Презентация «Развитие и применение универсальных учебных действий на уроках географии»


«Развитие и применение универсальных учебных действий на уроках географии» Методический ринг Городище 2014 Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД Задачи: Раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированностиПознакомиться с приемами, помогающими формировать УУДПриобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией Девиз ринга: «По-новому мыслить и действовать!» В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход Формирование универсальных учебных действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся. Первый Раунд РАЗМИНКА ЧТО такое ?? 1. УУД2. ФГОС3. ЭОР Универсальные учебные действия (УУД) Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Осознание Принятие жизненных ценностей Осмысление Личностные Само-регуляция Оценка Коррекция Контроль Прогнози-рование Плани-рование Целе-полагание Регулятивные Способы решения задач Логические действия и операции Моделирование Поиск, отбор структурирование информации Познавательные Владение монологической и диалогической формами речи Умение полно и ясновыражать свои мысли Контроль, коррекция, оценка действий партнера Разрешение конфликтов Постановка вопросов Планирование учебного сотрудничества Коммуникативные Второй раунд МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА Выступления 1. Толмачева Е.В Развитие личностных качеств шестиклассников в процессе выполнения творческих работ к урокам географии 2. «Структура Технологической карты изучения темы  по технологии Системно-деятельностного подхода»Учитель: Демишева Людмила Семеновна учитель географии3. «Методические рекомендации по организации урока в рамках Системно-деятельностного подхода»Учитель: Петухова Елена Владимировна учитель географии МБОУ «Самофаловская СОШ» 4. « Формирование УУД при использовании технологии индивидуально- группового обучения» Н.А. Тлеубаева учитель географии МБОУ «Россошинская СОШ»5. Учим себя самостоятельно» Михайлова Людмила Петровна учитель географии МБОУ Варламовская СОШ»6. Болдырева Марина Викторовна «Система формирования универсальных учебных действий» учитель географии МБОУ «Орловская СОШ»7. Астраханцева Антонина Николаевна «Система профессиональной деятельности педагогов в свете перехода на новы ФГОС» учитель МБОУ «Карповская СОШ»   Третий раунд Практикум Вывод Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. ГеографияТема урока: Природные зоны России Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. Педагогические приёмы УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Личностные     Задание массивом. Выход за пределы.Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация.  Идеальное задание. Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Регулятивные    . «Лист защиты»Обсуждаем домашнее заданиеРезюмеВход в урок Идеальный опрос Отсроченная реакцияВопрос к текстуЛови ошибку Повторяем с контролемЗнакомьтесь с критериямиПоказательный ответ Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем.  Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет“ говорите. Опрос "по цепочке".  Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блицконтрольная Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Коммуникативные ВзаимоопросОрганизация работы в группах"Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Рекомендации1.Основной задачей в методической работе учителей географии и биологии считать осмысление, усвоение принципов ФГОС, основных технологий Системно-деятельностного обучения, а также внедрение их в практику в зоне ближайшего развития педагогов.2.Откорректировать программы саморазвития педагогов, планы работы проблемно-творческих групп (ПТГ), с учетом принятых пунктов1,2 настоящего решения.3. Осуществить курсовую переподготовку всеми учителями географии РМО по вопросам внедрения и реализации ФГОС. Спасибо за работу!