Курс «Этическая грамматика» — как одно из направлений внеклассной деятельности по проблеме нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Курс «Этическая грамматика» - как одно из направлений внеклассной деятельности по проблеме нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стрельцова Фатима Магомедовна- ГКОУ РО Пролетарская специальная школа-интернат ( воспитатель)
“Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит”.Саади
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения.
На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. В IV веке христианский мыслитель Августин писал в своих трактатах о возможностях такого воспитания. Он утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических учений. Всестороннее образование должно включать и нравственное воспитание.
С возникновением научной педагогики вопрос о составных частях формирования личности стал одним из основных. В XIX веке английский просветитель Джон Генри писал об универсальном образовании в своей книге «Понятие университета». Он считал, что гуманитарные и естественные науки, а также нравственные знания следует преподавать в рамках единой программы.
К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.
Уже в наши дни швейцарский психолог Жак Плаже составил программу обучения детей, основанную на этом единстве наук.
На протяжении всей человеческой истории во всех странах мира образование преследовало две цели: дать подрастающему поколению знания о действительности и помочь им стать хорошими людьми. Однако в настоящее время главный упор делается на техническое образование, а нравственное воспитание отошло на второй план. Возникновению такой ситуации частично способствует то, что передать человеку интеллектуальные знания легче, чем приучит его к нравственности. Однако сейчас все больше ученых, психологов и педагогов сходятся к мысли, что интеллектуальное и нравственное идут рука об руку. Вот почему во все времена общество стремилось передать следующему поколению не только интеллектуальные и технические знания, но и те нравственные ценности, обычаи и традиции, которые составляют основу здорового общества. Из истории мы знаем, общества, которым это не удавалось, исчезали без следа. Именно поэтому наиболее важной задачей любого общества должно стать нравственное воспитание молодого поколения.
Конечно, было бы наивно полагать, что эта задача может быть решена с помощью одного учебного курса. Нравственное развитие личности – результат не только всей воспитательной системы и влияния социальной среды, а в определенной степени – следствие врожденных особенностей и пороков.
Если рассматривать образование как подготовку к жизни в обществе, оно не должно пренебрегать духовным развитием молодежи, которое, в конце концов, и формирует мировоззрение и социальное поведение человека. Так как нравственное развитие связано с поиском смысла и истины, с развитием морально-этических ценностей, с размышлением над главными вопросами жизни, учащимся необходима возможность обсудить и изучить эти вопросы в объективной, компетентной среде, к примеру, в школе.
Естественный нравственный закон, определяющий моральную атмосферу школы, может быть выражен в двух важнейших понятиях: уважение и ответственность. Эти ценности составляют ядро универсальной морали. Они имеют объективное достоинство – способствуют развитию доброго начала как в личности, так и в обществе в целом.
Совместная деятельность школьников с учителями рождает отношения, способные формировать личность ребенка, и воспитывают у него, прежде всего, умение действовать согласованно с другими для достижения общей цели, стремление поддержать товарища, умение критически посмотреть на себя и результат своей деятельности. А своевременно воспитанная привычка вести себя в различных жизненных ситуациях в соответствии с правилами культуры заложит фундамент правильного социального поведения и, будет содействовать адаптации выпускников школы в обществе.
Вслед за чтением, письмом, математикой – нравственное воспитание должно стать главным предметом, которому школа (в особенности, коррекционная) не только может, но и должна обучать детей. Только грамотно построенным образовательным процессом мы сможем воспитать в учениках те черты, которые помогут им стать ответственными гражданами общества.
А.С.Макаренко говорил не о «книжном» усвоении знаний, их зубрежке, а о сознательном усвоении; связанном в умении все продумать и разобраться в них, применить на практике. Воспитание морали немыслимо без целенаправленного формирования у школьников соответствующей системы убеждений.
Активная жизненная позиция ребенка воспитывается в школьных учреждениях педагогами. Содержание и формы работы конкретизируются с учетом возрастных особенностей. Нравственное, трудовое воспитание планомерно осуществляется в повседневной жизни ребенка, в процессе организуемого взрослыми труда, игровой и учебной деятельности, обеспечивается в условиях содержательного общения педагогов с детьми, разносторонней деятельности, при ознакомлении с явлениями общественной жизни.
Такая целенаправленная педагогическая работа способствует воспитанию трудолюбия, гуманизма, начал коллективизма и патриотизма. У детей возникает стремление самим участвовать в работе, заниматься, ставить и реализовывать общие цели. Все это определяет общественную направленность личности ребенка, постепенно формирует у него активную жизненную позицию.
Осознают ли дети нашей школы нравственную сторону взаимоотношений? Чтобы выяснить это, я провела среди учащихся 5-9 классов тест-опрос «Что мы ценим в людях». Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, способность к дружбе, смелость, честность.
Справедливость подростки понимают как честность (52%) и щедрость: «не жадный, делится». Способность к дружбе они определяют как взаимопомощь (19%), доверие (13%), честность (5%), хорошие взаимоотношения (40%). Любовь в представлении младших школьников – это дружба (12%), желание постоянно видеть другого человека (12%), что-то не поддающееся определению (29%), забота друг о друге (18%), счастье (10%).
Далее я провела опрос на темы: «Что такое счастье?», «Что такое доброта?», «Кого можно назвать настоящим человеком?».
Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (30%), материальные блага (45%), любовь, друзья (10%). Некоторые написали, что «нужно быть просто счастливым человеком» (20%).
Заметим, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит, быть нравственным, ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь. Но с другой стороны, они вкладывают в эти понятия односторонний смысл: что их должны любить, к ним должны относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость («у меня не было тетради, а он дал», «я потеряла, а она нашла и отдала»). Часть школьников (34%) затрудняются дать четкое определение понятию «дружба» («это когда я дружу»). Понятие «любовь» многие дети высмеивают (35%) «он тупой, в нее втюрился», а о родительской любви почти не говорят (3%). Счастье нравственно неустойчивые подростки видят только в материальных благах.
Опрос-тест о настоящем человеке проводился после предварительной подготовки. Некоторые ответы выделились своей эмоциональностью: чувствовалось, что детей взволновал этот материал. Но таких нравственно зрелых ответов совсем немного, в основном среди старших школьников. Школьники младшего возраста еще не в состоянии дать определение понятию «настоящий человек». У них есть знания о моральных нормах, но эти знания хаотичны и бессистемны. Большинство нравственных переживаний отрывочны, наблюдения взяты не из жизни, а из книг, кинофильмов.
В целом представления учащихся нашей школы о нормах нравственности отличаются расплывчатостью. Имеют явную тенденцию, с одной стороны, к расширенному толкованию («нравственный человек – это хороший человек»), а с другой стороны – к сужению этих понятий («нравственный человек – это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых»).
Надо отметить, никто из детей не сомневался в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать, но знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что школе нужен специализированный курс, систематизирующий и углубляющий нравственные представления.
За основу данного курса взята программа «Общение» (доцент кафедры педагогики начального обучения БГПИ Щиголева Н.В.) Эта программа была мною адаптирована к условиям работы в коррекционной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, став курсом «Этическая грамматика». К сожалению, он не стал отдельным учебным предметом, но реализуется в нашей школе в течение двух лет в плане воспитательной работы в виде клубов «Планета вежливых ребят», «Афродита», внеклассных мероприятий.
Целью курса «Этическая грамматика» является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья такой нравственной жизненной позиции, при которой его сознательное отношение к долгу, честность и порядочность становятся повседневной нормой поведения.
По определению В.А.Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения.
На пути решения этой большой и ответственной проблемы первостепенное место принадлежит следующим требованиям и задачам:
Изучение процесса знаний, необходимых для формирования моральных убеждений;
Переход знаний в убеждения и формирование на этой основе нравственного сознания;
Воспитание чувств и культуры поведения, как реализация нравственного сознания.
Логическое построение и методы нравственного воспитания в условиях курса «Этическая грамматика».
Содержание данного курса подготовило почву для восприятия учащихся с проблемами в развитии этики как науки о нравственной жизни человека, как источника нравственных исканий людьми вечного смысла бытия. Знание этических категорий и опыт собственного их осмысления позволит воспитаннику осознать существование и непреложность нравственной истины, этический смысл которой утверждает наивысшую ценность жизни человека.
Курс ориентирует учащихся с ограниченными возможностями здоровья на образ жизни, основанный на нравственной связи между способом действия и мышлением, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением нравственного выбора в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Предлагаемый курс предполагает не только эмоциональное восприятие учениками содержательной стороны этических понятий, но и осознание исторической закономерности выработанных человеческим опытом норм морали. Это поможет внеклассным мероприятиям стать педагогическим инструментом опосредованного влияния на индивидуальный мир ребенка со специальными потребностями.
Для реализации курса требуется продуманная педагогическая технология, позволяющая выстраивать многоаспектный диалог воспитания и воспитанника с нарушениями интеллекта.
Тематика курса строится по определенной логике. Глубокое проникновение в общий замысел курса и внутреннюю последовательность идей, составляющих содержание, поможет воспитателю целенаправленно строить систему внеклассных занятий.
Первые вводные занятия направлены на изучение обоснования курса, т.е. заставить учащихся осознать ее необходимость для их жизни в школе и после ухода из нее. Далее курс знакомит учащихся с понятиями морали и этики, культуры поведения.
После изучения этих этических учений можно приступить к рассмотрению некоторых моральных категорий – совести, честности, дружбы и т.д. Эти занятия строятся на обсуждении жизненных ситуаций, дискуссиях, ролевых играх и т.п.
Главный смысл этой части курса – побудить и научить школьников ответственному принятию решений о собственном поведении. Беда старой системы воспитания заключалась в том, что формировались в основном исполнительские установки и привычки. Когда же выпускник коррекционной школы оказывается в реальных условиях, требующих самостоятельного принятия нравственных решений, он теряется и оказывается беспомощным. Поэтому обучение школьников критериям и способам самоопределения в ситуациях нравственного выбора – наиболее продуктивное направление в методике нравственного воспитания.
В курсе существует раздел предназначенный для старших школьников, главными особенностями которых является половое созревание (пубертальный период) и становление социальной позиции личности. Здесь достаточно подробно рассматривается проблема взаимоотношения полов, любви и дружбы, взаимоотношений в семье. Целью этого раздела является установление истинных, основанных на любви взаимоотношений людей. Такого рода воспитание начинается в семье. Здесь мы испытываем все основные типы любви: любовь родителей к детям направлена на благо детей; истинная супружеская любовь – верная любовь, основанная на взаимной помощи; любовь братьев и сестер должна опираться на уважение и взаимную привязанность; любовь детей к своим родителям должна быть основана на уважении, доверии и послушании. Именно испытывая эти взаимоотношения любви в семье, мы должны научить детей строить отношения со всеми людьми в обществе.
Рассмотрим методы нравственного воспитания в условиях курса «Этическая грамматика»:
Этический диалог – четко и логически выстроенные воспитателем сюжет, начало, развитие, и кульминация которого позволяет воспитаннику с проблемами в развитии на уровне их возрастных особенностей и способностей окунуться в мир этических категорий и культур.
Принцип построения этического диалога:
Завязка, выявляющая проблему.
Процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающегося взаимодействия.
Кульминационное сопряжение альтернативных позиций и суждений.
Нравственный выбор как внутренний диалог воспитанника с собой, как самооценка.
Открытый финал, который ориентирует воспитанников с проблемами в развитии на индивидуальные раздумья по проблеме.
Эти компоненты диалога могут творчески использоваться воспитателем в зависимости от степени глобальности этической проблемы.
Практическое занятие – сюжетно-ролевые игры, в ходе которых воспитанники приобретают навыки разрешения сложных нравственных ситуаций в жизни.
Необходима правильная организация игры, основные ее требования:
Содержательность и разнообразие тематики;
Постоянное, ежедневное включение сюжетно-ролевых игр во все формы организации воспитательного процесса;
Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
Сотрудничество детей друг с другом, с воспитателем на всех этапах организации игры.
Последовательность и усложнение тем и сюжетов, избранных для игр определяется для каждой возрастной группы.
Сюжетно-ролевые игры позволяют решать многие задачи воспитательной программы коррекционной школы: от ознакомления с общественными явлениями, формирования нравственных представлений до формирования здорового образа жизни.
Ведение творческого дневника.
Основная идея дневника состоит в том, чтобы показать ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что наряду с внешним миром, который он может видеть и потрогать, есть и другой: скрытый, труднодоступный внутренний мир человека – мир настроений, переживаний, чувств. Предполагается целенаправленно, последовательно сделать предметом анализа ребенка не только бытовую сторону жизни, но и внутренний мир человека.
В результате освоения дневника ребенок должен быть ориентирован на понимание себя, своих чувств, желаний, поступков. Он должен научиться осмысливать события своей жизни, уметь строить и анализировать разные формы поведения, взаимоотношений. В течение всего курса учащемуся предлагается вести дневник: особый, специально разработанный (журнал «Дефектология» - 1998г. №3-5).
Воспитатель должен помочь ребенку научиться отражать события своей жизни с помощью разных знаковых средств, последовательно переходя от знаков более низкой иерархии к высокой (рисунок в функции рассказа- слово в функции рассказа- предложение в функции рассказа- короткий текст- развернутый текст).
Ведение ребенком такого особого дневника незаметно, исподволь должно помочь ему научиться регулярно фиксировать события своей жизни, их определенный порядок. На страницах дневника год за годом должны отражаться конкретные дни жизни ребенка, яркие и обыденные события, случающиеся с ним в школе, дома, на улице, в гостях и так далее.
Итогом работы с дневником должно стать умение ученика-подростка выделить и описать события любого дня жизни. Сформированность этого умения обеспечивает возможность превратить разговор о конкретном случае в разговор о том, какие собственные смыслы видит подросток в тех или иных днях своей жизни.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА «ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА».
№ Тема занятий Теория Практическое занятие
1 Вводное занятие Что такое мораль, этика? Почему важно быть культурным воспитанным человеком. 2 Наша школа История школы, правила поведения в школе. Сюжетно – ролевые игры
3 Наша школа – наш дом. Почему учатся в школе. Что больше нравится, что огорчает. Почему надо учиться всю жизнь. Сюжетно – ролевая игра «Моя школа».
4 Способности человека. Наши желания и увлечения. Все ли способны. О чем вы мечтаете, что любите делать. Ролевая игра «Если бы я был волшебником».
5 Способности человека. -//-//- Клуб любознательных (решение ребусов, загадки).
6 Я и моя семья Моя семья, мои родные. Помощь родителям, обязанности в семье. Что нравится, что огорчает. Как избежать конфликтов. Конкурс рисунков «Моя семья».
7 Я и моя семья Правила поведения дома: умение принять гостей Сюжетно – ролевая игра «Моя семья».
8 Человек без друзей, это дерево без корней. Дружба – общение понятия. Кого можно назвать другом. Предательство – что это? Разбор ситуаций, анализ.
9 Человек без друзей, что дерево без корней. Как жить в ладу с собой и миром. Обсуждение книг, фильмов. Портрет идеального друга.
10 Этическая грамматика. Формы общения, приветствие, просьба, диалог и т.д. Стихи и рассказы о вежливости.
11 Этическая грамматика Формы общения, приветствие, просьба, диалог и т.д. Сюжетно – ролевые игры.
12. Этическая грамматика. Деловое общение. Общение в гостях, в общественных местах, транспорте, на улице. Проигрывание и анализ ситуаций общения.
13 Все профессии нужны, все профессии важны. Какие профессии существуют, кем вы хотите стать, почему? 14 Все профессии важны. Профессия ваших родителей. Ролевые игры («Магазин», «Больница» и т.д.).
15 Книги - наши друзья. Как появились книги (из истории книгоиздания). Книга- источник знаний. Составление рассказа по картинкам.
16 Книги - наши друзья. Библиотека – дом для книжек. Профессия библиотекаря. Посещение библиотеки.
17 Человек и природа Общие представления о возникновении жизни на Земле. Природа на Земле, животные и растения. Человек венец творения. Взаимосвязь. Экскурсии на природу. Конкурс рисунков « Моя планета».
18 Мы и природа. Экономические проблемы планеты, страны. Почему надо беречь природу. Ролевая игра. Каким животным я хотел бы стать? Каким растением я хотел бы стать?
19 Человек, общество, дети. Родина – наша Россия. Сколько стран в мире, национальностей. Конкурс рисунков «Донская земля – мой дом».
20 Человек, общество, дети. Дети – будущее страны. Права и обязанности детей. Конвенция о защите прав ребенка. Ролевые игры по книге «Конвенция о правах ребенка».
21 Человек и космос. Звездное небо над нами. Загадки инопланетных цивилизаций. Фильм о Ю. Гагарине.
22 Язык, речь человека. Как мы общаемся? Прозаические, стихотворные жанры. Речевые игры: «Рифма»; «Диалог».
23 Язык, речь человека. Азбука вежливости. Выразительные средства речи. Диалог, беседы, дискуссия. Ролевая игра «Интервью».
24 Я – человек. Наследственность, среда, воспитание. Интеллект человека, память, воображение. Игра «Кто самый внимательный».
Тест – анкета «Мой характер».
25 Мир человеческого общения. Все ли живые существа общаются? Что такое общение. Красота человеческих отношений. Пословицы и поговорки о человеческих качествах.
26 Нравственные категории. Добро и зло, милосердие и жестокость. Чтение стихов и рассказов по теме.
Анкетирование.
27 Нравственные категории. Правда и ложь. Чтение стихов и рассказов по теме, ролевые игры.
28 Мир человеческого общения. Привлекательность воспитанного человека. Проигрывание и анализ ситуаций поведения.
29 Общение в моей жизни. Мой характер, умею ли я общаться. Игра «Волшебный стульчик».
30 Общение в моей жизни Мой класс – мои друзья. Подари радость другому. Игра «День приятных сюрпризов».
31 Итоговое занятие. Понравилось ли вам заниматься? Почему? Что запомнилось? Воспроизведение прошлых сюжетных, ролевых игр.
Тестирование.
32 Итоговое занятие. Чему мы научились? Утренник «Планета вежливых ребят».
Ожидаемый результат.
Реализация курса в коррекционной школе-интернате позволит решить следующие задачи:
создать систему нравственного воспитания детей с особыми образовательными проблемами;
осуществлять мониторинг состояния нравственного развития в коррекционной школе интернатного типа;
выявлять, систематизировать и распространять эффективный воспитательный опыт;
обеспечить рост социального оптимизма воспитанников;
сформировать и развить коммуникативные умения, создать условия для активного продуктивного общения;
помочь воспитанникам в осознании себя, своих возможностей, личностных особенностей.
Основу содержания процесса нравственного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен составить его личностный опыт, в котором есть свои ценности, умения, способности, социальные навыки. Воспитатель, зная особенности личностного развития своих воспитанников, должен использовать их для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.
Изучая курс «Этическая грамматика» учащиеся смогут:
понять, что же такое нравственность и что собой представляют те ценности, правила и законы, которые формируют основу цивилизованного общества;
научатся культуре поведения и общения в различных жизненных ситуациях, выработают в себе такие нравственные качества, как честность, бескорыстие, ответственность, самоконтроль;
приобщатся к важнейшим этическим ценностям – любви, доброте, уважению, состраданию и вежливости.
В ходе изучения курса у ребят появится возможность осознать себя как личность и понять, что значит быть человеком. Содержание курса подтолкнет ребят к размышлениям о тех глобальных проблемах, которые всегда волновали людей: вопросы добра и зла, смысла жизни, смерти.
Воспитывать нравственные качества ребенка с проблемами в развитии непросто. На этом пути у взрослого могут возникать неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
ЛИТЕРАТУРА.
А.С.Макаренко. Пед. Сочинения М. Из-во АПИ.
С.Я.Рубинштейн. Психология умственно-отсталого школьника. М. Просвещение 1986г.
С.Я. Белкин. Нравственное воспитание учащихся вспомогательных школ. М. Просвещение. 1977г.
Г.И. Потоцкая. Работа воспитателя коррекционной школы. М. Просвещение 1988г.
И.И.Чернокозов. Этика молодого человека. Изд-во Ростов 1996г.
Б.П. Битинкас. Мой мир и я. Изд-во Международное образование 1990г.
Журнал «Воспитание школьников» 1996г №6, 1999г. №5, 2005г. №3.
Журнал «Дефектология» 1984г. №2, 1986г. №3, 1998г.№5, 2005г. №4.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П. Носковой – М.: Педагогика, 1989
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой, - М., Школа- Пресс, 1994.
Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., Школа- Пресс, 2007.
Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе (мастер- класс по проблемам воспитания); Г.Н. Сибирцова - Ростов-на-Дону: Феникс. 2007.