен.
(Слайд № 7)Хлопок. Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника (рис.2). Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Наилучшим считается хлопок с длинными, тонкими, прочными волокнами. Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты.
Рис.2. Хлопок
Из волокна на текстильных фабриках получают пряжу.
Производство пряжи - процесс сложный.

Процесс получения пряжи.
Наглядное пособие «Хлопок», «Лен».
(рассмотреть процесс обработки волокон хлопка и льна по карточкам)
Сначала волокна разрыхляют – разделяют на мелкие клочки при помощи игл и зубьев разрыхлительной машины. Затем в трепальной машине из волокна убирают сор и еще раз разрыхляют. Далее массу волокна обрабатывают на чесальной машине, чтобы разделить их на отдельные волокна и частично распрямить, расположив их параллельно друг другу. На тех же машинах они превращаются в толстый рыхлый жгут – ленту, которую выравнивают по толщине на ленточных машинах. После этого ленту постепенно вытягивают и слегка скручивают. Пока не получится ровница.
На прядильных машинах из ровницы получают пряжу: ровницу вытягивают, скручивают с помощью веретен и наматывают на шпули.
Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить – пряжу, называют прядением.
На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщица.
Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из нее вырабатывают ткань.
Физ. минутка (Слайд № 8, 9, 10, 11)
Первое знакомство с волокнами и тканями предполагает сильное напряжение для глаз, ученице кажется, что она может сразу начать работу. Чтобы снять напряжение необходимо провести физ. минутку перед трудным этапом урока знакомство со строением ткани.
Упражнение «Радуга» - 2 мин.
Цель: снятие напряжения с глаз
Упражнение можно выполнять отдельно или после релаксации.
1. Закрой глаза. Представь, что перед тобой находится экран. На экране ты видишь радугу - цвета, которые тебе нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Ты видишь то, что описываю я, или то, что захочешь сам.
2. Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что ты видишь, когда думаешь о голубом цвете?
3. Следующий цвет - красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что ты думаешь, когда смотришь на красный цвет?
4. Желтый приносит нам радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что ты думаешь, когда смотришь на желтый цвет'1
5. Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что ты думаешь, когда смотришь на него?

Процесс получения ткани. (Слайд №12,13)
Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.
Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей.
Нити идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити расположенные поперек – нитями утка.
Рассмотрим эти нити на примере ткацкого станка (рис. 3).







Рис. 3. Схема получения ткани на ткацком станке: 1 –навой, 2-основные нити, 3- глазки, 4- бердо, 5- челнок, 6- ткань, 7- товарный валик, 8- ремизки.
Изготовление ткани начинается с натягивания нитей основы. Нити основы наматываются на большой вал – навой. Во избежание разрыва при работе ткацкого станка эти нити должны быть прочными. Прочность нитей зависит от качества волокон и крутки пряжи. Сильнокрученые нити – гладкие, прочные, они тоньше и ровнее на станке натянуты как струны, поэтому при растяжении не меняют своей длины.
Ремизки это рамки с отверстиями (глазками), через которые продеты нити основы. При работе станка ремизки расходятся в разные стороны и тянут за собой нити, образуя зев, в который пролетает челнок с уточной нитью. Затем ремизки меняются местами, и через получившийся зев челнок пролетает в обратном направлении. Челнок имеет вид лодочки с острыми концами. Внутрь челнока вставляется шпуля с нитками. Для уточных нитей прочность не имеет такого большого значения, они, наоборот мягкие, гибкие, пушистые, т. е. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними, поэтому пряжу, предназначенную для уточных нитей, сильной крутке не подвергают. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Это происходит потому, что ткань наматывают на товарный валик также с натяжением по основе
Металлический гребень бердо, между зубцами которого проходят нити основы, прочесывает их и уплотняет уточные нити. Готовая ткань наматывается на товарный валик.
На примере детского ткацкого станка показать принцип переплетения нитей.
(Слайд №14) Нити основы и утка переплетаются между собой по одной получается рисунок, как при выполнении штопки. Такое переплетение нитей называется полотняным (рис. 4).
Тканям полотняного переплетения присущи такие свойства, как прочность, стойкость к истиранию и растяжимости.
Поскольку нити основы сильнокрученые и натянуты, то при попытке резко растянуть ткань в долевом направлении и хлопке они издают звонкий звук. При резком растяжении ткани в поперечном направлении (по нити утка) звук глухой. Этим признаком пользуются для определения направления нитей основы в ткани.

Рис.4. Схема полотняного переплетения нитей в тканях.

Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края – кромки.
Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани (рис 5).







Рис. 5. Нити основы называют долевыми, а уточные – поперечными.

(Слайд №15)
Практическое закрепление изучаемого материала- 35 мин.
Признаки определения направления нитей в ткани:
Нить основы проходит в ткани вдоль кромки.
Растяжение ткани по основной нити меньше, чем по уточной.
При резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует нить основы.
Нити основы более тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.


Рис. 5. Нити основы и утка в ткани.


Рассмотрим строение ткани в лупу (рис. 5).
Мы видим, что нити основы и утка по одной переплетаются между собой (рис.6).


Рис. 6. Полотняное переплетение.

Физ. минутка.
Следующий этап работы предполагает лабораторно - практическую работу. Что требует сосредоточения внимания, напряжения зрения при рассмотрении волокон, нитей. Поэтому следует провести гимнастику для рук и глаз.
Гимнастика для рук -1 мин.
Цель: Снять утомление с плечевого пояса и рук, размять пальцы.
1. Поднять опустить плечи. Повторить 6-8 раз. Пауза, Расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. Сидя, руки подняты вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Гимнастика для глаз – 1 мин.
Цель: Снять утомление с глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть в окно. Повторить 5-6 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть в окно. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировав взгляд, затем посмотреть вдаль прямо. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 4 раза.
4. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленные круговые движения глазами вверх - влево - вправо. Затем посмотреть вдаль. Повторить 45 раз.

Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с иглой, ножницами. (Слайд №16)
ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями от работающего;
для передачи ножницы нужно положить на стол;
хранить иглы и булавки следует в специальных коробочках или подушечках;
нельзя использовать гнутые и ржавые иглы и булавки;
сломанные иглы и булавки следует отдать учителю.

Лабораторно – практическая работа № 1. (Слайд №17)
Изучение отличительных признаков нитей основы и утка и их свойства.
Оборудование: образец ткани, ножницы, лупа, клей, игла.
Ход работы
Возьмите образец ткани, выдерните нити с двух сторон, как показано на рисунке, и рассмотрите его в лупу. Тонкие нити – это нити основы, их называют долевыми нитями. Толстые и пушистые – нити утка, или поперечные нити.
Возьмите нить основы и нить утка и исследуйте их структуру и свойства:
Рассмотрите нити в лупу и отметьте их толщину (тонину), равномерность по толщине, крутку (сильно или слабо скручены), гладкость или пушистость;
На ощупь определите, какая нить мягкая, какая жесткая;
Определите прочность каждой нити.
Занесите данные в таблицу, приклейте образец нитей.

Характеристика нитей
Нить основы
Нить утка


образец
образец


Толщина

Тонкая

Толстая, пушистая


Крутка

Сильная

Слабая


Равномерность по толщине

Равномерная

Неравномерная


Гладкость

Гладкая

Витая


Мягкость

Жесткая

Мягкая


Прочность

Прочная

Менее прочная


Лабораторно – практическая работа № 2. (Слайд №18)
Определение в ткани направления нитей основы и утка.
Оборудование: образцы ткани с кромкой и без нее, лупа.
Ход работы.
В ткани с кромкой определите направление нитей.
Растягивая образец по нити основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.
Резко растягивая ткани (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком глухим.
Рассмотрим ткань в лупу, сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений.
Заполните таблицу.

Характеристика нитей

Нити основы

Нити утка

По кромке (вдоль или поперек)
Вдоль
Поперек

По степени растяжения

Не тянется
Тянется

По звуку (при резком растяжении звук звонкий или глухой)

Звук звонкий

Звук глухой

Гладкость

Гладкая
Пушистая, витая

Толщина

Тонкая
Толстая

По изученным признакам определите направление нитей основы и утка в ткани без кромки, и прикрепите образец в тетрадь, расположив нить основы ткани вертикально.

Физ. минутка (Слайд №19)
Работа на уроке проходила сидя. Поэтому следует провести гимнастику со сменой поз. Произвольно под спокойную музыку, ученицы делают наклоны, повороты, приседания, разминая плечи, руки, спину, ноги.

Лабораторно – практическая работа№3. (Слайд №20)
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Оборудование: образцы тканей, клей, кисточка.
Ход работы
1. Подберите образцы тканей из натуральных волокон и определите у них лицевую и изнаночную стороны.
2. Приклейте образцы тканей лицевой и изнаночными сторонами.
Образцы тканей

Стороны ткани


лицевая
изнаночная


С печатным рисунком

Четкий и яркий
рисунок
Нечеткий и бледный рисунок

С гладкой
поверхностью
Блестящая поверхность

Матовая поверхность

Ворсовая
Поверхность с гладким ворсом
Поверхность гладкая с коротким ворсом

Гладкокрашеная
и пестротканая

Гладкая поверхность

Поверхность с техническими узелками и ворсинками


Образец





Заключительная часть - 7 мин. опрос по усвоению нового материала (Слайд № 21)
Что изучает швейное материаловедение?
Что такое волокно?
На какие группы можно разделить все текстильные волокна?
Как классифицируются волокна натурального происхождения?
По каким признакам определяют направление нити основы и утка?
Назовите основные профессии по производству пряжи и тканей
- анализ характерных ошибок и их причин - сообщение оценки работы каждого учащегося, работа с дневниками

Домашнее задание (запись в дневник) – 5 мин.
(Слайд № 22)
принести форму, тетрадь, клей карандаш, лоскутки ткани льняной и хлопчатобумажной
(Слайд №23)
Уборка рабочих мест – 5 мин.














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415