Строение сложноподчинённого предложения (9 класс)


Тема: Строение сложноподчиненного предложения.
Цель: углубление представления о структуре сложноподчиненного предложения
Задачи: 1.Закрепить понятие о сложноподчиненном предложении;
2.Научиться представлять структуру СПП в виде схем;
- совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки ,развивать культуру речи учащихся.
3.Формировать экологические знания учащихся и нравственно-целостную личность.
Оборудование: схемы, таблицы, интерактивная доска
Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, индивидуальная работа, блиц-опрос
Тип урока: стандартный , урок систематизации и обобщения знаний
Ход урока
I.Вводно-мотивационный момент (психологический настрой).
Ребята, вам тепло? Да!
В классе светло? Да!
Прозвенел уже звонок? Да!
Хотите учиться? Да!
Значит можно всем садиться!
Не стремись удивить мир красноречием,
стремись удивить мир знаниями . Русская пословица
II Чтение текста (создание эмоционального позитивного настроя учащихся)
Ребята, я вам прочитаю обращение Д. С. Лихачева, а вы послушайте.
Дорогой друг! Знаешь ли ты, что в стране, лежащей на западе восточных стран и восточнее западных, находится гора созерцания? Каждый год на несколько месяцев мудрец, которого в этой стране называют Ученым или Учителем, поднимается на гору и с вершины Башни познания смотрит, как устроена Земля, постигает тайны воды и законы воздуха. Здесь, на вершине, он постиг, что в этом мире всё связано: отдалённое прошлое и настоящее, далёкое и близкое, малое и большое. Сюда, на гору созерцания, на Башню познания, Учёный приводит только своих самых достойных учеников. Мы очень надеемся, что и ты когда-нибудь (а когда именно – это зависит только от тебя, наш юный друг) взойдёшь на вершину вершин. А пока… попробуй одолеть эти семь вершин, эти семь высот познания.
Помни: «Дорогу осилит идущий!»
III-Лингвистическая разминка:
1Словарный диктант.
( Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Проверяем сразу, после написания, по очереди комментируя)Счастливый, расчет, карьерист, коллекция, искусство, артиллерист, интеллигентный, слагать, поздний, рассмотреть, притворяться, прикрыть, бескорыстный, безымянный, асфальтированный, гигантский, гуманный, распределить, оптимистический.2Грамматическое задание
1-й вариант: выделить слова с приставками;
2-й вариант: подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.
IV- Блиц - опрос :Чем различаются ССП и СПП ?Как присоединяются придаточные предложения к главному?
Каково место придаточных предложений по отношению к главному?
Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе СПП?
Характерны ли СПП для разговорной речи?Как схематически изобразить СПП?

V – Закрепление :Записать предложения под диктовку, объяснить орфограммы, изобразить предложения в виде схем, определить , чем присоединяются придаточные предложения к главным.
Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих. [ ],( что… ).
Софья слишком поздно поняла, что Молчалин ее никогда не любил. [ ], что ( ).
VI – Конструирование предложений
1. [ ], ( которые… ).
2. [ ], что ( ).3. чтобы ( ) ,[ ].4. [ там..,( где…), ].
VII –Диктант на закрепление: схематически восстановите текст.
(Учитель читает предложения, ученики должны записать только схемы предложений в тетради.)
1)Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.
2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова « замечать» употребить слово « дорожить».
3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем , пока нормально и беспрепятственно дышим.
4) Но все же, неправда,- замечаем.
5) Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами.
6)Не всегда мы дышим равнодушно и буднично.
7) Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.
VIIV – Домашнее задание: написать эссе на тему «Ученье – свет, неученье - тьма»
IX - Итог урока ( Что я знал(а)? чему научился(лась) ?)
X -Комментирование оценок