Методичекие материалы по волейболу
Учитель физической культуры: Максакова Ольга Ивановна
Методические рекомендации при обучении игры в волейбол
Когда игроки принимают мяч от противника или игрока по команде, принято говорить о технике приема мяча. Когда мяч направляется партнеру по команде для последующей атаки, говорят о технике передачи мяча. Однако прием и передача мяча тесно связаны между собой и не отличаются друг от друга принципиально, как, например, нападающий удар и блокирование. По сути, прием и передача — единое действие, суть которого — изменить направление полета мяча на такое, которое обеспечит максимальную вероятность выигрыша очка.
Главная задача при приеме мяча не дать мячу коснуться площадки. В свою очередь главная задача при передаче, точно направить его нападающему игроку для завершения атаки. Исходя из этого, прием мяча является защитным действием, а передача — атакующим.
В игре бывают ситуации, когда мяч после приема сразу направляется для нападающего удара. Однако в реальных играх такое встречается довольно редко.
От успешного освоения приема и передачи мяча во многом зависит овладение навыками игры в волейбол в целом. Поэтому этим приемам необходимо уделять основное внимание в начале обучения и совершенствовать навыки защитных действий и второй передачи.
В данной статье описаны следующие способы приема и передачи мяча:
верхняя передача двумя руками
прием мяча снизу двумя руками
прием мяча сверху двумя руками с последующим падением
прием мяча снизу одной рукой с последующим падением
Верхняя передача мяча. От успешного освоения верхней передачи во многом зависит обучение волейболу вообще. Изучение верхней передачи начинается с первых занятий и совершенствуется на всех последующих, за исключением занятий по общей физической подготовке.Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Только эта передача обеспечивает наиболее точную передачу мяча. Не овладев техникой верхней передачей, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в игре. На рисунке ниже показаны основные положения волейболиста при верхней передаче мяча.
Верхняя передача мяча
Основой правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения:
Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди.
Туловище находится в вертикальном положении
руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях
Собственно обработка мяча:
руки соприкасаются с мячом на уровне лица над головой
кисти находятся в положении тыльного сгибания
пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя своеобразную воронку (положения б, в на рисунке)
основная нагрузка при передаче падает преимущественно на указательные и средние пальцы
ноги и руки выпрямляются
разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев, мячу придается нужное направление (положения г, д на рисунке).
В зависимости от полета мяча верхняя передача может выполняется в средней или низкой стойках.
Прием мяча снизу двумя руками.
По времени обучения прием мяча снизу уступает обучению верхней передаче, однако это не менее важный элемент в подготовке волейболистов. Прием снизу применяется в случаях, когда принять мяч сверху уже нельзя, например, у самой сетки или когда остается одно касание, а игрок движется к мячу, находясь спиной к сетке.
Прием мяча снизу
На рисунке показано, как правильно выполнять прием мяча снизу. Игрок выбегает к месту прима мяча. Одна нога (положение а) выставляется вперед с целью остановить движение тела по инерции, руки уже готовы для приема мяча. Вес тела переходит на впереди стоящую ногу, руки выпрямлены, кисти сомкнуты (положения б, в).
Для такого приема характерно «приседание под мяч» (положения г, д.). Прием производится движением рук вперед-вверх, навстречу мячу.
В момент приема, руки выпрямлены в локтевых суставах, кисти слегка опущены вниз, точка касания мяча приходится на предплечья у лучезапястных суставов. При приеме мяча на кисти (кулаки) трудно добиться точности полета мяча. В момент касания руки не должны сгибаться в локтях.
Прием мяча сверху двумя руками с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.
Прием мяча сверху с падением
Когда игрок не может выполнить прием мяча сверху в низкой стойке, он выполняет его с последующим падением. На рисунке выше изображены основы техники приема мяча сверху с падением. После перемещения к точке приема, делается выпад по направлению к мячу. Вес тела переносится на ногу, которой был сделан выпад. Падение происходит в сторону выпада, при резком подведении плеч под мяч, падение может произойти на ягодицы с перекатом через спину.Падение при этом приеме, неизбежно т.к. центр тяжести тела находится за точкой опоры.
Прием мяча снизу одной рукой с падением.
Этот способ применяется, для того, чтобы достать далекий мяч, когда невозможно выполнить прием предыдущими способами. Этот прием схож по структуре с предыдущим, поэтому освоить его довольно просто.На рисунке ниже показана техника приема мяча снизу одной рукой с падением. Прием выполняется одноименной со стороной выпада рукой. Удар производится кистью с согнутыми пальцами.
Прием мяча снизу одной рукой с падением
Профессиональные волейболисты после приема мяча с падением делают группировку и перекат через плечо, сразу занимая удобное положение для игры. Для новичков это достаточно трудно, поэтому после приёма мяча им просто необходимо быстрее встать на ноги.
Подача
Подача — технический прием, с его помощью игроком мяч вводится в игру.
Подача – это основа психологии всей команды, выстраиваемая каждым игроком в отдельности и всей командой в целом мастерством выполнения данного элемента. Если подача сильная, точная и устойчивая, то можно говорить о хорошей технической подготовке игрока в целом.
Подача – наиважнейший момент игры, не дающий игрокам противостоящей команды согласовывать и реализовать свои действия и преимущественные моменты, а, следовательно, и выполнить заранее оговоренный план данной игры.
Подачу нужно постоянно совершенствовать в течение тренировок, регулярно отыгрывая технику удара отдельного игрока, и действия группы.
Подачи в волейболе бывают следующие:
1) нижняя прямая подача;
2) нижняя боковая подача;
3) верхняя прямая подача;
4) верхняя боковая подача.
Какую подачу выбрать для успешной игры?
Из четырех видов подачи сегодня преимущественно используется верхняя прямая подача в волейболе.
И вот почему:
— подающий хорошо видит площадку, а, следовательно, и расстановку сил соперника;
— при условии владения техникой игры, подающий игрок попадает мячом в определенного, намеченного им самим игрока, и нарушить план игры противника;
— верхняя прямая подача бывает и силовой, а это уже затрудняет прием мяча противником.
верхняя прямая подача в волейболе
Сильная прямая подача в волейболе вне конкуренции. С ней может соперничать, например, сильная боковая подача. Но этого обычно никогда не происходит, так как что боковая подача в принципе сложная по перемещению ног и в моменте выбрасывания мяча для удара.
Верхняя прямая подача в волейболе может осуществляться четырьмя способами:
1) согнутой рукой с высоким набрасыванием мяча;
2) с отведением плеча и руки в сторону;
3) с забрасыванием мяча за голову;
4) подача прямой рукой.
Качество и сила подачи зависят от того, где находится мяч перед моментом удара по нему рукой.
Поэтому особое внимание необходимо уделять технике подачи мяча.
Необходимо концентрироваться на всех ключевых моментах – от того как стоит игрок и до момента удара по мячу.
Технически прямая подача в волейболе осуществляется следующим образом:
1. Исходное положение: левой ногой игрок стоит прочно всей ступней, при этом правая опирается на носок, находящийся на линии пятки левой ноги.
2. Согнутой левой рукой игрок держит мяч на уровне подбородка, т.е. нижней части лица. При этом правая рука поднята.
3. Старт начинается с правой ноги: выполняется первый шаг, при этом пяткой вперед, которой игрок касается пола, после ступней и быстро делается второй шаг левой ногой, снова опора на пятку. Мяч подбрасывается мяч вверх на 30 или 40 см от ладони вытянутой руки, и делается шаг на опору, .
4. Все перемещения игрока и его действия будут правильными при условии слияния их в одно движение (смотрим видео)
5. Ударять надо строго с той стороны мяча, которая является противоположной желательному направлению полета мяча.
6. Удар осуществляется ладонью руки (только ладонью), кисть игрока должна быть достаточно твердой в лучезапястном суставе (т.н. «жесткая кисть»), для этого ее необходимо максимально напрячь. Во время удара рука выпрямлена.
После правильного удара по мячу, рука продолжает свободное движение вперед в выбранном направлении полета мяча.
7. Подбрасывается мяч обычно одной рукой и вертикально вверх, чуть впереди, на высоту примерно 50 см, удар необходимо делать в наивысшей точке траектории полета мяча.
Верхняя прямая подача в волейболе имеет такую разновидность как подача в прыжке, которая является более сложной в техническом отношении, но придает подаче дополнительные преимущества, являясь более сильной и быстрой.
Техника ее такова:
— силовая подача осуществляется после прыжка с разбегом, сам разбег исполняется по прямой линии, перпендикулярно сетке и состоит, как правило, примерно из двух шагов.
— первый шаг подводит игрока к мячу, Быстрый и длинный второй шаг является шагом для удара. Он как бы направляет игрока к прыжку.
— выполняя первый шаг, игрок отводит две руки максимально дальше назад и вверх; во время второго шага он выносит руки вперёд.
— во время прыжка работающая на удар рука продолжает двигаться вперёд и вверх; при этом локоть поднимают как можно выше плечевого пояса. Другая рука в это время вытягивается вперёд практически горизонтально, что обеспечивает равновесие игрока в момент прыжка — сам удар производится в максимальной точке траектории движения мяча.
Следует отметить, что данный вид подачи применяется обычно только в командах опытных игроков или мастеров и представляет собой сочетание подачи и нападающего удара.
Подачи не могут быть одинаковыми и стандартными, игроки соперника моментально привыкают принимать стандартные, предсказуемые мячи. Игроки могут оказывать на противника психологическое давление постоянной сменой способов подачи и нападения.
Перед подачей важен психологический настрой всех игроков.
Верхняя прямая подача, особенно в прыжке, требует максимального сосредоточения всех сил. Подающему необходимо успеть сосредоточиться, оценить обстановку игры, расположение сил противника непосредственно в момент направления к месту подачи.Если при подаче мяча допускается ошибка, у противника быстро и автоматически появляется рефлекс «везения», исчезает обычная скованность, характерная для начала игры и возникает эмоциональный подъем. Волейбол является состязанием, где весьма важно, которая из команд первой ухватит, сумеет удержать высокий ритм игры в самом начале и удержит его до конца.
Общепризнанно, что чем лучше игрок владеет различными тактическими приемами подачи, тем выше его мастерство и тем успешнее игра команды в целом.
При тактике выполнения подач мало просто хорошо и правильно, ввести в игру мяч, надо еще затруднить прием его противником, а значит, при подаче следует стараться, чтобы мяч попал к самому слабому игроку команды по другую сторону сетки. Подающему надо успеть рассчитать расстановку сил противника и самый возможный ход событий игры со стороны противника, и точной подачей постараться помешать ему.
Таким образом, при кажущейся простоте игры, овладение ее техникой требует постоянных тренировок.
Упражнения для обучения и совершенствования
верхней передачи
1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.
2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.
3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.
4. Игрок бросает мяч вперед–вверх, бежит вслед за мячом и выполняет передачу над собой.
5. То же, передачу выполняет партнеру.
6. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом, он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 2,5–3 метра.
7. То же, при этом меняется поочередно высота передачи.
8. Игрок выполняет две передачи: первую в направлении стенки, вторую над собой после отскока мяча от стенки.
9. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками
5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно, передать его друг другу.
10. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)
11. Принимая мяч от тренера (расстояние 5–6 м), каждый игрок выполняет две передачи: над собой и по направлению к партнеру. (Занимающимся необходимо знать различие в положении кистей и предплечий для выполнения первой и второй передачи.)
12. Начинает упражнение игрок с мячом, направляя мяч вправо, влево и перед собой. Партнер должен определить направление передачи и, быстро подойдя к мячу, направить его точно обратно. (После12–15 передач игроки меняются ролями.)13. Расстояние между игроками 7–8 м. У каждого игрока мяч, одновременно по высокой траектории игроки выполняют передачи друг другу (необходимо стремиться, чтобы упражнение выполнялось непрерывно).
14. Расстояние то же. Игрок с мячом стоит спиной к партнеру, выполняет передачу над собой, затем поворот на 180° и следующую передачу выполняет на партнера, партнер сразу же возвращает мяч обратно. (После 12–14 передач игроки меняются местами.)
15. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 9 метров. Игрок с мячом направляет мяч на 2–3 м, затем догоняет и делает пас партнеру, а сам возвращается на исходную позицию. Второй игрок выполняет то же самое. (Количество передач 10–15.)
16. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние (упражнение выполняют 2 мин).
17. Расстояние между игроками 5–6 м. Игрок с мячом выполняет передачу над собой на высоту 3–4 м, затем в прыжке отдает партнеру, другой игрок выполняет то же (всего 10–15 передач).
18. игроки по трое стоят в зонах 2, 4, 6. Впереди стоящий игрок зоны 6 держит мяч, он начинает упражнение, посылая мяч передачей в направлении игрока зоны 2. Упражнение выполняется и в том случае, когда направление передач и перемещений игроков меняется на обратное.
19. Передача мяча из глубины площадки после перемещения. Группа игроков из 3–4 человек стоит в первой зоне, один игрок с мячом во 2-й зоне выполняет передачу на первого игрока 1-й зоны, затем этот игрок перемещается в 6-ю зону, куда направлена следующая передача от пасующего из 2-й зоны, а далее из 4-й зоны, затем первый игрок из группы возвращается в 1-ю зону и встает в конце группы и т.д.
20. Игроки поочередно передают мяч друг другу, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы (перемещение по часовой стрелке). Группы игроков стоят по 2–3 человека условно в углах треугольника или прямоугольника.
21. Передача мяча вдоль сетки. Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу (выполняется 5–6 мин).
Упражнения для обучения и совершенствования
нижней передачи и приема мяча снизу
1. Прием мяча снизу – мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10–15 м).
2. У стенки: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.
3. Бросить мяч вверх–вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока 10–15 раз.
4. Прием мяча снизу в движении по периметру волейбольной площадки, мяч не ниже 1,5–2 м.
5. Игрок с мячом стоит у сетки, партнер на расстоянии 6–7 м. Первый игрок набрасывает мяч, второй отбивает, подсаживаясь приемом снизу, 10–15 раз, затем игроки меняются местами.
6. То же, только игрок, стоящий у сетки, выполняет верхнюю передачу точно на партнера.
7. То же, только игрок, стоящий у сетки, направляет мяч в сторону партнера обычным ударом.
8. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.
9. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.
10. Прием подачи в 6-й зоне у линии нападения и передача в 3-ю зону.
11. Прием подачи в зонах 6, 5, 1 у линии нападения и первая передача в зоны 2, 4.
12. В парах – подача верхняя прямая и прием мяча. Расстояние между занимающимися 8–10 м.
13. То же через сетку.
Следует отметить, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять подачу нижнюю прямую. Занимающиеся овладевают навыками нижней подачи сравнительно быстро и делают меньше ошибок (потерь подачи). Кроме того, нижней подачей мяч можно послать точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.
Упражнения для обучения и совершенствования
техники нападающего удара
1. Обучение ритму разбега, отталкивания и прыжка, прыжок вверх с разбега один, два, три шага.
2. Удары кистью по мячу – стоя на месте, у стены, в паре.
3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.
4. Удары через сетку после разбега в два, три шага с подбрасыванием мяча преподавателем.
5. Прямой нападающий удар с разбега в три шага из 4-й зоны, а затем из 2-й зоны. Высота мяча 1,5–2 м.
6. Прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в 3-й зоне.
7. Нападающий удар в парах со своего подбрасывания.
8. То же с передачи партнера.
9. Нападающие удары с обеих сторон с передачи пасующего.
10. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающий удар в зоны 1, 6, 5 (из исходного положения в зонах 4, 2).
11. Выполнение удара с заниженной, короткой передачи.
Упражнения для обучения и совершенствования
техники блокирования
1. Прыжки у сетки с имитацией блокирования на месте 15–20 раз.
2. То же с одного шага 15–20 раз.
3. То же с разбегом от линии нападения 10–15 раз.
4. Прыжки вдоль сетки на каждый приставной шаг с имитацией одиночного блока.
5. Имитация блока в 2, 3, 4 зонах, перемещение вдоль сетки с крестным шагом.
6. Упражнение в парах, игроки стоят по разные стороны сетки, игрок с мячом выпрыгивает и бросает мяч сверху вниз двумя руками: влево, вправо, вперед, а другой, блокирующий, выпрыгивает и закрывает ход движения мяча.
7. Блокирующий стоит в зоне 2 (3, 4), а игроки группы выполняют поочередно нападающие удары по ходу из зоны 4 (3, 2) с противоположной стороны сетки.
При блокировании, особенно двойном, необходимо больше обращать внимание на четкость перемещения. Во время двойного блокирования важно, чтобы игроки не мешали друг другу, действовали согласованно при перемещении и непосредственно в прыжке.
Упражнения для обучения и совершенствования
техники подач
1. Освоение подброса мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60–80 см и дать упасть на пол 15–20 раз.
2. Освоение ударного движения. Прямой рукой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки – для прямой нижней подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед–вверх левой руки – для прямой верхней подачи.
3. Игрок принимает стойку готовности в 6 метрах от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой руки перебить через сетку.
4. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.
5. Подачи в правую, левую половины площадки.
6. Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
7. Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
8. Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
9. Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.