Конспект урока по технологии на тему Строгание заготовок из древесины (5 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
5 класс «Строгание заготовок из древесины»»
Выполнил:
Кузьмин Сергей Ильич,
Учитель
МБОУ СОШ №6 г. Озёры
Пояснительная записка.
Представленный мной конспект соответствует требованиям Федерального образовательного стандарта. За основу взят деятельностный подход в обучении.
Материал состоит из конспекта урока. Данный урок проходит в рамках учебного курса технологии «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов».
Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Развивающие: развивать творческую активность обучающихся и навыки самооценки.
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (вопросительных) слов; преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и оценке результатов труда.
Планируемые результаты:
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока и актуализации опорных знаний организованно целенаправленное повторение ранее пройденного материала в форме фронтальной работы с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. Рядом вопросов и учебных задач обучающиеся были подведены к формулированию цели урока. Акцент урока был поставлен на самостоятельную индивидуальную работу детей. Где каждый ребенок к концу урока должен придти к результату, изготовить клинышек для верстака.
Для самооценки учащихся на этапе рефлексии, я использовал ряд вопросов. Дети должны были оценить свою работу и работу одноклассников. Какие были допущены ошибки или нарушения. Что получилось, и что нет, объяснить почему.
В конце урока дано домашнее задание, которое поможет расширить знания по данной теме. Таким образом, урок построен на деятельной основе с использованием приёмов моделирования решения задач в реальной жизни, носит практический характер, и обеспечивает развитие познавательной деятельности и решения поставленных учебных задач.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к предмету.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 5 класс
Тема урока: «Строгание заготовок из древесины»
1. Цель урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
2. Задачи:
1. Раскрыть понятия «строгание», «рубанок», «шерхебель», «рабочая поза».
2. Раскрыть технологию процесса строгания заготовок из древесины.
3. Уметь готовить инструмент к работе, осуществлять наладку.
4. Осуществлять визуальный контроль качества изделия.
5. Соблюдение правил безопасного труда.
6. Делать выводы, обобщать.
3. Ожидаемые результаты:
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
4.Тип урока: Комбинированный урок.
5.Технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцированного подхода в обучении.
6.Ооборудование: столярный верстак, карандаш, линейка, рубанок, шерхебель.
7. Объект работы: клинышек для верстака.
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Строгание заготовок из древесины»
№ ЭТАП УРОКА. Основное содержание Методы Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые образовательные результаты
предметные УУД:
РегулятивныеПознавательные; Коммуникативные личностные
1. Организационный момент мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли вы готовы к уроку? Сегодня мы будем изучать еще один способ обработки древесины и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал и изготовить изделие. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Словесный Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.
Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Приветствуют учителя. Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам Обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию,
умеют мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности».
2. Мотивация к учебной деятельности Мы уже познакомились с некоторыми столярными операциями. Перечистите их. Сегодня мы будем знакомиться еще с одной.
Проблемный вопрос:
Демонстрирую две одинаковых по размерам доски. Одна остругана, другая имеет шероховатую пиленую поверхность. Вопрос. Давайте сравним две заготовки?
Чем она обработана?
Кто догадался о чём идет речь? С какой операцией мы сегодня будем знакомиться?
Словесный
(беседа), наглядный,
практический Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают об обработке древесины.
Обращается к классу с вопросами.
Слушают учителя; Определяют тему урока;
Участвуют в постановке познавательной цели урока.
Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. Регулятивные:
определяют цели и задачи урок);
Коммуникативные:
участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества
Познавательные: работают с таблицей
3. Учебно-познавательная деятельность.
Чтобы получить ровную поверхность детали её строгают. При строгании с поверхности заготовки снимается тонкий слой древесины – стружка. Для ручной обработки заготовок из древесины строганием мы будем использовать рубанок и шерхебель. Давайте сравним два инструмента. В чем различия. Шерхебель служит для предварительного (чернового) строгания заготовок. Рубанок предназначен для окончательного (чистового) строгания заготовок.
Объясняю устройство рубанка. Особенности крепления ножа. Демонстрирую наладку рубанков с креплением ножа клином и винтом.
Словесный
(беседа), наглядный,
практический Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выяснения различия между стругами и понять их назначение.
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.Делают вывод о применении стругов.
Осуществляют сравнение инструментов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Выполняют задание в рабочей тетради. Знают отличие рубанка от шерхебеля, в каких случаях их применять. Знают устройство стругов. Познавательные:
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Изложение собственных мыслей и идей, диалог, умение вести дискуссию.
Проявлять познавательный интерес. Понимать: свою успешность при изучении темы.
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
6. Самостоятельная работа. Инструктаж. Перед строганием заготовку устанавливают в на верстаке. Как это сделать? Рубанок ставят подошвой на заготовку и начинают строгание. Для того, чтобы строганная поверхность получилась гладкой и ровной. Надо закрепить заготовку так, чтобы направление волокон древесины совпадало с направлением движения рубанка при строгании. В начале строгания нажимают сильнее левой рукой на переднюю часть рубанка, а в конце движения – правой рукой на заднюю часть. Если леток забился стружкой, то её надо вытащить вверх из летка или прочистить щепкой. Качество остроганной поверхности проверяют линейкой, прикладывая её в разных положениях. Наглядный,
практический Раздает заготовки. Предлагает закрепить её на верстаке. Контролирует. Демонстрирует хватку инструмента, рабочую позу, процесс строгания. Контроль строганных поверхностей. Подгонка клинышка к верстаку. Устанавливают заготовки на верстаки. Готовят инструмент к работе. Строгают, контролируют остроганные поверхности, подгоняют в отверстия верстака.
Индивидуальная деятельность.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера на основе метода рефлексивной деятельности
Ответственное отношение к выполнению учебных задач.
5. Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь?
Оцените результаты своей работы. Довольны вы ли вы выполненной работой на уроке?
Словесный
(беседа),
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест.
- Что вызвало интерес?
-- Что показалось трудным? Какие ошибки были допущены?
Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока; выработка критериев оценивания работы.
Самооценка.
Познавательные:
Контроль и оценка способов своей деятельности Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственную работу
Самооценка на основе критериев успешности; Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
Следование моральным нормам и этическим требованиям
9. Домашнее задание Знать материал параграфа § 13 из учебника;
Творческое д/з (какой еще существует для строгания древесины). Оценивают свои возможности при выборе д/з.
Записывают д/з в дневник.
Список использованной литературы
1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Технология: Технический труд. 5кл.: учебник/под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой.-2-е изд.,стериотип. – М.:Дрофа,2014.-192 с.:ил.
3. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://trudovik.ucoz.ua/load/prezentacija_quot_drevesina_quot/1-1-0-854;
2. http://nmasalitin.ru/load/1-1-0-1903. http://www.mukhin.ru/besthome/roofwork/13.html