Доклад Особенности нравственного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Методическое объединение воспитателей
выступление на тему:
"Особенности нравственного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Подготовила: Шеронова Л.Пвоспитатель средней группы
Б.Круты 2015 уч.год
Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, стойкость, мужество, честность, благородство и т.д.
Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе, верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, обернется большой бедой в будущем.
Отмечается рост числа детей детей-инвалидов во всех регионах Российской Федерации. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
И всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с нарушением интеллекта, как на личность, которая неизбежно попадёт в среду общества. Несмотря на то, что эти дети особенные, они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.
Часто у детей такой категории наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима. Поэтому систематичность и последовательность в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.
Основная задача школы – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.
Как же вызвать стремление к духовному развитию, стремление к истине, добру и красоте? Из каких источников можно черпать материал для выстраивания продуктивных отношений со своими воспитанниками?
Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
Перед воспитателем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих воспитанников нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого воспитанника в практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.
Одним из средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Говоря о морали, я подразумеваю поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.
Слово педагога- воспитателя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой.
Формы и методы воспитания могут быть различны:
1 Тематические беседы по нравственной тематике.
2 Дискуссии по нравственной тематике.
3 Практикумы, игры по этикету.
4 Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
5 Шефская работа малышам, ветеранам труда, нуждающимся людям.
6 Посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест..7 Конкурсы.
8 Родительские собрания.
Важно работать как со всей группой, так и с отдельными воспитанниками. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией педагога является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей. Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением, социального педагога, психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.
Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
Статистика
Нецензурная лексика – обычное явление российской повседневности. Судя по данным опроса, большинство наших сограждан – 72% – «часто» слышат ее на улицах, в транспорте, других общественных местах; 24% слышат, но «редко», и лишь 2% «никогда», по их словам, не сталкивались в публичных местах с нецензурной бранью.
Говоря о себе, большинство респондентов признали, что время от времени им случается нецензурно выражаться (впрочем, 55% говорят, что такое случается «редко»; 13% не скрывают, что выражаются «часто», а 30% «никогда», по их словам, не используют нецензурных слов в своей речи. По мнению каждого второго участника опроса (52%), сегодня – по сравнению с советским периодом – нецензурные выражения в общественных местах стали звучать чаще, и лишь 11% отмечают обратную тенденцию. Каждый четвертый (24%) полагает, что за прошедшие десятилетия никаких принципиальных перемен в благопристойности «общественного словесного дискурса» не произошло. В целом, по мнению 57% опрошенных, нецензурные выражения чаще звучат в речи молодых людей. Это наблюдение находит лишь частичное подтверждение в данных самоотчета респондентов: существенные статистические различия наблюдаются лишь между ответами людей пожилого возраста (55 лет и старше) и всех остальных, то есть представителей «молодой» (18–35 лет) и «зрелой» (36–54 года) возрастных групп. В частности, «никогда», по их словам, не бранятся нецензурно 47% пожилых граждан и лишь 22–24% респондентов более молодого возраста.
По мнению 38% опрошенных, речь молодых и пожилых с точки зрения степени присутствия в ней нецензурных слов ничем принципиально не различается (это мнение особенно дружно поддерживают те, кто сами часто прибегают к нецензурным выражениям, – 52% в этой группе), а 3% считают, что нецензурные выражения чаще присутствуют в лексике людей старшего возраста. Другая форма представления нецензурной лексики в российской повседневности – это непристойные надписи на стенах зданий и заборах. 44% респондентов сказали, что они видят их «часто», 36% – «редко» и лишь 13% – «никогда».
Впрочем, по наблюдениям каждого третьего респондента (33%), за последние два-три года нецензурные надписи стали более редким явлением (несколько чаще других об этом говорят жители Москвы и других мегаполисов – по 38% в каждом случае). Рассуждая (в форме ответа на открытый вопрос) о том, почему это произошло, одни респонденты обращали внимание на перемены в сознании и поведении своих соотечественников, другие – на изменения в общественной ситуации.
Нецензурная брань в детской речи.
Очень часто причиной проблемы является отсутствие внимания со стороны самих родителей. А ребенок, произнеся запретные выражения, тут же становится центром внимания. И даже если ребенка настигнет кара, все равно ему подсознательно становится комфортней, ведь родители рядом. Усугубляет проблему и отсутствие в семье отца, либо главенствующая роль матери. Архетипично главенствующее положение отца, добытчика и главы семейства, а если это положение вещей нарушено, то ребенок не получает полноценного развития, замыкается в собственном мирке, или начинает подражать людям (сверстникам и взрослым), перенимая не всегда хорошие качества.
Если проблему не решить на корню сразу, это может осложниться в будущем. Матные выражения довольно быстро становятся словами-паразитами. А ведь у ребенка и словарный запас невелик, и матные слова становятся прекрасным средством передачи мыслей и эмоций.
Какие иные причины использования мата у детей? Все зависит от возраста. От двух, до пяти лет – это простое подражание окружающим. Ограничьте ваши выражения при ребенке, и проблема может исчезнуть. От пяти, до семи – это часто бунт, против общепринятого. Ребенок говорит такие слова уже осознанно, прекрасно понимая их негативный смысл. С восьми, до двенадцати-тринадцати, ситуация вновь меняется. Ребенок понимает, где можно использовать маты, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше. После двенадцати-четырнадцати, нецензурные выражения исчерпывают себя, употребляясь в анекдотах и для выражения эмоций (если уже не стали словами-паразитами).
Советы родителям.
Что же делать, если Ваш ребенок стал употреблять матные слова, или вы боитесь, что бы дети ни стали их использовать? Для начала просто оградите его от источников нецензурных выражений. Если вы в первый раз услышали матное слово, не проявляйте никаких реакций. Проследите за ребенком. Если он понимает смысл сказанного, он среагирует сам. Не увидев реакцию, попробует вновь ее вызвать. Если опять ничего не произойдет, слово перейдет в категорию обычных и скоро исчезнет. Если ребенок не понял значения сказанного матного слово, то следует, что он просто где-то услышал его и непроизвольно воспроизвел. Такое слово скоро само исчезнет из его лексикона. Если ребенок просит вас объяснить значение матного слова, спокойно растолкуйте ему, что слово плохое, ругательное, и использовать его нельзя. При произнесении слова при людях, не налетайте на ребенка, лучше переведите все в шутку и только потом, наедине, поговорите с ним. Если ребенок выражается нецензурно при негативных эмоциях, поговорите с ним, растолкуйте как правильно себя вести в гневе, или раздражении. Если ребенок не понимает объяснений, ничего не помогает, то лучше обратитесь к детскому психологу.
А напоследок о неправильных подходах. Нельзя запрещать без объяснения, ведь запретный плод сладок. Нельзя самим употреблять маты – будьте последовательны. И ни в коем случае не отчитывайте ребенка при посторонних, это может стать причиной психологической травмы.
Ответственность за нецензурную брань.
Для любителей «острого словца» в присутствии публики, а в юридической терминологии – «нецензурной брани в общественных местах» КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Так борются с этим явлением сейчас, но есть и исторические примеры ответственности за нецензурную брань.
1. Во время царствования Михаила и Алексея, в XVII веке, за ругань и сквернословие били кнутом и секли розгами на месте.
2. Из труппы британского детского театра был уволен актёр, который нехорошо выругался во время репетиции. Администрация решила не рисковать. Кстати, актер играл роль попугая и ругался, будучи в образе.
3. Автолюбители в Германии чаще всего платят штрафы вовсе не за нарушение правил дорожного движения. А за пререкания и ругательства в адрес полицейских, это статистика.
4. Ужасная правда про большой теннис. Несмотря на то, что теннис называют «спортом джентльменов», там ругаются все. На Уимблдоне пришлось даже создать негласный штаб по борьбе с руганью. Виновные платят большие штрафы.
5. В 1883 году в США судом рассматривался вопрос: допустима ли в частном телефонном разговоре грубая речь и брань. Конечно, ругаться, запретили на том основании, что телефонные линии обслуживаются достойными женщинами.