Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки 5 класс ФГОС
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области»
Зачетная работаразработка урока с применением инновационных технологий на тему: «Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки»
Выполнил: Пивоваров Дмитрий Витальевич
учитель технологии МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск
Пенза, 2016
Содержание:
1.План-конспект урока (по В.Д. Шадрикову).. 3-11
2. Приложения с дидактическими материалами 12-14
3. Источники информации 15
4.Презентация к уроку
Технологическая карта урока
Предмет
Технология
Класс
5
Тип урока
Комбинированный
Тема
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Цель
Научить учащихся, приёмам гибки тонколистового металла и проволоки.
Основные термины, понятия
Гибка, оправка, плоскогубцы, круглогубцы, штамповщик.
Планируемый результат
Предметные умения
Выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки
Личностные УУД: формирование способности к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные УУД: Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения
Коммуникативные УУД: умение контролировать свои практические навыки, взаимодействовать в группе.
Организация пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
История, искусство
Книгопечатная продукция Учебник под редакцией Симаненко В.Д. Технология. 5 класс (мальчики) - М.: «Просвещение», 2010.
Дидактические средства обучения
ЦОР: презентация «Гибка тонколистового металла и проволоки»
ЦОР: модули «Гибка тонколистового металла и проволоки»
ЦОР: модули «Художественная обработка металлов»
Электронное приложение к учебнику «Технология»
Технические средства обучения мультимедийный проектор
Инструменты, оборудование Универсальный верстак, слесарные тиски, круглогубцы, плоскогубцы, слесарный молоток.
Технология изучения темы
Этап урока
Цели и задачи этапа
Методы и приёмы работы
ФОУД (формы организации учебной деятельности)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемый результат
1.Организационный момент
Организация детей к уроку
Словесный
Индивидуальная
Приветствие.
Проверка подготовки к уроку,
Выдача индивидуальных заданий.
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия.
2. Актуализация знаний (опрос д/з)
Формирование мотивации к получению знаний
Словесный
Фронтальный
На этом этапе учащимся предлагается игра «Мастер и подмастерье». Учитель обращает внимание учащихся на картину, задаёт проблему урока:
«В мастерскую поступил заказ на изготовление игрушек для детей. Сможем ли мы его сделать?»
Слайд №1
Чтобы этот заказ выполнить мы должны вспомнить виды металлов и сплавов.
1) Вставьте пропущенные слова
· сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется; (сталь).
· сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3-4,5%) углерода, а также примеси других элементов, называется ; (чугун).
· сплав меди с называется латунью; (цинком).
· сплав с , а также другими элементами называется бронзой; (меди с оловом)
· сплав алюминия с медью и некоторыми другими элементами - это (дюралюминий)
2) Слайд №2-3 Пользуясь рисунками составить рассказ, как получают тонколистовой металл и проволоку (в средневековье и в наше время)
Раньше листовой металл получали ковкой (плющили нагретые заготовки молотами), эта работа была очень долгой и кропотливой. Очень трудно было получить одинаковую толщину заготовки. Один неверный удар мастера мог испортить всю работу (перед вами детали брони воина)
На современных предприятиях листовой металл получают (рассказывают учащиеся по схеме на экране) прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Выполняют задания учителя
Познавательные: Анализировать выделять существенные признаки
Коммуникативные: Высказывать своё мнение, используя различные средства.
Регулятивные: Определять степень успешности выполнения работы
3. Постановка цели урока
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы.
Словесный
Фронтальный
Учитель обращает внимание учащихся на картину, задает проблему. Слайд №4
- Всмотритесь еще раз в картину и ответьте на вопрос, какая основная технологическая операция использовалась при придании форм этих изделий?
Значит тема сегодняшнего урока?Слайд №5
- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?
Слушают вопросы учителя. Анализируют картинки на экране. Высказывают своё мнение, подтверждая аргументами.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.
Регулятивные: умение сопостовлять технологические операции и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умения использовать технологическую информацию;
4. Изучение нового материала
Научить учащихся, приёмам гибки тонколистового металла и проволоки.
Словесный
Фронтальный
Гибка слесарная операции, с помощью которой заготовке или ее части придается необходимая форма. Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников.
1. Слайд №6 Выбрать инструменты для выполнения операции гибка металла.
2. Слайд № 7 Составить опорный конспект «Способы гибки тонколистового металла и проволоки»
3.Слайд №8
Перед вами техника безопасности
Выберите наиболее важные по вашему мнению пункты ТБ.
4. А вы не забыли о заказе. Нам понадобиться правильно выбрать материал для игрушки.
Выполнение лабораторной работы: Приложение №1
Рассмотрите несколько образцов проволоки (алюминевая, стальная и медная).
Определите цвет каждого образца и название материала.
Попытайтесь согнуть каждый образец.
Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.
Запишите в таблицу результаты своих наблюдений.
Слушают, выполняют задания, анализируют учебный материал.
Познавательные: Исследование и отбор необходимой информации, её структурирование.
Извлекать информацию из учебного модуля.
Доказывать, аргументировать свою точку зрения, поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.
Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами.
Регулятивные:
Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность.
Решение знакомых задач, проблем поискового характера.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
5. Первичная проверка понимания
Проверка первичного освоения материала
Словесный
Фронтальный
Что сегодня вы узнали на уроке, какие навыки вы получили? Где можно применить?
Высказывают свое мнение
Коммуникативные:
Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами.
6. Применение новых знаний
Развитие навыков самостоятельной работы, умений сравнивать и делать выводы. Работать с технологической картой
Словесный
Индивидуальная
Мы с вами выбрали материал и теперь можем приступить к изготовлению игрушки. Сегодня мы с вами изготовим умную игрушку- головоломку.
Выполнить головоломку по инструкционной карте Приложение №2
Выполнение модели головоломки из проволоки(используя полученные навыки гибки проволоки).
Выполняют работу согласно инструкционной карты
Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений.
Регулятивные:
Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.
7. Подведение итогов. Рефлексия
Выявить усвоение учебного материала.
Словесный
Фронтальный
Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке. А вам понравился урок? Что вы сегодня узнали нового и интересного для себя? Теперь вы стали мастерами.
Кто по вашему мнению достоин сегодня получить высший балл?
А теперь попробуйте решить головоломку.
Слушают, высказывают свое мнение.
Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений.
Коммуникативные:
Высказывать свою точку зрения
Регулятивные:
Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.
Личностные: Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
8. Инструктаж по выполнению д/з
Развитие знаний и умений, приобретенных на занятиях.
Словесный
Фронтальный
П. 27 стр. 132-136.
Если вам было сегодня интересно, то предлагаю вам продолжить этот
эксперимент . Вот несколько эскизов головоломок, которые вы сможете
сделать сами и дать разгадать их секрет родителям, друзьям.
Думайте! Дерзайте! Творите!
Слушают , записывают в дневники.
Приложение №1
Лабораторная работа
Рассмотрите несколько образцов проволоки (алюминевая, стальная и медная).
Определите цвет каждого образца и название материала.
Попытайтесь согнуть каждый образец.
Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.
Запишите в таблицу результаты своих наблюдений.
№
обр.
Название
Цвет
Свойства металла (легко или трудно сгибается)
Область применения
1.
медная
Желто-коричневый
Очень легко
электропроводка.
В зависимости от того. из какого металла или сплава получена проволока. Она может быть стальной, медной, алюминиевой и др. Стальная проволока наиболее прочная. Но труднее поддается обработке. Она может быть хрупкой и ломаться при сгибании. Из мягкой стальной проволоки изготавливают гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и др. Медная и алюминиевая проволока достаточно пластичная и вязкая, легко сгибается, хорошо обрабатывается, используется для изготовления электрических проводов, заклепок. Проволока из драгоценных металлов используется для создания ювелирных украшений.
Приложение №2
Инструкционная карта. Изготовление головоломки «Сними сердечко».
I. Инструменты и материалы: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, напильник, стальная мягкая проволока диаметром 2мм,
Головоломка (рис1) состоит из скобы 1, сердечка 2 и стержня 3 с петлями.
II. Изготовление скобы
1.Откусить заготовку проволоки длиной 180мм.
2.Выгнуть на концах заготовки две петли диаметром 14 мм.
3.Согнуть скобу по размерам, указанным на чертеже
III. Изготовление сердечка
1.Откусить заготовку проволоки длиной 130 мм.
2.Согнуть внутреннюю часть сердечка диаметром 10 мм, обеспечив расстояние 3 мм.
3.Отступив от внутренней части сердечка 25 мм. согнуть две его наружные части диаметром 10 мм, обеспечив общую ширину детали 50 мм.
4. Скрутить концы проволоки, обеспечив общую длину детали 50 мм.
IV. Изготовление стержня с петлями сборка головоломки.
1.Откусить заготовку длиной 60 мм.
2. Согнуть на стержне первую петлю диаметром 10 мм.
3.Вставить стержень в первую петлю скобы, надеть на него сердечко и вставить стержень во вторую петлю скобы
4.Согнуть на стержне вторую петлю диаметром 10 мм.
5. проверить качество изделия и показать его учителю.
6. Догадайтесь, как, не разрушая изделия и деталей. Снять сердечко.
Используемая литература:
1. Учебник под редакцией Симаненко В.Д. Технология. 5 класс (мальчики) - М.: «Просвещение», 2010.
2.Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Сайт: http://www shetinovshool.narod.ru
5.Электронное приложение к учебнику «Технология»
Раньше листовой металл получали ковкой (плющили нагретые заготовки молотами), эта работа была очень долгой и кропотливой. Очень трудно было получить одинаковую толщину заготовки. Один неверный удар мастера мог испортить всю работу (перед вами детали брони воина)
На современных предприятиях листовой металл получают (рассказывают учащиеся по схеме на экране) прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.
Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.
Для выполнения доспехов рыцарю нам понадобиться создание новых форм из тонколистового металла и проволоки. Как можно выполнить вогнутую форму?
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
15