Народное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья


Народное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Киселева Г.А.
воспитатель КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ»
«Воспитание, созданное самим народом
и основанное на народных началах
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях…».К.Д. Ушинский
Нравственное развитие подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики. Особенно значима данная проблематика для организации воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В силу различных причин эти дети наиболее уязвимы от воздействия негативных влияний, что требует целенаправленной работы по нравственному воспитанию данной категории школьников.
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет об обычных детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с ОВЗ.
На наш взгляд, положительный духовный опыт поколений, сконцентрированный в народном творчестве, как ничто другое способствует всестороннему развитию и воспитанию детей с ОВЗ. Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные пословицы, поговорки, сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.
Фольклор как форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
При знакомстве детей с произведениями народного творчества осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о человеческой красоте. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт нашел отражение в приметах, поговорках, пословицах, загадках, закличках, песенках, сказках, легендах. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (это было жизненно важно для них), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой… Использование примет на занятиях помогает развивать наблюдательность, умение сопоставить, анализировать, делать выводы. В работе с детьми мы используем лишь те приметы, правильность которых можно проверить, например, связанные с предсказаниями погоды на ближайшее время: - если вечером на небе много звезд – жди на следующий день мороза; - кошка скребет пол – жди метели; - утром нет росы на траве – жди дождя. Заклички и приговорки преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых. Приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
Происходящее в процессе освоения русского фольклора формирование у детей мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, поиск детьми ответов на вопросы, ведущие к чёткому пониманию духовно-нравственных аспектов и стимулирующие активную личностную позицию, способствуют выработке у ребят умений смотреть и видеть, слушать и слышать мир. Это особенно звучит актуально в аспекте нашей темы, так как дети с ОВЗ более наделены способностью сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы к добру, более эмоциональны, чем обычные дети. Импровизация народных напевов и драматизация фольклорных образов развивают у них способность к перевоплощению. При этом эстетические переживания детей, связанные с освоением русского фольклора, реализуются через осознание собственных выразительных движений и эмоций.
Важнейшим фактором развития детей становятся игровые ситуации, предлагаемые фольклорными произведениями. Проиллюстрируем это на фрагменте комплексного занятия «Весна красна».
Фрагмент комплексного занятия
Воспитатель: В старину русский народ сочинял потешки о весне вот такого содержания:
Придет матушка-весна
Белый снег сошел
А за ним апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май
Солнце в терем приглашай!
- Назовите, ребята, весенние месяцы. Молодцы! В народе раньше так называли месяцы весны: март-капельник; апрель-водолей, березень; май-травень, цветень. Подумайте, почему так называли эти месяцы.
(Ответы детей).
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все живое население лесов, полей, рек, озер, лугов тянется к теплу, солнцу и ждет от весны радости и милости.
Весна, весна красная!
Приди, весна ясная!
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождем обильным
Принеси урожай в наш счастливый край!
- В весенние дни у всех много забот и хлопот. Птицы вьют гнезда и высиживают птенцов, у зверей рождается потомство. А у людей начинается горячая пора: надо вспахать землю, засеять зерном, засадить огороды. Что в нашей местности сажают на огородах?
(Ответы детей)
- Молодцы! И все это надо сделать вовремя! Недаром гласит народная мудрость: весенний день – год кормит.
- По тому какая бывает весна, люди судят о предстоящем урожае. Обратите внимание на плакаты, где написаны народные приметы. Я буду читать начало, а вы продолжите:
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Апрель с водой – май с травой.
Рано затает – долго не растает.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
- По старинному русскому обычаю весну зазывали «жаворонками» - булочками с носиком, с изюминками на месте глаз. Их пекли утром 21 марта. (воспитатель угощает детей «жаворонками»). В этот день на волю выпускали певчих птиц.
- А теперь я вам предлагаю стать в кружок и мы все вместе позовем весну по старому русскому обычаю.
Жавороночек на проталинке распевает,
Он зовет весну красную, вызывает.
Не летать снегам в чистом поле – растопились,
Буйной реченькой в сине море укатились.
- Вот мы с вами и позвали весну. Я думаю, она нас услышала и скоро придет и согреет теплом всю землю.
В заключении отметим, что фольклор культивирует главные  ценности – ценность жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор является действенным фактором коррекции психического, физического и духовно-нравственного здоровья детей с ОВЗ.