Презентация Проектирование современного урока математики с использованием технологической карты
Проектирование современного урока математики с применением технологической картыУчитель математики МБОУ «СШ №6»Р.Д.Хатрусова
Перед учителем встали вопросы:1. Какие изменения должны произойти в деятельности педагога с введением Стандарта? 2. Должен ли быть изменен подход к организации урока? 3. Традиционный или современный урок? 4. Какие упражнения, предложенные в учебнике, целесообразно отобрать для урока?5. Какие методы и приёмы работы будут эффективными? 6. Какие формы организации познавательной деятельности учащихся стоит применять? 7. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?8. Как педагогу эффективно решать задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД)? 9. Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи
С введением ФГОС задача учителя математики: создать каждому учащемуся условия для практического овладения математикой; выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; активизировать познавательную деятельность каждого учащегося в процессе обучения математике.
ПроектированиеПланирование Проектирование (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование – это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.
Перед учителем, реализующем ФГОС, поставлена задача перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме.Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д.Ушинский «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет» Уильям Уорд
ФГОСРезультаты образованияРезультат образования Сформированные УУДЛичностныеМетапредметныеПредметныеПознавательныеРегулятивныеКоммуникативные
Функции УУД включают:обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.«Универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Этапы проектирования современного урока1. Определение типа урока2. Постановка целей3. Планирование результатов обучения 4. Определение начальных условий 5. Выбор метода обучения6. Отбор подходящей организационной формы обучения7.Разработка структуры урока 8. Проектируются методы обучения и организационные формы вспомогательных элементов9. Содержательное наполнение урока10. Отбор средств обучения11. Обдумывание организационной схемы урока12. Подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники. 13. Обдумывание имиджа урока
От конспекта урока к технологической карте Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить?», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности (Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. Витебск 2006)ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Является проектом учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата (Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС http://www.menobr.ru/materials/19/37639/)
Основания для разработки технологических картТребования ФГОС:Понимание образовательных результатов не как перечня знаний, умений и навыков, а как формируемых способов действияНеобходимость достижения учащимися трех групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметныхПонимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действийНеобходимость планирования учебного процесса, направленного на формирование УУД Структура технологической карты должна фиксировать предполагаемые образовательные результаты
При конструировании технологической карты необходимо учитыватьИзменение педагогической позиции: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель инициирует деятельность учащихся и является помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельностиИзменение роли учителя и статуса его деятельности: учитель не транслятор знаний, а тьютор, наставник, помогающий учащимся самостоятельно получать новые знания и достигать образовательных результатов
Структура технологической карты темыТехнологическая карта темыНазвание разделаНазвание темы с указанием числа часов на ее изучениеЦелиОсновное содержаниеНовые термины и понятияОбразовательные результатыЛичностныеМетапредметныеПредметныеОрганизация образовательной среды
Технологическая карта темы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Технологическая карта темыРазделТема изученияЦельОсновное содержание темыТермины и понятияОбразовательные результатыЛичностныеМетапредметныеПредметныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательныеОрганизация образовательной среды
Структура технологической карты урокаТехнологическая карта урокаТема урокаТип урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые УУДПознавательныеРегулятивныеКоммуникативныеЛичностныеЭтапы урока
Технологическая карта урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Технологическая карта урокаТема урока___________________________________________________________Тип урока ___________________________________________________________Деятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые УУДПознавательныеРегулятивныеКоммуникативныеЛичностныеЭтапы урокаДомашнее задание
Преимущества технологической карты: использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обученияучебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Литература по составлению технологических карт Е.В.Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС»; Е.В.Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»; И.М.Логвинова, Г.Л.Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС» и др.
Благодарю за внимание! Желаю Вам творческих успехов!