Строение сложноподчинённого предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Оргмомент
Приветствие учителем учащихся
Подготовка учащихся к работе
1 мин
2
Актуализация изученного
Учитель организует работу в парах по карточкам заданиям.
-Ознакомьтесь с предложениями.
Какой темой они объединены? Определите, какой из данных схем соответствует каждое предложение:
1) Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится.
2) Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.
3) Труд человека кормит – лень портит.
- Какое из предложений сложноподчинённое?
Учащиеся читают, анализируют,
размышляют, предлагают свои решения.
2-3 мин
3
Целеполагание
Беседа с классом:
- Ребята, тема сегодняшнего
урока – сложноподчинённое предложение. Вы с ним уже немного знакомы. Какие задачи вы поставите перед собой?
Учитель обобщает ответы учащихся.
Учащиеся размышляют, вводят ключевые слова: «знать», «уметь»
2 мин
4
Введение новой информации
Работа с ЭОР
Работа с учебником
3)Пунктуационный разбор
4)Работа с учебником
ЭОР №1
ЭОР №2,3
Учитель демонстрирует ЭОР, предлагает выполнить задания:
- Ознакомьтесь с определением сложноподчинённо
го предложения. Каковы отличительные признаки сложноподчинённо
го предложения?
- Прочитайте схему сложноподчинённо
го предложения.
В чём различие главного и придаточного предложения? Как отражено различие в их названиях? По каким признакам мы определяем придаточное предложение?
- Сформулируйте пунктуационное правило, опираясь на схемы, поясняющие пунктограмму
( Практика с.37)
- Запишите предложения. Объясните в них пунктуацию. Составьте схемы сложноподчинён
ных предложений (упр. 67, с 38 Практика)
- Прочитайте 1 абзац параграфа 206 (Теория с. 258) Найдите ответ на вопрос: чем связывается придаточное с главным? Выпишите из таблицы омонимы
Учащиеся анализируют определение, размышляют, предлагают свои выводы.
Учащиеся формулируют правило.
Учащиеся выполняют упражнение
Учащиеся читают, находят ответ на вопрос, выписывают омонимы
5 мин
2 мин
6-7 мин
2 мин
5)Лингвистичес
кий эксперимент
ЭОР №2,3
подчинительные союзы и союзные слова.
Учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР:
- Ознакомьтесь с ЭОР №2,3. Сделайте вывод: как отличить подчинительный союз от союзного слова?
Учащиеся самостоятельно работают с ЭОР №2,3,
анализируют, сопоставляют, делают вывод
5 мин
5
Первичное закрепление знаний, умений и навыков
Учитель организует коллективную работу над упр.73
( Практика с. 40):
- Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
- Найдите придаточные предложения и укажите, чем они связаны с главным.
- Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, затем – с союзными словами.
- Определите, каким членом предложения являются союзные слова, и соответственно подчеркните их.
Учащиеся выразительно читают предложения, анализируют их, записывают.
10 мин
6
Диагностика процесса усвоения учебного материала
ЭОР №4
Учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР №4:
- Выполните тест.
Учащиеся самостоятель
но работают с тестом
3-4 мин
15