Статья Развитие универсальных учебных действий учащегося на уроках «Окружающего мира».


Развитие универсальных учебных действий учащегося на уроках
«Окружающего мира».
В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен решить для себя, чем он будет заниматься всю свою жизнь, какую профессию выберет. Учителем начальной школы я стала благодаря своему сыну. Так получилось, что он родился особенным ребёнком. Ребёнком, с ограниченными возможностями здоровья. Мне нужно было заниматься с ним разными видами деятельности с самого раннего детства. Кроме обучения чтению, грамоте, математике, я учила его правильно познавать окружающий мир. И когда я увидела, что у меня получается развивать ребёнка, что есть положительные результаты, я поступила в высшее педагогическое учебное заведение. Тем самым приобрела свою профессию. Я учитель начальных классов. Я работаю в школе 15 лет. Каждый день, проведенный с детьми, приносит мне радость и удовлетворение. Хочу сказать своему сыну, большое спасибо за то, что он помог мне сделать правильный выбор в своей жизни!
Ребёнок приходит в школу, в первый класс. Ему открывается мир новых открытий, мир, в который он погружается и полностью доверяет нам, учителям начальной школы. Начальная школа играет самую главную роль в обучении и воспитании детей. Меняется поколение, жизнь людей в целом. Школа не стоит на месте, большие изменения происходят в обучении и воспитании наших детей. Каждый день, готовясь к урокам, стараюсь организовать свой урок таким образом, чтобы урок обязательно включал в себя УУД.
В чем заключается роль современной начальной школы? Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы, учиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Ученик должен уметь самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формировать умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придается огромное значение.
Каждый учитель знает, что такое УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Наша школа 5 лет занимается по программе «Перспективная начальная школа» Детям очень нравятся нестандартные типы урока. На уроках окружающего мира мы любим с детьми путешествовать. Особенность таких уроков заключается в стремлении разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной мотивационной, эмоциональной и других сфер.
В 3 классе большое внимание уделяется изучению природных сообществ нашей планеты. Я хотела бы рассказать, как я формирую УУД на примере урока окружающий мир, тема урока “Болото и его обитатели”.
Цель: Познакомить с особенностями растительного и животного мира болот,  
           со значением болот в жизни человека.
           Способствовать развитию познавательной активности, умению делать
           самостоятельное  обобщение по частным вопросам.
           Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер (ноутбук), картинки с
           изображением болот, животных и растений  болот, глобус, карта.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний, постановка цели.
– Какой раздел мы изучаем?
- Что изображают на глобусе и карте? Выбери знаки условных обозначений.
- Что нового изучили на прошлом уроке? Покажите макеты равнин, которые вы приготовили дома.
- Что такое равнина? Что изобразили на макетах?
- Какая равнина расположена в Азии? В Европе? Покажи на карте.
- Почему они на карте обозначены разным цветом?
- Где расположена республика Татарстан? Наш город? Значит, в какой местности мы живем?
- Что вы знаете об образовании болот? Каким знаком обозначаются болота на карте? Где на вашем макете могут образоваться болота?
– Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Сегодня мы совершим путешествие на болота. Какими вы их себе представляете?
- На чем можно путешествовать по болотам?
- Как оденетесь? Что возьмете с собой в путешествие?
– Почему образуются болота? Где?
- стр. 36, 1 абзац – чтение.
- опыт (разлить воду на ровную поверхность).
Рассказ учителя.
Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения, отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.
Люди считали болото ненужной и даже вредной частью природы. Когда научились осушать болота, они стали это делать, не задумываясь о последствиях. Люди думали, что, осушая болота, они улучшают природу.
- Скажите, а вы как думаете, вред или пользу приносят болота?
- А нужно ли охранять болото? В конце урока мы должны дать ответ на эти вопросы.  
Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
- Мы уже говорили о том, что вода всегда течет вниз. Поэтому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота – участки суши, в которых скапливается и застаивается вода.
Болото – замечательные природные хранилища пресной воды, в них берут начало многие реки. К тому же болото, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болтах освобождается от пыли, вредных веществ,  болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода.
Болота – это место жизни многих видов растений и животных.
Сообщения детей.
а) – Послушайте стихотворение про знаменитые ягоды.
Клюква.
О, сколько бусинок багряных,
Рассыпано – не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять.
- О какой ягоде идет речь?
- Правильно, клюква. Ягоды этого растения очень вкусные и целебные. Но их остается на болотах все меньше и меньше.
- Послушайте доклад об этом растении.
б) – На болоте можно встретить удивительное хищное растение – росянку. Послушайте рассказ об этом растении.
- Посмотрите, какие еще удивительные ягоды можно встретить на болотах. Вред или пользу приносят эти растения?
Самостоятельная работа учащихся стр. 68.
- Прочитайте текст об еще одном удивительном растении болот. Выделите особенности и применение его человеком.
- Что вы узнали о мхе сфагнуме (работа парами)?
а) Впитывает много влаги.
- Где может человек применить этой свойство?
б) Целебные свойства (дезинфекция) 
в) Образование торфа:
    - топлива
    - удобрения
– Прочитайте текст стр.65.
- Как образовался каменный уголь? Где его применяют?
Животный мир болот.
а) стр.37
- Кого можно встретить на болотах?
Физминутка.
          На болоте 2 подружки,         2 зеленые лягушки         Утром рано умывались,         Полотенцем растирались,         Ножками топали,         Ручками хлопали,         Вправо, влево наклонялись         И обратно возвращались.         Вот здоровья в чем секрет!         Всем друзьям – физкульт, привет!
б) Доклады детей.
- водомерка
- журавли
Вывод:  Болото – дом для растений и животных.
– На какой главный вопрос мы должны ответить в конце нашего путешествия?
- Так вред или пользу приносят болота (работа в группах)?
- хранилище пресной воды;
- очищает воду;
- место жительство многих видов растений и животных;
- место образования торфа, каменного угля;
– В засушливые годы, когда болота сильно мелеют, особенно надо быть осторожным с огнем. Страшны пожары на болотах – горит травянистая растительность на поверхности. Горит торф под землей – кругом застилает все дым и гарь, горит сама земля. Пожары могут продолжаться неделями, месяцами.
- Надо ли задумываться о том, как себя вести на болоте?
- Нарисуй знак правил поведения человека на болоте.
- Как вы думаете, надо ли охранять болота?  
Вывод:
- нельзя осушать болота;
- соблюдение противопожарной безопасности;
- варварское отношение к сбору ягод;
- болото – дом для зверей и птиц.
Подведение итога урока.
     - Кому захотелось еще что-нибудь узнать о жизни болот?
     - Где это можно найти (энциклопедии, книги, Интернет, журналы…)?
     - Какой урожай знаний собрали вы сегодня на уроке?
     - Раскрасьте ягодку и листочек в цвет вашего настроения от урока.
Домашнее задание.
     -  Чтение текста стр. 65-68. Рассказать о болотах и их обитателях.
     -  Сделать сообщение об одном представителе растительного или
     животного мира болот.
Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках, на мой взгляд, позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. А. И. Савенков в книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» определяет проблему, как затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. Список использованных источников и литературы
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2009. -40с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.