Проектирование современного урока на основе технологической карты


Проектирование современного урока на основе технологической карты
Новые стандарты требуют обновления методической системы, в том числе и подходов к планированию урока. На смену конспекту урока приходит технологическая карта урока.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Её основные характеристики:
она имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их составные части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
обозначены технологические режимы;
рассчитано время;
определён квалификационный статус исполнителей.
В педагогической трактовке "технологическая карта - это современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учеником"
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией, описание заданий для ученика по освоению темы, оформление предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Перед вами структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведённых на её изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта - это форма представления урока, поэтому конструирование технологической карты происходит по алгоритму разработки урока в целом. В чём же различие между традиционным конспектом и технологической картой?
Целеполагание в технологической карте определяются в соответствии с планируемыми результатами ФГОС. Основным методом описания урока является не объяснительно-иллюстративный, а структурно-логический. Проектируется не только деятельность учителя, но, главным образом, деятельность учащихся, определяются формируемые УУД, при описании используются чёткие, лаконичные формулировки, а не прямая или косвенная речь учителя. В конце урока все его участники оценивают свою деятельность, результат и индивидуальные достижения.

Задача технологической карты- отразить деятельностный подход в обучении. На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и деятельность учеников.
Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.
Перед вами варианты возможных этапов урока, а также виды деятельности учителя, учащихся и УУД, формируемые на данных этапах. (слайды)
Одной из основных задач является необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование графы «деятельность учащихся».
Шаблоны технологических карт различны, поэтому педагог может выбрать тот шаблон, который ему наиболее понятен. Авторы различных УМК предлагают свои шаблоны технологических карт. Но Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Подготовка к каждому уроку это большой труд учителя и от того как мы спроектируем свой урок, зависит и конечный результат.
Перед вами этапы работы над технологической картой урока.
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
А мне бы хотелось продемонстрировать пошаговый алгоритм составления технологической карты.
ШАГ 1 - чётко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
-определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
ШАГ 2 - определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие, и воспитывающие функции урок
ШАГ 3 - спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: 1) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; 2) задания, способствующие осмыслению материала учеником; 3) творческие задания.
ШАГ 4- Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.
ШАГ 5- Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
ШАГ 6 - Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать : - что контролировать; - как контролировать; - как использовать результаты контроля.
ШАГ7- Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
ШАГ 8- Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы.
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
обеспечить повышение качества образования.