Конспект урока слесарного дела «Соединение деталей заклёпками с полукруглыми головками».
Пояснительная записка
Цель уроков трудового обучения в коррекционной школе - подготовить учащихся к дальнейшей трудовой деятельности, научить применять на практике полученные знания и навыки.
Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса и разработан на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В. В. (автор С. М. Мирский)2015г. Москва, «Гуманитарный издательский центр» «Владос» 2 сборник.
Тема урока: «Соединение деталей заклёпками с полукруглыми головками».
Образовательные цели урока: дать представление о заклёпочных соединениях; научить учащихся выполнению заклёпочных соединений деталей на материалоотходах.
При разработке данного урока учтены возрастные и физиологические особенности учеников. Урок направлен на повышение уровня познавательной активности учащихся, даёт установку на обучение приёмам трудовой деятельности (самоконтроль, самостоятельность, способность к сотрудничеству, взаимоконтроль, точность и аккуратность)
В ходе урока решаются коррекционно-развивающие задачи (развитие памяти- зрительной, моторной, слуховой, ассоциативной; внимания, логического и абстрактного мышления)
Важным для качества учебной деятельности в коррекционно-развивающем обучении является принцип повышения мотивации к учению. На данном уроке этот принцип осуществляется через использование наглядного материала, систему вопросов, нацеливание на каждом этапе урока подведение его итогов.
В конечном итоге урок ориентирован на допрофессиональную подготовку учащихся, на подготовку к самостоятельной практической деятельности, на выработку позитивных межличностных связей.
Цели и задачи:
1.Образовательные:
- дать представление о заклёпочных соединениях ;
- научить выполнению заклёпочных соединений деталей на материалоотходах;
- отрабатывать приёмы выполнения заклёпочных соединений;
2. Развивающее- коррекционные:
-повышение уровня познавательной активности;
-развитие внимания;
-развитие памяти (зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной)
-развитие речи;
-развитие логического и абстрактного мышления.
3.Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к труду;
-закреплять мысль о необходимости трудиться;
-воспитание ответственности, взаимопомощи, аккуратности.
Инструменты, оборудование урока:
Инструменты, оборудование: тиски, струбцины, молоток, натяжки, обжимки, поддержки, сверлильный станок, бородок, линейка, чертилка, штангенциркуль.
Ход урока:
I Организационно – подготовительная часть.
1. Приветствие
2. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
3. Сообщение темы урока, его целей и задач.
II Теоретическая часть.
Повторение ранее изученного материала.
Вопросы:
- правила безопасной работы на сверлильном станке и в тисках;
- что называется клёпкой?
- из каких частей состоит заклёпка?
- как различают заклёпки по форме головки?
- из каких материалов изготавливают заклёпки?
- где применяется клёпка?
Подведение итогов и переход к новой теме.
2. Изложение нового материала.
Сообщается тема урока: «Порядок соединения деталей заклёпками с полукруглыми головками».
Особенность соединения заклёпками с полукруглыми головками заключается в том, что отверстия в соединяемых деталях зенковать не надо. Такими заклёпками можно соединить как тонкие детали или металлические листы, так и массивные детали подъёмных кранов, мостов. Заклёпки с полукруглыми головками нельзя использовать в том случае, если головки заклёпок мешают присоединению других деталей или портят внешний вид изделия.
Для того, чтобы соединение заклёпками с полукруглой головкой получилось прочным, то есть для образования надежной замыка
·ющей головки, стержень заклёпки должен выступать над поверхностью сопрягаемых деталей на 1,5 (полтора) диаметра стержня. Нам требуется соединить две пластины заклёпками с диаметром стержня 4мм, выступающая часть стержня должна составлять: 4мм.+2мм=6мм (2мм – это половина диаметра стержня.).
Инструменты и приспособления для клёпки. Для соединения деталей заклёпками с полукруглыми головками требуются тиски, струбцины, молоток, натяжки, обжимки, поддержки, сверлильный станок, бородок. Большинство этих инструментов и приспособлений вам хорошо известно. Поэтому рассмотрим лишь 2 инструмента: обжимку и поддержку.
Обжимка – это стальной стержень, один конец которого является ударной частью, а в центре другого конца сделано неглубокое гнездо. Размеры гнёзд в разных обжимках для формирования полукруглых замыкающих головок различные. Поэтому на средней накатанной части инструмента ставится клеймо, где указан диаметр стержня заклёпки, для которой предназначена обжимка. За среднюю часть обжимку удобно держать рукой при работе.
Поддержка для заклёпок с полукруглой головкой представляет собой стальной стержень, на одном конце которого имеется глухое отверстие. Размер его должен соответствовать размеру головки заклёпки. В средней части стержня сделаны вырезы, с помощью которых поддержку надёжно крепят в тисках.
Порядок соединения деталей заклёпками с полукруглыми головками
На примере клепки двух стальных пластин рассмотрим, как образуется заклепочное соединение. Выполняют операцию в такой последовательности.
Совмещенные пластины зажимают в ручных тисках и в размеченном месте просверливают отверстие заданного диаметра.
Освобождают пластины от тисков и напильником снимают заусенцы с краев отверстий. Вновь зажимают пластины ручными тисками так, чтобы отверстия в них совпадали, а сами тиски не мешали при расклепывании стержня.
Закрепляют поддержку в обычных тисках гнездом вверх.
Вводят в отверстие заклепку, придерживая рукой выступающую часть стержня. Размещают пластины так, чтобы головка заклепки поместилась в гнезде поддержки.
При помощи натяжки уплотняют пластины , затем молотком осаживают конец стержня заклепки. Головка заклепки должна плотно прилегать к пластине.
Расклепывают стержень, нанося точные удары по центру стержня бойком молотка. Затем носком молотка закругляют стержень.
Устанавливают обжимку строго вертикально на скругленный стержень и, слегка вращая ее влево и вправо, ударами молотка по бойку обжимки формируют замыкающую головку.
Правила безопасной работы при клёпке
В процессе клепки деталей, как и при выполнении других работ, из-за невнимательности исполнителя, небрежного обращения с инструментами и по многим другим причинам можно нанести травму себе или товарищам. Чтобы этого не случилось, необходимо хорошо знать и неуклонно выполнять правила безопасной работы.
Вот основные из них:
Молоток должен быть хорошо насажен на рукоятку.
Бойки молотков, а также обжимки, натяжки не должны иметь выбоин и трещин.
Выполнять клепку безопаснее и удобнее вдвоем, особенно при соединении больших деталей и установке заклепки в труднодоступных местах.
Один работающий поддерживает закладную головку заклепки и детали, а другой формирует замыкающую головку.
Поддержка должна иметь вырезы для закрепления ее в тисках.
Поддержка должна быть тяжелее молотка в 4 5 раз, иначе она будет отскакивать, а это может привести к несчастному случаю.
III Практическая работа.
Сверления отверстий диаметром 4 мм в стальных пластинах.
Отпиливание заклёпки по длине в размер.
Сборка заклёпочного соединения в соответствии с ранее рассмотренным порядком.
IV Подведение итогов практической работы
Оценка практической работы учащихся и анализ ошибок при изготовлении заклёпочного соединения.
V Итоги урока
Подведение итогов урока. Оценка учащихся.
Выставление оценок в журнал и дневники
15