Педагогический проект «Сохраним память о подвиге»
ПЕДАГОЧИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Сохраним память о подвиге»
Автор
учитель русского языка и
литературы Донецкой гимназии №70
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
Литвина Виктория Викторовна
Донецк -2015
Аннотация
Данная работа направлена на реализацию Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики и призвана формировать у молодежи высокое гражданское сознание, возвышенное чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Концепция проекта базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности, приоритетного направления работы нашей гимназии. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.
Проект направлен на практическую реализацию – использование данной разработки заместителями директоров ОУ по ВР и педагогами-организаторами во 2 – 11 классах общеобразовательных учреждений.
Актуальность проекта
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современного воспитания и является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития обучающийся постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, гимназии, народу, Республики.
В рамках данного проекта мы по отношению к подросткам просматриваем одну педагогическую задачу – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.
Работа по военно-патриотическому воспитанию будет строиться комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Необходимо заинтересовать подростков возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности. Поэтому структура воспитательного процесса, направленного на осуществление данного проекта, основана на следующих концептуальных положениях:
детоцентризм – приоритетность интересов обучающихся, превращение его в равноправного субъекта воспитательного процесса;
увлекательность и творческий подход – развитие творческих способностей обучающихся через доминанту творческих начал и отношение к творчеству как к уникальному критерию оценки личности и отношений в коллективе;
сотрудничество – признание ценности совместной деятельности обучающихся и взрослых.
развитие - стимулирование и поддержка ребенка (подростка) в духовно – нравственном, интеллектуальном, творческом саморазвитии;
вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;
открытость воспитательной среды - взаимосвязь с социумом.
Актуальность темы проекта продиктована стремлением сохранить память о земляках-участниках Великой Отечественной войны, желанием развивать чувство патриотизма у обучающихся гимназии, чувство гордости за своих земляков.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию Республики;
воспитание патриотов, граждан правовой, демократической Республики, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мировоззрения и межличностных отношений.
Педагогический проект "Сохраним память о подвиге" позволит объединить усилия обучающихся и учителей в поисковой работе по страницам истории Великой Отечественной войны, влиять на воспитание патриотизма, глубокого уважения к истории республики, родного города, семьи. Память обязывает нас всех ценить то, за что отдали жизнь наши прадеды. Для нас, их благодарных потомков, каждый День Победы - это время осмысления нашего прошлого и настоящего. Удаляясь от нас во времени, Великая Отечественная война и добытая в ней Победа не отходят в небытие, не припадают архивной пылью.
Опираясь на Концепцию патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, как на методологическую основу для разработки проекта по патриотическому воспитанию молодёжи, можно утверждать, что знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо не только для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира, но и позволит дать новый импульс духовному оздоровлению народа, начать процесс формирования в Республике единого гражданского общества.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
повышение интереса к истории и сохранение историко-патриотической наследия Республики, города, гимназии, семьи.
воспитание гражданственности, патриотизма;
привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений;
увековечение подвига многонационального народа Донбасса в Великой Отечественной войне;
противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
формирование чувства патриотизма и распространение идей духовного единства;
изучение истории и культуры родного края;
активное участие в поисковой работе;
формирование общечеловеческих норм гражданской морали - доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям, культуры общения.
Основное содержание проекта
Содержание проекта:
Каждый класс выбирает тему, по которой он будет работать: собирать материал, анализировать его, оформлять, готовит презентации и их защиту.
Структурирование проекта заключается в следующем:
Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
Определение возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в пределах указанной темы. Сами же проблемы предлагаются обучающимся учителем.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методовисследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проект по своим индивидуальным или групповыми исследовательскими, творческими задачами.
Постоянное обсуждение полученных данных в группах.
Защита проекта.
Коллективное обсуждение, экспертиза, сообщение результатов,формулирование выводов.
Темы, которые можно использовать:
"Украденное войной детство. Обожжённые войной жизни"
"Ради жизни на Земле. Твои освободители, Донбасс"
"Ветеран Великой Отечественной войны в моей семье"
"История одной фотографии"
"Ветераны Великой Отечественной войны в моей семье и в микрорайоне гимназии "
"Автографы войны".
"Долгое эхо войны (война в документах, письмах, воспоминаниях)"
"Вклад моей семьи в Великую Победу".
"Земляки, что сделали шаг в бессмертие".
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, интервьюирование ветеранов, запись воспоминаний.
Технологический блок: Разработка воспитательных часов, открытых мероприятий.
Организационный блок: Подготовка стендов, приглашение ветеранов, предоставление материалов из архива школьного музея.
Вид проекта:
исследовательско-поисковый
Методы проекта:
1.Емпирические:
изучение литературы по проблеме;
интервьюирование;
исследования;
наблюдение;
опрос;
беседа.
2.Теоретические:
моделирование;
обобщение;
систематизация.
Гипотеза:
Проект предполагает широкий круг участников воспитательного процесса, включая обучающихся гимназии, классных руководителей, а также родителей, различные ведомства, общественные, ветеранские и другие организации.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный исторический материал через совместный поиск решения проблемы, прикоснуться к истории, самостоятельно сделать выводы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности школьников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Ресурсы
Для реализации проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение:
кадровое:
Совет гимназии,
администрация и педагогический коллектив гимназии,
социальные партнёры;
материально-технические:
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
выставки книг, рисунков;
создание условий для проведения открытых мероприятий,
предоставление методических материалов, видеоматериалов, презентаций, Интернет - источники для проведения мероприятий по Проекту, спонсорская помощь;
подготовка стендов для оформления выставки;
оборудование (локальная сеть, беспроводной Интернет; цифровое оборудование, школьный сайт как основная информационно-значимая составляющая школы и др.).
методическое:
методические и образовательные ресурсы для организации проекта в школе.
Партнёры
Реализация педагогического проекта предполагает взаимодействие гимназии с учреждениями города, общественными организациями, родителями обучающихся, районным, городским, республиканским Советами ветеранов, редакционной коллегией Издательского Дома «Книга Памяти».
Целевая аудитория
обучающиеся, преподаватели и родители обучающихся гимназии;
ветераны Великой Отечественной войны.
План реализации проекта
Сроки реализации проекта: август 2015г. - май 2016г.
Этапы цикла
Содержание и форма мероприятий
Постановка целей
15.08.15-20.08.15
Постановка целей, определения задач, формулировка гипотезы;
Прогнозирование ожидаемых результатов
Организационный
21.08.15-31.08.15
Изучение опыта по проблеме;
Определение возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках указанной темы;
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Информационно-накопительный
01.09.15-30.12.15
опроса очевидцев;
беседа с ветеранами;
интервьюирования и обработка материала;
создания рисунков, коллажей, литературных произведений по услышанными рассказами
Практический
10.01.16-15.03.16
создание альманахов;
разработка воспитательных часов;
оформления стендов;
оформление выставок.
Презентационный
16.03.16-30.04.16
презентация продукта в параллелях 5-11 классов;
проведения воспитательных часов с приглашением ветеранов войны в 1-11 кл;
открытия выставки;
презентация альманахов.
Обобщающий
05.05.16-15.05.16
Оценка результатов исследований;
Корректировка гипотезы исследования;
Проведение научно-практических конференций;
Подготовка и издание методического пособия по проблеме.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Проект будет способствовать:
формированию патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей, сохранению и развитию чувства гордости за свою республику;
созданию системы патриотического воспитания подрастающего поколения, использованию новых форм и методов работы в этом направлении;
осознанию национальных и культурных ценностей, своего места в мире этих ценностей;
расширению путём обмена видами деятельности культурного пространства самореализации личности ребёнка;
открытию новых горизонтов вселенной, связанных с мыслями, чувствами, радостью, определению и пониманию самого себя, своего предназначения;
активизации внешкольной деятельности;
расширению и совершенствованию информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
активизации творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания;
оценке эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранению физического и духовного здоровья учащихся.
В результате реализации Проекта ожидается:
в образовательной системе гимназии:
активизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
в познавательной сфере:
развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной:
способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики,
формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере:
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Проект отражает необходимый обществу и новому государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.
Оценка результативности реализации
Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика ДНР;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность;
толерантность.
Количественные параметры:
включенность каждого обучающегося в воспитательные ситуации;
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение развивающих, организационных, познавательных, спортивных, развлекательных мероприятий.
.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Целенаправленная, тщательно спланированная и подготовленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию, включённая в воспитательный план гимназии ежегодно, несёт положительный эффект. Знаменательным является тот факт, что в нашей гимназии гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся особое внимание – более 30-ти лет в гимназии активно действует школьный музей, обучающиеся являются постоянными участниками «Вахты Памяти», на протяжении многих лет ведётся поисково-краеведческая работа в тесном сотрудничестве с архивами г.Подольска и г.Москвы. Системная работа по предлагаемым направлениям поможет формировать положительный имидж гимназии.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей нового государства. Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи является данный проект гражданско-патриотической направленности, сориентированный на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, уважение к истории и культурных ценностей малой родины и в целом родной страны - Донецкой Народной Республики.
Литература.
Закон “Об образовании”
Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики
Агапова И. А. Мы - патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008. - 368 с.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М., 1979.
Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с.
Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. - М., 1986.
Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986.
Латухина Е.И. Проект по патриотическому воспитанию младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. - М., 1983.
Рисунок 1Заголовок 1Шрифт абзацу за промовчаннямЗвичайна таблицяНемає списку