Интегрированный урок географии и химиии Химическая промышленность:за и против
Интегрированный урок географии и химии
Тема урока: " Химическая промышленность:"за " и "против"
Цель урока: рассмотреть особенности влияния химической промышленности на окружающую среду. Показать связь химии с окружающей средой и ее значение в экономике страны
Образовательные:
рассмотреть особенности влияния отраслей химической промышленности на природу;
Развивающие:
продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи;
Воспитательные:
воспитывать ответственное и бережное отношение к природе
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Оргмомент.( 1 мин)
Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас интегрированный урок химии и географии. Тема нашего урока: "Химическая промышленность- "за" и" против". Цель урока- выявить отрицательное влияние химической промышленности на природу и показать какое значение химическая промышленность занимает в нашей жизни и в экономике страны, и в конце урока мы должны сделать вывод - так что же -химическая промышленность для нас - это" добро" или "зло"
2. Начнем наш урок с проверки домашнего задания(10мин)
Проверка домашнего задания "Верно ли утверждение":
1. Транспортировка электроэнергии входит в топливно-энергетический комплекс. (да)
2. Добыча серы и солей входит в состав химической промышленности.(да)
3. Россия занимает 1 место по запасам нефти. (нет)
4. Россия занимает 1место по запасам газа. (да)
5. Предприятия по производству серной кислоты размещают у потребителя.(да)
6. Основная часть газа добывается в западной Сибири. (да)
7. В России основная часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС. (нет)
8. В Соликамске и Березняках производят калийные удобрения (да)
9. Производство азотных удобрений размещается у металлургических комбинатов. (да)
10. Центральная химико-лесная база работает на собственном сырье. (нет)
11. К основной химии относится производство полимеров и пластмасс (нет)
12. На размещение предприятий по производству алюминия основное влияние оказывает энергетический фактор. (да)
13. Производство калийных удобрений располагается у потребителя. (нет)
14. Основное месторождение коксующихся углей в России -Канско-Ачинский бассейн (нет)
15. В Хибинах добывают калийные соли.(нет)
16. Основная часть нефти добывается в Поволжье. (нет)
17. Большая часть запасов железной руды в России расположена в Европейской части страны. (да)
18.Большая часть угля добывается в Печорском угольном бассейне. (нет)
19. Череповец- центр металлургии полного цикла.(да)
21. На размещение АЭС оказывает влияние потребительский фактор. (да)
22.Единственная в России приливная электростанция находится Чукотском полуострове. (нет)
23. Крупные месторождения железной руды расположены России расположены в Белгородской области и в Карелии (да)
24. Центром медной промышленности является Урал. (да)
3. Объяснение нового и обобщение пройденного материала
Учитель химии:( 3 мин)разделим класс на 2 группы- 1-я группа будет отстаивать точку зрения- что химия - это зло, а 2-я группа - что химическая промышленность необходима в нашей жизни.
Учитель географии: ( 10 мин ) Я буду отстаивать точку зрения, что химическая промышленность - это зло. Итак , так какой вред окружающей среде наносит химическая промышленность?
(Ответы учеников)
Учитель географии: Я хочу дополнить ваши ответы. Все отрасли химической промышленности в той или иной степени оказывают негативное влияние на окружающую среду. Загрязнению подвергаются все земные оболочки: и литосфера, и гидросфера , и атмосфера, и биосфера. Начнем с литосферы.
-Какая из отраслей химической промышленности по вашему больше всего влияет на литосферу? ( Горно-химическая)
Горно-химическая промышленность оказывает влияние в большей степени на литосферу. Рассмотрим 2 основных крупных центра добычи химического сырья- Хибинские апатиты и Верхнекамское месторождение калийных солей.
Добыча и обогащение апатит-нефелиновой руды в Хибинах приводит к техногенным изменениям окружающей среды. Разработка руды открытым способом на большинстве месторождений нарушает естественный ландшафт. При этом возникают крупные антропогенные осыпи и обширные карьеры, картина Кировского рудника поражает воображение. Огромная гора почти наполовину разрушена. Яма глубиной в сотни метров, края которой уже прорезали склоны плато. В карьерах во время работы горной техники и автотранспорта скапливаются вредные выхлопные газы.( слайд 1,2)
Загрязняющее воздействие проявляется в поступлении сточных вод апатит-нефелиновых обогатительных фабрик в водоемы. Воды содержат взвеси и растворимые вещества и просачиваются в озеро Имандра, загрязняя его. С хвостохранилищ сдувается пыль, переносимая ветрами на расстояние до 6 км. Пыль оседает на поверхности растений, забивая устьица листьев и хвои, что приводит к их угнетению. Добыча калийных солей в Соликамске ведется в шахтах.
28 июля 2007 г. в промзоне Березниковского рудоуправления произошел обвал грунта. Размеры воронки составили 40 на 60 метров, глубина — 15 метров. Подход к провалу закрыли. Был запрещен провоз опасных грузов (хлор и аммиак) по железнодорожной линии, находившейся в нескольких десятках метров от провала. Вводился сейсмологический мониторинг проседаний грунта (действует и по сей день). Размеры провала постоянно увеличивались и достигли к концу января 2009 г. 443 на 328 метров. Глубина выросла до 90 м, дно воронки постепенно заполнилось водой. Провал вплотную подобрался к зданиям фабрики , а на востоке разрушил полотно электрифицированной железной дороги Чусовая—Березники—Соликамск.
Помимо этого на поверхности образуются солеотвалы. У Соликамска около 250 млн. тонн солевых отходов. Они оказывают вредное влияние на почву. Во-первых, солеотвалы занимают территорию ранее плодородных земель. Во-вторых, ежегодно отвал размывается дождевыми потоками. Вредные вещества с водой просачиваются в грунт, подземные воды. В-третьих, складирование руды нарушает равновесие земной коры, возникают сейсмические явления.
При проведении основных стадий технологического процесса получения калийных удобрений (дробление руды, сушка готового продукта и грануляция) в атмосферный воздух поступают пыль сильвинита, хлорид калия, хлорид водорода, амины и другие вещества. Кроме того, при сушке хлорида калия в атмосферу выделяются с дымовыми газами оксиды азота, серы, углерода, сажа и другие продукты неполного сгорания топлива.
Основная химия и химия полимеров в большей степени влияют на атмосферу и гидросферу. Наиболее существенным является воздействие на воздушный бассейн выбросов предприятий агрохимии (в первую очередь, азотной промышленности) и производства химических (искусственных) волокон.
при производстве минеральных удобрений происходит запыленность воздуха и загрязнение его газами. Пыль и газы содержат фтор и его соединения, фосфорную кислоту, соли азотной кислоты и другие химические соединения, являющиеся промышленными ядами. ( слайд 4)Наиболее опасными являются производства аммиака, кислот, анилиновых красок, фосфорных удобрений, хлора, гербицидов и пестицидов, каустической соды, ртути, карбида кальция, фтора. Это один из главных источников загрязнения окружающей среды, обекты которой выкидывают в воздух серный ангидрид, оксиды азота, углеводороды.
Производственная деятельность предприятий химической и нефтехимической промышленности сопровождается образованием значительного количества токсичных отходов.
В нефтегазоперерабатывающей промышленности " со сточными водами нефтеперерабатывающих предприятий в водоемы поступает значительное количество нефтепродуктов, сульфидов, хлоридов, соединений азота, фенолов, солей тяжелых металлов, взвешенных веществ и др. На нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах происходит загрязнение почвенного слоя нефтепродуктами на значительную глубину, а в подпочвенных горизонтах образуются линзы нефтепродуктов, которые с грунтовыми водами могут мигрировать, загрязнять окружающую среду и создавать аварийные ситуации. На предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности ежегодно образуются миллионы тонн жидких и твердых отходов, из которых 80% перерабатывается непосредственно на предприятиях, а часть передается в другие отрасли. Распространенным видом отходов являются нефтяные шламы, выход которых составляет 7 кг на 1 т перерабатываемой нефти.
Грустным фактом является и то, что практически все предприятия химической промышленности имеют устаревшее оборудование, нарушают приделы санитарно-защитных зон, не имеют очистных сооружений, или имеют устаревшие изношенные установки.
4. (15 мин) Учитель химии
Давайте выскажем свои доводы в пользу химической промышленности и попробуем убедить группу противников химической промышленности в том, что пользы от нее больше, чем вреда
(Выступления учеников)
Учитель химии.
Итак, мы видим, что химический комплекс является стратегической составляющей промышленности России, имеет огромное общехозяйственное и оборонное значение для развития экономики страны.
Как никогда по-современному звучат слона великого русского ученого И. В. Ломоносова, сказанные им еще в XVIII в. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».
Химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями, средствами защиты растений, способствует его интенсификации.
Химия имеет отношение ко всему: к пище, лекарствам, удобрениям, фотоматериалам, жизненным процессам организмаЕсли бы не было химии, не было бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы в космос, ведь горючее для их двигателей, прочные и жаростойкие материалы для их конструкций создают с помощью химии. Химики извлекают из минерального, животного и растительного сырья вещества одно другого чудесней и удивительней. Синтезируются тысячи и десятки тысяч веществ, природе неизвестных. Это и синтетические пластмассы, и моющие средства, и минеральные удобрения, и средства защиты растений, и волшебные лекарства, и многое, многое другое. С помощью химии человек создает вещества с заранее заданными свойствами, а из них производят продукты питания, одежду, обувь, технику, транспорт, современные средства связи и т. д. Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно-технический прогресс. Сейчас я расскажу вам об относительно новом материале, о базальтовом волокне.
(на кафедре лежат образцы базальта, которые ученики могут рассмотреть и потрогать, на партах лежат образцы базальтового волокна, которое тоже можно потрогать и при желании забрать домой)
Рассказ о новых материалах + презентация
5 (5 мин). Итог урока.
Итак ребята, давайте же решим, так что же для нас химическая промышленность.
Учителя по очереди говорят о том, что во всем необходимо знать меру. Трудно найти золотую середину, когда забота об экологии и химическая промышленность не противоречат друг другу, но к этому надо стремиться, так как научный прогресс не остановить.
В заключение урока ученикам предлагается быстрый кроссворд, в котором они слушают вопросы по материалам урока, вместе отгадывают слова, а учитель говорит какую по счету букву из каждого слова надо записать. Отгаданные буквы записываются в вертикальный столбик. Из этих перемешанных букв ребята составляют контрольное слово (например, слово МОЛОДЦЫ)
6. Домашнее задание