Внеурочное мероприятие по физике Устами младенца
Устами младенца
Цели игры: способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению новых естественно-научных знаний • содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, учить групповым формам работы • способствовать развитию быстроты реакции, умения применить знания в необычной ситуации.
Ход игры
На сцене три стола для шести игроков с сигнальными карточками, «экран телевизора», атрибуты детской комнаты (игрушки, шары…).
Ведущий. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Мы очень рады видеть вас на нашей игре «Устами младенца». Но игра не простая, а физическая. Окружающий нас мир материален. Материальны все физические тела и вещества, а также частицы, входящие в состав атомов, материальны свет, звук, радиоволны, физические поля. Всё, что происходит вокруг, очень волнует и интересует маленьких жителей нашей планеты, именно поэтому мы решили провести эту игру HYPERLINK "http://fiz.1september.ru/articles/2010/05/06" \l "_nn1" *.
Наша игра состоит из четырех туров, в которых любознательные «младенцы» будут искать ответы на интересующие их вопросы. А отвечать им будут учащиеся 8-9 класса. На сцену приглашаются четверо юношей и две девушки (они занимают места за столиками, стоящими на сцене, разбиваясь на пары).
Судить их глубокомысленные ответы будет великолепное жюри. (Представление жюри.)
Итак, мы начинаем 1-й тур игры «Устами младенца».
В качестве разминки они расскажут веселый случай из своей жизни.
1. Сын спрашивает у отца: что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг железа?
Отец – одинаково.
- Папа, встань под балконом, а я сброшу сверху вначале 1 кг пуха, а потом железа…
2. Какое это время, спрашивает учительница: «Я убираю, ты убираешь, он убирает?»
- Предпраздничное.
3. Мальчик приставил к глазу игрушечный пистолет. Мама спрашивает, что делаешь?
- Изучаю небо вооруженным глазом.
4. Учительница: Придумайте предложение со словом «водолаз».
- Водолаз спустился в воду на 13 см.
5. Мне бы хотелось знать, знаком ли ты с русскими пословицами. Приведи пример.
- Много будешь знать – быстро состаришься!
6. Вы обратили внимание, - спрашивает учитель, - что под портретом великого физика написано: 1643 – 1727. Что это значит?
- Это номер его телефона, - отвечает ученик.
Спасибо!
1-й тур. «Отгадалки»
Ведущий. Участники в этом конкурсе могут набрать до 50 баллов, если отгадают, о чём идёт речь, с первой попытки. Каждая пара получает по одному заданию. За правильный ответ на 1-й вопрос даётся 25 баллов. При неправильном ответе можно попытаться ответить на 2-й вопрос (15 баллов), а в случае и этой неудачи – на 3-й (5 баллов). (К «экрану телевизора» подходит «малыш» и, картавя, задаёт вопросы.)
1• Задание для первой команды. 1. Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться. 2. Она находится во всех веществах и в разных веществах различная. 3. Она состоит из атомов. (Молекула.)
2• Задание для второй команды. 1. Это бывает днем и ночью. 2сверкает, иногда убивает людей. 3. Нельзя смотреть в окно, а то ударит по глазам (Молния)
3• Задание для первой команды. 1. Оно может быть повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы пьём и едим. А на высоте оно другое. 2. От него зависит жизнь не только человека, но и животных. 3. Его измеряют барометром. (Атмосферное давление.)
4•Задание для второй команды – 1.есть у велосипеда. 2.У
машины, нужна для торможения. 3.Крутишь, едешь. (Педаль)
5• Задание для первой команды.1. есть у учеников, у дверей; у кружки есть,
а у стакана нет, у ведра есть; 2.у маленьких детей так называется; 3.
когда она не пишет, берут другую. (Ручка)
6• Задание для второй команды. 1. у мамы на кухне; 2.в каждом классе на
стене; 3.на ней рисуют, задачи проверяют. (Доска)
7•Задание для первой команды 1.у портных есть; 2.у ежа тоже есть; 3.
Острая, можно проткнуть руку, очень больно колется (Иголка)
8• Задание для второй команды 1.у них есть плечи, они похожи на качели
2. Мы видим их в магазинах, есть в аптеках; 3. Бывают лабораторные,
технические, медицинские (Весы)
9• Задание для первой команды 1. После него школьники выбегают на обед,
гуляют, потом опять забегают; 2. потом домой уходят; 3.его нужно
слушать. (звонок)
10•Задание для второй команды 1.шьёт, есть у папы ; 2.делает дырки, оно
острое, есть ручка, зашивать седло можно; 3.его в мешке не утаишь.
( шило)
11• Задание для первой команды 1.она по дождю светится 2.красивая, близко
или далеко, как мостик большой 3.бывает после грозы, там разные
цвета-красный, желтый, зелёный, она льётся как фонтан (радуга)
12• Задание для второй команды 1.проходит быстро, всем её не хватает;
2. основная единица измерения – секунда; 3. делу это – потехе час.
(время)
13•Задание для первой команды. Он нужен, чтобы не болели ; 2. Это нельзя
на мороз, надо в доме подмышку; 3.он разбивается, трясут, а потом под
руку (градусник)
14•Задание для второй команды 1.сейчас она вводится в школе; 2. у
арбуза круглая, у кубика квадратная; 3.у твердых тел и жидкостей она
есть, а у газа нет.
(форма)
15• Задание для первой команды 1.носят люди, только не все;
2.используются в счёте; 3. линзы. (очки)
16• Задание для второй команды 1.есть в каждом море; 2.не сыпь ее на рану;
3.без неё еда не вкусная, поэтому всегда добавляем в пищу
(соль)
Следующий наш второй конкурс «Объяснялки».
Нужно команде нажать кнопку, то есть подать звуковой сигнал гармошкой- пищалкой, дудочкой.
1) Что в чёрном ящике № 1?
(1) прибор изобретён в 1872 году А.Н. Лодыгиным, усовершенствована Т.А. Эдисоном в 1879. Источник света с излучателем в виде проволоки (нити, спирали) из тугоплавкого металла (обычно вольфрамовой), накаливаемой электрическим током до температуры 2300 – 3000 0С.
2) световая отдача 10 – 35 люмен на ватт; срок службы от 5 до 1000 ч.) ( Электрическая лампочка.)
2) Что в черном ящике № 2? Что это за тело, с которым вы все знакомы, в нашем чёрном ящике? 1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов. 2. С ним дружат некоторые спортсмены. 3. По нему плакала Таня. (Мяч, шар.)
Ведущий. Сейчас вам будут предложены загадки с подсказками об учёных и других известных людях 3-й тур Загадки с подсказаками• Задание для первой пары. Кто этот учёный? 1. Он – один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. 2. Он – крупный изобретатель. С одним из его открытий мы сталкиваемся каждую неделю. 3. По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Архимед.)
• Задание для второй пары. Кто этот путешественник? 1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него. 2. Совершённое им прославило человеческий разум, его самого и его Родину. 3. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом пути: «Поехали!» (Космонавт Ю.А. Гагарин.)
Ведущий. В нашей игре появляются лидеры, которых, однако, ещё можно обогнать. Итак, 4-й тур игры. «Обгонялки»
Ведущий. Участники должны как можно быстрее ответить на вопросы, обгоняя друг друга, и заработать 25, 15 или 5 баллов. Отвечает тот, кто первым поднимет сигнальную карточку.
• 1. Он бывает не везде, чаще всего там, где имеется огромное пространство.
2. Как моргнёшь, может исчезнуть, если ты в пустыне или на море.
3. В этом доме, в этом оазисе нельзя жить, на этом пароходе нельзя плавать.
(Ответ. Мираж.)• 1. Его совершают все тела, процессы, мысли.
2. Это совершают люди, животные, машины, пароходы, это совершают самолёты.
3. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни.
(Ответ. Движение.)• 1. Это есть у всех тел на Земле, и у всех тел она разная: у одних – больше, у других – меньше.
2. Если бы её не было, то было бы непонятно, как покупать что-нибудь.
3. Её можно взвесить.
(Ответ. Масса.)• 1. Его мы не видим, но он греет. Этого нет в человеке, но есть в некоторых животных и растениях.
2. Если с ним неправильно обращаться, то он может убить.
3. Если он проходит в каком-либо приборе, то становится электрическим.
(Ответ. Электрический ток.)• 1. Это может случиться с каждым в жизни, иногда – случайно, иногда – специально.
2. Если на улице гололёд, то это происходит случайно, а если это игра в баскетбол или бейсбол, то это может быть специально.
3. Из-за того, что это совершило яблоко, И. Ньютон открыл закон.
(Ответ. Падение.)•1.бывает подвижный и неподвижный;
2. не дает выигрыша в работе;
3.русский поэт, автор поэмы «Двенадцать».
(Ответ. Блок.)•1.повторяющееся движение;
2.за время равное периоду происходит одно;
3.бывают звуковые, совершает и струна скрипки и связки гортани.
(Ответ. Колебания.)Ведущий. В нашей игре появляются явные лидеры, которых тем не менее могут ещё догнать другие после следующего конкурса. Итак, 5-й тур игры.5 -й тур. «Догонялки»
Ведущий. Каждой паре задают по 10 вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете 5 баллов, а всего можете заработать 50 баллов.
Вопросы первой команде. •
•Передача энергии от более нагретых участков к менее нагретым. (Теплопроводность.)
•Процесс переноса энергии в газах и жидкостях. (Конвекция.)
•Любое вещество может находиться в трёх различных… (Состояниях.)
• Им измеряют силу тока. (Амперметр.)
• Чем она больше, тем изменение скорости меньше. (Масса.)
• Четвёртое состояние вещества. (Плазма.)
• Где находится Пизанская башня? (В Италии.)
• Температура кипения зависит от… (Давления.)
• Вещества, проводящие электрический ток. (Проводники.)
• Если она увеличивается, то человек болеет. (Температура.)
Вопросы второй команде.
• Тиканье часов, гул моторов, шелест листьев – всё это… (Звук.)
• Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (Испарение.)
• Телескоп, бинокль, фотоаппарат, лупа – это приборы, которые называют… (Оптическими.)
• Положительно заряженная элементарная частица. (Протон)
• Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое. (Кристаллизация.)
• Выдающийся английский физик и математик, основатель классической механики. (И. Ньютон.)
• Раздел физики, изучающий механическое движение. (Механика.)
• Оно сохраняет форму и объём. (Твёрдое тело.)
• Процесс переноса энергии в вакууме. (Излучение.)
• Какие тела излучают энергию? (Нагретые.)
Ведущий. Наша игра подходит к концу. Мы надеемся, что ирония, с которой «малыши» задавали вопросы, вам понятна. Ведь не только юмористы должны ценить шутку. Нам сегодня хотелось, чтобы вы просто улыбнулись. (Жюри подводит итоги, награждает победителей.)