Статья Организация театрализованной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья как средство эстетического воспитания
Киселева С.И
Педагог - библиотекарь КГБОУ «Бийская общеобразовательная
школа – интернат №1»
Организация театрализованной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья как средство эстетического воспитания.
Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности. Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, которые проявляются в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни в вымышленной, в отсутствии чувства вины, в негативных эмоциях, страхах, замкнутости, агрессивности, гиперактивности. Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание. Р. И. Пашкова в статье “Коррекционное воздействие эстетического воспитания на формирование личности умственно отсталого школьника” пишет: «Эстетическое воспитание оказывает эффективное воздействие на эмоционально-волевую сферу личности ребенка-олигофрена. Чувства детей-олигофренов, как известно, недостаточно дифференцированны, примитивны, неразвиты. Умственно отсталый школьник напоминает младенца – малыша, у которого диапазон переживаний невелик. Либо он чем-то доволен и радуется, либо огорчен и плачет. Чувства его неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Высшие духовные чувства формируются у них с большим опозданием и огромными трудностями». Большое значение в эстетическом воспитании детей играет театрализованная деятельность. Она даёт возможность:
раскрыть индивидуальные способности ученика, в том числе эмоционально – образное восприятие мира;
развивать основные психические процессы (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, смелость публичного самовыражения);
развивать речевой аппарат, пластическую выразительность;
обогащать духовный мир;
воспитывать чувство ответственности перед коллективом.
Воспитание ребёнка через творчество в условиях библиотеки – уникальное средство, особенно если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Помочь ребёнку адаптироваться, научить его бороться со своими неудачами, развивать интеллектуально возможно, вовлекая его в активную творческую деятельность.
В нашей школе стало традицией каждый год в сентябре проводить театрализованный праздник «Посвящение в читатели», а в конце марта, на Неделе Детской Книги - «Книжкины именины». Ребята всегда с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении данных мероприятий. Относятся с ответственностью и пониманием необходимости и значимости предстоящей деятельности. Подготовка к мероприятию благотворно действует на детей. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, я напоминаю о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указываю на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства. Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. Наши читатели желают не только смотреть и слушать. Мы проводим спектакль – игру, в ходе которой зрители становятся активными участниками происходящего на сцене и с удовольствием выполняют задания героев. Даже, если ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Некоторым нашим детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е. выразить свое состояние с помощью мимики. Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети, увлекшись происходящим на сцене, начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови. Театрализованная деятельность, дающая простор воображению, наполняет жизнь ребенка особым смыслом, помогает вырабатывать определенное отношение к педагогам, коллективу, умение выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развивать межличностные отношения. Театрализованная деятельность дает шанс на успех каждому ребенку. Если успех устойчив, у ребенка высвобождаются скрытые возможности, несущие огромный заряд духовной энергии.
Воспитательное значение театрализованных праздников огромно, поэтому важно использовать его как сильное, но в тоже время не навязчивое педагогическое средство.
Педагогическое воздействие на личность детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому, что сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес; организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности; образность материала заставляет работать воображение. Благодаря этому за время пребывания в специальной коррекционной школе VIII вида ее воспитанники значительно продвигаются в своем эстетическом развитии, хотя, конечно, и не достигают того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. У детей формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное, а многие из них овладевают элементами художественного творчества. В процессе эстетического восприятия у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми.
Литература:
Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Проблемы эстетического воспитания умственно отсталых детей-сирот// Проблемы формирования личности учащейся молодёжи в условиях модернизации системы образования: Сб. науч. статей/ Отв. ред. И. В. Павлов, В. И. Павлов. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006.С.45-47.
Евтушенко Е.А. Театрализованная деятельность детей-сирот// Среднее профессиональное образование. 2010.№3.С23-25.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Издательство «Просвещение», 2004.
Локтева Е.В. Коррекционно-педагогическая работа с использованием театральных игр. М.: Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3,2007.
Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ, 2006.