Статья по теме Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка
Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе Зульфия Константиновна Бордунова,
учитель начальных классов, первая квалификационная категория,
МБОУ Дубковская СОШ «Дружба» Одинцовского района,
Московской области.
Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
Предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Она может быть полезна учителям начальных классов в рамках внедрения ФГОС в общеобразовательных учреждениях, а также родителям, воспитателям старших подготовительных групп ДДОУ.
Развитие УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Современная тенденция развития образовательного процесса в российской школе требует изменения общей парадигмы образования, переход от формирования определенных знаний, умений, навыков, к умению учиться. Необходимым условием развития учащегося становится переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию учебного сотрудничества, использование заданий и упражнений, связанных с реалиями нашего времени. Этого требует ФГОС второго поколения, который предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися при активном развитии универсальных учебных действий [1].
Что же мы понимаем под универсальными учебными дейcтвиями?
Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком (психологическом значении) этот термин можно определить совокупность способов действия учащегося обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться», как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени, предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированной универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
- состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
- уровень развития речи;
- степень владения русским языком;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Критериями оценки УУД у учащихся в требованиях ФГОС обозначены:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.
УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Учитель в образовательном процессе должен реализовать ряд важных условий:
- создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;
- обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;
- развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития;
- предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
В своей практике, как учитель начальных классов я всегда стараюсь использовать наиболее эффективные методы и приемы формирования УУД.
Русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам, требует тщательной подготовки, продумывания целей и задач урока, отбора заданий, требующих не механического зазубривания, а включения активного мыслительного процесса [2].
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
-установление связи между учебной деятельностью и мотивом;
-умение определить границы знания и незнания;
- выстраивание алгоритма действий;
-построение логической цепи рассуждений;
-построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
-участие в диалоге;
-аргументация своего мнения;
-учет разных мнений;
-контроль, оценка и коррекция своей деятельности.
Прежде чем планировать урок, я четко для себя определяю конечный результат, а исходя из этого, провожу отбор форм и методов, применяемых на уроке. Определяю средства воздействия на деятельность учащихся для достижения результата, вид учебной деятельности.
Первостепенная задача учителя , на мой взгляд, создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.
Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока.
В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей и высказыванием своего мнения, у обучающихся формируются регулятивные УУД, такие как осуществление контроля, умение прогнозировать; коммуникативные УУД: слушать и слышать собеседника, достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.
Целью педагогической деятельности учителя является развитие личности ребёнка. В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Он выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Процесс познания выстраивается с учетом психологических особенностей младшего школьника: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов важно соблюдение принципа наглядности, задания разной степени сложности. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Для активизации познавательного процесса стараюсь использовать разнообразные формы работы: индивидуальную, групповую, фронтальную, игровые технологии, стараюсь осуществлять дифференциацию подходов, учитывающих индивидуальные особенности развития учащихся, стараюсь создать ситуацию успеха. При подборе заданий стараюсь учитывать принципы доступности и наглядности, занимательности и состязательности , содержащие сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?
Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий диалог, требующий последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок.
Подводящий диалог. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);
Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся);
Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД:
познавательных:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивных:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать.
Например: учащимся дается ряд слов. Они должны подчеркнуть мягкие согласные звуки.
Задание 1 [3].
Подчеркни буквы мягких согласных звуков.
случай, отец, сыночек, жизнь
Данное задание способствует развитию регулятивных УУД-умение контролировать.
Задание 2. Спиши предложение, исправляя ошибку.
Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам.
При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись. Задание 3.
Найди слово с ошибкой:
1)счастливый 2) доблесный 3)прекрасный 4)яростный
Задание 4.
Вставьте пропущенную букву. Допишите проверочное слово.
Грус.ный Радос.ный Чудес.ный Извес.ный Задание 5. Раздели слова на слоги.
Колесо, подосиновик, пчела, седло.
При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: действия контроля.
Задание 6. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.
При выполнении данного задания развиваются познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у детей является игра. Хотя учащиеся второго класса уже не дошкольники и основным видом деятельности является учебная деятельность, в своей практике я широко использую изучение учебного материала через игру. Они играя познают новое, так и лучше и быстрее осваивается материал младшими школьниками.
Игра «Скажи быстро!».
У.- Я буду называть слова с безударной гласной, а вы называйте проверочные слова.
Слова: тропа, гора, трава, стена, поля, холмы, река.
Тропа-тропы
Гора-горы
Трава-травы Стена-стены Поля-поле
Холмы-холм Река-реки У.- Как проверяли?
Д.- Подбирали к словам в единственном числе - проверочные во множественном числе, а к словам во множественном числе - слова в единственном числе.
Слова: космонавт, почтальон, садовник, старик, звериный, грибок.
У.- Как проверяли?
Д.- Подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемый звук стоял под ударением.
Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа 2 класс. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник]. М.:АСТ: Астрель,2011 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
3. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.