Рабочая программа внеурочной деятельности на тему: Многообразие и диалог культур как черта современного мира

Управление образования города Ростова-на-Дону
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону
«Лицей № 103 имени Сергея Козлова»
(МБОУ «Лицей № 103»)





«Утверждаю»
Директор ____________ М.В. Рябышева
Приказ от «___» ___________ 2016г. №










Рабочая программа
по Многообразие и диалог культур как черта современного мира
основное общее образования
класс 9
количество часов 58
учитель Сергиенко Ю.А.
Программа разработана на основе:
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования: проект/
А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.
образования. М.: Просвещении, 2009. 00 с. (Стандарты
второго поколения)).





Ростов-на-Дону
2016



















Пояснительная записка.
Рабочая программа по многообразию и диалогу культуры как чертой современного мира для 9 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. 00 с. (Стандарты второго поколения)).
Цели курса:
становление высоконравственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
формирование уважительного отношения к истории, культуре нашей страны, к семье, населенному пункту, региону;
развитие представлений о единстве и многообразии культурного пространства России и мира, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию роли культурных различий в истории и современности России;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, на духовных традициях народов России;
Задачи  курса «Многообразие и диалог культур как черта современного мира»:
способствовать принятию школьниками ценности культурного многообразия как основы конструктивного межкультурного взаимодействия людей;
- содействовать становлению у учащихся непротиворечивой формулы многоуровневой идентичности с приоритетом российской гражданской идентичности;
- содействовать развитию интереса школьников к вопросам культуротворчества и культуросозидания, духовно-нравственного и морально-нравственного самопознания, самопроектирования, самокоррекции, самоактуализации и самореализации личности;
- обучать школьников навыкам рефлексии оснований мышления, поведения, деятельности, общения, умению выявлять различия в образах и картинах мира, преодолевать собственные стереотипы и предубеждения, развивать эмпатические способности;
- сопровождать школьников в определении собственной позиции в многообразии общественных и мировоззренческих точек зрения, эстетических и культурных предпочтений;
- мотивировать школьников к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран на основе взаимного интереса и уважения, «золотого правила нравственности»;
- создавать учебные ситуации, в которых проявляется стремление учеников уважать иное мнение, историю других народов и стран, воспринимать их культуру в её самоценности и самодостаточности;
- учить детей вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
- обучать школьников характеризовать свои поступки, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры того или иного народа, его мировоззрения, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.
Содержание программы элективного курса построено таким образом, чтобы максимально актуализировать межпредметные связи с изучаемым материалом по истории, обществознанию, основам религиозных культур и светской этики, литературе.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. 00 с. (Стандарты второго поколения)).
Настоящий курс предназначен для обучающихся основной ступени обучения. Общий (суммарный) объём курса составляет 58 часов.




















































Содержание курса


Раздел
программы
Кол-во
часов
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Система оценки планируемых результатов: формы и виды контроля

1
Введение
1
Многообразие и диалог культур как черта современного мира.
Работать с понятиями; анализировать, сравнивать и классифицировать понятия, сопоставлять; работать с полученной информацией; представлять информацию в виде таблице и схемы; владеть приемами осмысленного чтения.
Работа с текстами.

2
Диалог культур.
3
Планетарная значимость межкультурного диалога. Методы ведения диалога культур.
Работа с информацией; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Работа с текстами. Лабораторный практикум. Дискуссия.


3
Такая многоликая Россия.
3
Многокультурный мир многонациональное Российское государство поликультурное российское общество. (Анализ ключевых понятий. «Поликультурность начинается с тебя». «Русь Россия»: историко-культурный процесс формирования многонационального российского общества и государства. Поликультурная палитра повседневной жизни россиян, их традиций и контактов. Национальное сознание. Историческая память. Историческое место Российской империи в мировом культурном наследии.


Уметь обобщать; учиться владеть приемами осмысленного чтения. Учиться извлекать информацию из текста пособия; самостоятельно; учиться работать с иллюстрациями и картами. определение понятиям: человек, мир, внутренний мир, психология. Учиться обобщать понятия, осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объемом. Учиться работать с тестами, преобразовывать информацию в таблицы
Тренинги «Кто в домике живет?», «Семья. Дом. Улица. Школа».
Работа с текстами. Лабораторный практикум. Дискуссия.


4
«Живая граница».
2
Типы границ в поликультурном обществе и многонациональном государстве.
Государственная граница современной России с сопредельными странами. Cпорные и оспариваемые территории. Формирование государственной границы России и системы пограничной охраны (IХХХ вв.) Особенности формирования российских границ на Западе и Востоке. Айгуньский (1858 г.) пограничный договор о границе между Россией и Китаем как пример урегулирования территориальных проблем «двух цивилизаций». Причины пограничных вопросов между Россией и ее соседями, пути их решения. Границы и фронтиры. Роль фронтиров в становлении многонационального Российского государства и поликультурного общества. Российские фронтиры в контексте мировой истории. Миграции народов: причины, характер, масштабы массовых перемещений людей в мировой и отечественной истории (IХХХ вв.). Океанические дороги человечества. Типы миграций, их историко-культурные последствия для стран, народов и конкретных людей. Особенности миграций в современном мире. Проблемы взаимоотношений «своих» и «чужих».


Работать с понятиями; анализировать, сравнивать и классифицировать понятия, сопоставлять; работать с полученной информацией; представлять информацию в виде таблице и схемы; владеть приемами осмысленного чтения.
Лабораторная работа со статической таблицей и политической картой мира, тренинг «Живая граница».
Лабораторная работа с источниками и репродукциями. Ролевая игра «Старожилы и переселенцы». Тренинг «Успешный мигрант»



5
Святая Русь: от Софии – к Троице.
3