Коучинг для учителей Коллаборативная среда
ФИО учителя: Некрасова Наталья Павловна
Стаж работы: 27 лет
Место работы: школа-лицей имени А.М.Горького Тупкараганского района Мангистауской области
Должность: учитель начальных классов
Категория: высшая
Электронный адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Телефон: 87029972457
Тема занятия
Создание коллаборативной среды для эффективности урока
Ссылки, ресурсы
Презентация «Групповые формы работы в начальной школе»
Видеоролик «Команда» https://www.youtube.com/watch?v=IJ4XAYsxEy8
Общая цель
Помочь понять сущность групповой работы и эффективность ее использования на уроке. Формирование у педагогов представлений о коллаборативном обучении.
Результаты обучения для учителей
Учителя будут ознакомлены с модулем "Новые подходы в преподавании и обучении" и понятием «коллаборативная среда»
Учителя поймут важность применения данного модуля в учебном процессе.
Учителя смогут найти более продуктивные способы применения групповой работы для повышения мотивации и развития учащихся;
В коллективе создастся благоприятная обстановка (психологический настрой) для работы в группах.
Ключевые идеи, значимые для занятия
Групповая работа – процесс взаимодействия участников, в ходе, которой осуществляется самообучение и взаимообучение.
Коллаборативное обучение- подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. и обучающим, и характеризуется признанием способностей и личностного вклада каждого участника процесса обучения. Участники процесса получают знания посредством активного совместного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации.
Материалы и оборудование
Интерактивная доска, маркеры, бумага А4, рефлексивные ладошки, стикеры, парковка, цветная бумага, ножницы, клей
Ход занятия
№
Этапы проведения занятия
Время 66 мин
Действия преподавателя и действия участников
1
Организационный момент
3 мин
-создание психологического настроя круг радости "Дрозд"
2
Побуждение
Парковка
3 мин
2 мин
Беседа «Групповая работа»
-Что это такое?
-Зачем нам надо?
-Запишите на стикерах вопрос, прикрепите на парковку
3
Упражнение «Групповое ожерелье»
ГРУППОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ
"Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.
Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги. За минуту вырезать круг любого размера и расположить на общем листе бумаги.
Вопросы для обсуждения:
- Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:
- Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?
- Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?
- Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?
- Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших товарищей?
4
Показ презентации «Групповая работа в начальной школе»
10мин
Принципы формирования групп
Плюсы групповой работы
Виды ГР
Алгоритм работы в группе
Правила организации ГР
Формирование культуры общения
Принципы выбора заданий
Чего делать нельзя
Выводы
5
Работа в группах
15 мин
Кластер «ГР»
Символами изобразить правила работы в группе
Плюсы ГР
Синквейн «ГР»
Выступление спикеров. Взаимооценивание групп
6
Парковка
5 мин
-Если Вы получили ответ на свой вопрос, снимите его, пожалуйста с парковки.
Обсуждение вопросов, не снятых с парковки
7
Рефлексия
5 мин
Заполнить рефлексивные ладошки
8
Заключительное слово
2 мин
Упражнение «Аллея славы»
Рефлексивный отчёт
по коучингу «Создание коллаборативной среды для эффективности урока»
Некрасовой Н.П.
Вот уже второй учебный год начальная школа школы-лицея имени А.М.Горького участвует в апробации новой учебной программы и УМК. В связи с этим учителя начальных классов интенсивно обучаются новым подходам в обучении и преподавании. Важное место на эффективном уроке занимает создание коллаборативной среды или групповая работа. Потребности учителей начальной школы показывают желание овладеть методикой организации и проведения групповой работы на уроке. Поэтому, темой моего коучинга стала тема «Создание коллаборативной среды для эффективности урока». Для создания благоприятной психологической атмосферы я провела детское упражнение «Дрозд», где у учителей была возможность сказать другу добрые слова, пообниматься. Просмотр мотивационного ролика «Команда» позволил учителям определить тему коучинга. Беседа «Что такое ГР» помогла мне выяснить, какие знания имеют учителя по данной теме. Для ознакомления с темой я создала и показала учителям презентацию «Групповые приёмы работы в начальной школе». Молодые учителя получили новую информацию, опытные учителя повторили и освежили свои знания об организации ГР. Далее группы получили задания. Самое первое задание для всех групп было выполнение упражнения «Групповое ожерелье» Это упражнение помогло учителям оценить себя в команде, своё место в ней, узнать свою самооценку на данный момент. Я думаю, такое упражнение помогло им почувствовать себя комфортно в своей группе и справиться с дальнейшими заданиями. Первая группа получила задание «Создать кластер «ГР». Вторая группа символами изобразили правила работы в группе. Третья группа отметили все плюсы работы в группе. А четвёртая группа написала синквейн на тему «ГР». После этого каждая группа защищала свою работу , а соседние группы оценивали работу каждой группы. Такое многократное повторение темы позволило учителям понять и раскрыть для себя тему коучинга, а так же глубоко усвоить её. Закончив с отработкой темы, мы перешли к парковке. Выяснилось, что все, у кого были вопросы по изучаемой теме в начале коучинга, получили на них ответы во время изучения темы. На парковке остался лишь один вопрос: «Как же оценить каждого ученика при групповой работе?» Я предоставила возможность обсудить этот вопрос учителям. После бурного обсуждения, они нашли ответ у Людмилы Павловны. Это учитель 2 «А» класса, апробационного класса, работающий с новыми подходами второй год. Она поделилась своим опытом, посоветовала приготавливать заранее и раздавать в конце урока каждому ученику маленькие самостоятельные работы, состоящие из одного-трёх вопросов или одного задания. Для того, чтобы учитель мог дать формативную оценку, насколько ученик понял или не понял тему урока, с тем, чтобы в дальнейшем либо продвигаться вперёд, либо устранить пробел в знаниях обучающегося. Далее я провела рефлексию «Ладошки». Данная рефлексия помогла мне оценить мою работу как коуча на данной коучинг-сессии. Изучив, ответы учителей я поняла, что на коучинге их покорила доброжелательная атмосфера сотрудничества. Им было комфортно присутствовать и изучать новые подходы в обучении и преподавании здесь и сейчас. Поэтому, все учителя отметили, что изучение сегодняшней темы «Создание коллаборативной среды для эффективности урока» было для них важным, нужным и интересным. Они получили конкретную информацию об организации групповой работы на уроке, о количестве уч-ся в группе, о ценности данного подхода при обучении и преподавании. Все участники отметили, что затруднений они не испытали. Недостаточно ясно для одного участника коучинга был вопрос о том, как же научиться соблюдать время во время групповой работы. В заключение, я провела упражнение «Аллея славы», во время которой, поднимается настроение и появляется ощущение собственной значимости в профессии, в том, деле, которому ты отдаёшь жизнь.
15