Программа дополнительных занятий для детей этнической группы «цыгане»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Айшинская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Программа дополнительных занятий для детей этнической группы «цыгане».
«Чакра»

Автор программы: Ирина Николаевна Ахметшиназаместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ»
1. Паспорт Программы.
Цель Программы Ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей народа.
Разработать Программы по обучению детей этнической группы «цыгане» .Целевые группы Дети этнической группы цыгане 14 человек, родители детей данной группы, педагоги, специалисты.
Приоритетные направления Создание условий для равных стартовых возможностей детей этнической группы «цыгане».
Сохранение и укрепление психического, физического, эмоционального, нравственного здоровья и социальная адаптация детей.
Создание единой модели воспитательной системы образовательного учреждения.
Обеспечение открытости образовательного учреждения.
Задачи Программы — создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности школьника;
— развивать любознательность и познавательный интерес учащихся;
— воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к прошлому своей страны, к истории и культуре своего народа;
Сроки и этапы реализации Программы 2 года:
1 этап – сентябрь – октябрь 2013 г. – подготовительный (мониторинг (по запросу услуги), сравнительно-сопоставительный анализ. Обследование детей).2 этап – октябрь 2013 г. – апрель 2015 г. – обучающий.
3 этап - май 2015 г.– итоговый ( мониторинг результативности, обследование детей).
Тип программы Практико-ориентированная
Условия реализации программы Учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка и личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с детьми этнической группы «цыгане»;
Индивидуальный подход;
Создание предметно-пространственной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
Объединение усилий и координация деятельности школы с семьей
Динамичность результата.
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена  Программа.
Проблема образования среди цыганских детей существует несколько десятилетий, ее последствиями являются полумаргинальное существование многих цыганских общин, низкий процент образованных представителей этноса, социально-экономическая неустроенность, отсутствие механизмов адаптации. Причина низкого уровня образования среди цыганских детей это отсутствие должного уровня подготовки к школе; отсутствие опыта восприятия информации и коммуникативного опыта, необходимого для обучения; учителя не имеют навыков, и не владеют методиками работы с детьми-цыганами; родители не имеют навыков внеклассной работы с детьми. В результате дети-цыгане приходят в общеобразовательные школы не подготовленными к обучению, после 2-3 класса теряют интерес к получению образования и покидают школу.
Основные задачи проекта – содействие полному охвату цыганских детей обучением в общеобразовательной школе; выявление основных проблем и привлечение к решению этих проблем внимания государства,  вовлечение цыганской общины в процессы интеграции в современное общество посредством образования, а также преодоление этнических предубеждений среди учащихся в отношении цыган.
Проанализировав систему жизненного уклада этнической группы «цыгане», мы приступили к разработке программы, которая:
во-первых, была бы интегрирована и многофункциональна по своему характеру;
во-вторых, способствовала самореализации, самовыражению личности;
в-третьих, органически вписывалась в современные учебно-воспитательные системы,
в-четвертых, была интересна детям.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, методическим объединением начальных классов школы принято решение строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с народной культурой.
Народная культура имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую функции, учит уважать самого себя, своих предков, народ – что является важнейшим условием воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, традициях, обрядах, праздниках. Это красивый и выразительный мир, и поэтому интересен для детей, он открывает нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, человеку.
Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к своему языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
В чем же новизна программы? Форма – известна, обращение к истокам народной культуры не ново. Но, инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности» и заключается в следующем:
интеграция образовательных и воспитательных ресурсов: единство учебных предметов, системы дополнительного образования, занятий группы продленного дня.
совместная работа всего педагогического коллектива и родителей;
использование коллективной творческой деятельности с учетом индивидуализации;
создание обстановки комфорта, задушевного человеческого общения учеников с учителем.
единство соблюдения принципов:
нравственного примера педагога( нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам);
социально-педагогического партнерства (целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);
индивидуально-личностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации);
интегративности программ духовно-нравственного воспитания (интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);
социальной востребованности воспитания (соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).3. Реализация Программы.
Программа предполагает два уровня взаимодействия: внутренний и внешний. Внутренний – активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса , создание партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации работы по интеркультурному воспитанию. Внешний – взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива с другими общественными и социальными структурами. Такое взаимодействие, переходящее в сотрудничество и преемственность, позволяет объединить усилия педагогов, семьи, общества, сформировать единое социокультурное и образовательное пространство для гармоничного развития ребенка, учитывая, что основным приоритетом сегодня является обеспечение доступности школьного образования для детей из различных социальных групп вне зависимости от их национальности, особенностей здоровья и возраста.
 Работа началась с переговоров о начале реализации проекта с МКУ «Управление образования ЗМР РТ», администрацей Айшинского сельского поселения, Зеленодольским представительством Ассамблеи народов Татрстана и подбора персонала проекта. Ассистентом руководителя проекта стал историк, этнограф-цыгановед Бессонов Н.А., имеющий опыт работы, так как долгое время руководит цыганской национально-культурной в г. Москва.
В результате переговоров было решено разработать программу Школы развития «Чакра» для детей этнической группы «цыгане», который будет реализован на базе МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ», так как в данном селе проживает достаточное количество цыганских семей. Ситуация, возникшая в самом начале проекта, оказалась достаточно сложной.  Разработчики программы исходили из опыта проведения подобных проектов и мероприятий в других регионах, изучая опыт работы школы №39 г. Пензы, АДЦ «Мемориал» г. Санкт- Петербург. Опыт работы других школ показывает, что программа решает проблемы социальной напряженности, создавая условия для развития цыганских детей, помогая избежать дальнейшей их маргинализации. Согласно плану работы было проведено родительское собрание с участием педагогов, родителей, детей. Цель собрания – обсуждение хода проекта, стимулирование родителей для участия в процессе образования детей, приобретение родителями опыта внеклассной работы с детьми. Руководитель программы И.Н. Ахметшина совместно с директором МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ» Г.Р. Зиатдиновой, Директором Зеленодольского представительства Ассамблеи народов Татарстана В.И. Давлетшиной обошли цыганские дома в цыганском посёлке, поговорили с родителями о необходимости посещения школы их детьми, выяснили проблемы, которые существуют в цыганском таборе.
Итогом подготовительного этапа данной программы на базе МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ» 12-13 ноября 2013 г. был проведён семинар «Концепция развития национально образования в Республике Татарстан», в котором принимали участие 42 человека – это представители Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, МКУ «Управление образования ЗМР РТ», руководители диаспор Ассамблеи народов Татарстана, ЦСПС и Д «Родник», этнограф, историк-цыгановед Н.В. Бессонов, представители службы наркоконтроля, родители детей, будущих участников проекта. На данном семинаре были представлены цели и задачи проекта, методы их решения, разработаны планы занятий с детьми), оговорены все условия регулярных занятий с детьми (в том числе по изучению русского языка и математики), а также организованы дополнительные занятия для школьников-цыган, отстающих по программе, были определены преподаватели. Семинар проведен на высоком методическом уровне. (Приложение1)
25 ноября 2013 года состоялся установочный семинар-тренинг, знакомящий всех участников с этапами и содержанием деятельности по программе. В семинаре участвовали: директор школы, руководитель проекта, местные координаторы проекта, представители от цыганской общины, учителя, родители детей, участвующих в проекте – всего 35 человек. Участники семинара получили исчерпывающую информацию о программе, ее этапах и содержании,  в работу были вовлечены представители цыганских общин, распределены роли участников. В результате начались занятия, организована система дополнительных занятий для детей этнической группы «цыгане». По мере необходимости были закуплены и переданы детям школьно-письменные принадлежности для занятий.
 Негативную роль в получении образования цыганскими детьми играют также многочисленные стереотипы в отношении цыганских школьников. Это приводит к явлениям этнофобии и агрессивного национализма. Именно поэтому 29 декабря 2013 г., после очередных занятий участники и родители данного проекта были приглашены в Дом Дружбы народов г. Казани на Новогодний праздник, где присутствовали представители разных национальностей. Это не только снизило уровень конфликтов, но и способствовало налаживанию взаимоотношений в школьной среде. Дети рассказали друг другу о своей культуре, пели, танцевали, получили подарки. В результате, мнение друг о друге стало лучше, снижена межнациональная напряжённость.
 Всё отчётное время и до сегодняшнего дня идёт разработка учебного курса для изучения русского языка цыганскими  детьми как неродного. В этом помощь методическими пособиями оказал АДЦ «Мемориал» «Защита прав цыганских детей, обучающихся в школах РФ». Для более качественной работы по проекту необходимы семинары с коллегами, имеющими больший опыт по данной проблеме.
План реализации программы
Подготовительный этап Ответственные Сроки выполнения
Подготовка необходимых печатных материалов: (памятки по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных объектов на внешние носители, инструкции, презентация, буклет)
Руководитель проекта И.Н. АхметшинаСентябрь 2013 год
Разработка учебного плана занятий школы развития «Чакра» Руководитель проекта И.Н. АхметшинаОктябрь 2013 год
Составление расписания занятий школы развития «Чакра» Руководитель проекта И.Н. АхметшинаОктябрь 2013 год
Родительское собрание для родителей детей этнической группы «цыгане» Директор МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ» Г.Р. ЗиатдиноваРуководитель проекта И.Н. АхметшинаПедагоги Октябрь 2013 год
Организация и проведение семинара
«Концепция развития национального образования Республики Татарстан». Директор МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ» Г.Р. ЗиатдиноваРуководитель проекта И.Н. АхметшинаПедагоги Ноябрь 2013 год
Основной этап Ответственные Сроки выполнения
Организация и проведение занятий согласно направлениям Руководитель проекта И.Н. АхметшинаПедагоги Октябрь 2013г – апрель 2015 год
Художественно – эстетическое
Музыкальная студия «Веселые нотки» Учитель музыки А.Ш. Авазова Согласно расписания.
Октябрь 2013г – апрель 2015 год
Художественно – эстетическое
Студия «Волшебные краски и кисти» Учитель начальных классов Л.В. Антонова Согласно расписания.
Октябрь 2013г – апрель 2015 год
Физкультурно – оздоровительноеКружок «Чемпион» руководитель проекта
И.Н. АхметшинаСогласно расписания.
Октябрь 2013г – апрель 2015 год
Культурологическое « Русский язык и народная культура» Учитель начальных классов Л.Р. КамалиеваСогласно расписания.
Октябрь 2013г – апрель 2015 год
Математическое кружок « Занимательная математика» Учитель начальных классов
Е.А.Киселева Согласно расписания.
Октябрь 2013г – апрель 2015 год
Заключительный этап. руководитель проекта, администрация Апрель–май 2014 год
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, работающего в смешанных по языковому и национальному составу группах руководитель проекта, администрация Апрель–май 2014 год
Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания детей (анкетирование)
руководитель проекта, администрация Апрель–май 2014 год
4. Сотрудничество с другими организациями
Учреждение Мероприятия и направления работы
Представительство Ассамблеи народов Татарстана в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан Реализация проекта школы развития «Чакра», оказание содействия в проведении мероприятий.
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Реализация проекта школы развития «Чакра», оказание содействия в проведении мероприятии.Участие в проведении родительских собраний этнической группы «цыгане».
ЦСПС и Д «Родник» Занятия по укреплению психического, физического, эмоционального состояния обучающихся и их родителей.
Айшинское сельское поселение ЗМР РТ Мероприятия по развитию социокультурных навыков совместного проживания цыганского и местного населения.
Дом Дружбы народов Республики Татарстан Участие в мероприятиях и праздниках проводимые для детей различных национальных групп.
Конкретные ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты Показатели эффективности Источники получения данных
1. Качественные 1.1 Создание благоприятных условий для формирования ключевых образовательных компетентностей (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного совершенствования).
1.2.Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребности в самообразовании, получении дополнительного образования;
1.3 Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использования ПАВ;
профилактика правонарушений, преступности, безнадзорности и беспризорности;
правовое воспитание, профилактика негативного поведения.
1.4 Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания детей
Мониторинг, карты наблюдений.
Отзывы родительской общественности в СМИ и на сайте образовательного учреждения
Оценка на основе статистики
Анкетирование
2. Количественные 1.1 Количество руководителей и педагогов образовательного учреждения (в процентном отношении), повысивших свою квалификацию по вопросам организации обучения и воспитания детей малых этнических групп.
1.2Количество родителей, получивших в разных формах консультацию по проблемам воспитания детей (консультативные пункты, индивидуальные консультации педагоговОценка на основе статистики
Оценка на основе статистики