Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Пояснительная записка
1.Определение термина «гражданско-патриотическое» воспитание».
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у обучающихся патриотического сознания, знаний об истории своей Родины, верности своему Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей и гражданского долга по защите интересов Российской Федерации. Патриотическое воспитание направлено содействовать формированию активной гражданской позиции обучающихся, культуры политического участия, развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины.
2.Идеи Программы:
К.Д.Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны, нравственно развитую личность.
1.Формирование гражданских и патриотических чувств
2.Формирование желания принимать активное участие в гражданско-патриотической деятельности
3.Формирование потребности знать историю своей страны и своего народа
4.Повышение правовой культуры и электоральной активности обучающихся.
5.Формирование навыков и умений участия в политической жизни ,не теряя при этом чувства собственной индивидуальности;
6.Воспитание коммуникативных умений, способствующих развитию умений работать в группе , вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, определять степень своего участия, принимать решения;
8.Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
3.Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
Сегодня, на рубеже веков, на том изломе, на котором оказалась наша страна, всем нам живется непросто.
К сожалению, настало время, когда размытыми оказались истинные человеческие ценности: честь, совесть, порядочность, достоинство. В годы «смутного времени» зачастую трудно разобраться в тех тектонических процессах, которые вздыбили наше общество, привели его в движение, которое должно привести нашу страну к ее великому будущему. Трудно нам, взрослым. А каково же нашим детям?
Наша задача – донести до них главное: без самопробуждения, отказа от привычки ждать и надеяться на кого-то, но не на себя, не только вся страна, но и каждый из нас будет лишен будущего. Именно пробуждение гражданского самосознания, воспитание гражданской позиции в каждом сегодняшнем обучающемся является одной из основных задач современного педагога.
Избитая фраза – дети наше будущее, но она справедлива. Какими мы воспитаем наших детей, такими они войдут во взрослую жизнь. В соответствии со своими представлениями о добре и зле, о справедливости и законе, о семье и экологии, о государственном устройстве и роли человека в обществе, умением отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения оппонента, знание и соблюдение законов своей страны, и если эти законы плохи, не боялись их изменить. Именно они будут строить свое будущее, будущее нашей родины, т.е.в процессе социализации личности им предстоит освоить такое понятие как «гражданин». Что скрывается за сухостью формулировок? Гражданин- лицо, пользующееся защитой государства и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
А все ли из нас знакомы со своими правами? Выполняем ли мы свои гражданские обязанности?
Многие наши соотечественники вообще раньше не задумывались о своих правах, принимали жизнь такой, какой она была. Но весь цивилизованный мир давно живет иначе. За свои права люди борются, не позволяя себя ни испугать, ни подкупить.
А для этого необходимо понять очень простую и в тоже время сложную вещь: твоя жизнь у тебя одна и твое счастье в ней напрямую зависит от счастья твоих близких, твоих соотечественников. Если каждый из нас будет счастлив – будет счастлива вся страна. Нужно только объединиться гражданам против всего дурного в собственной стране.
Политика, право, мораль, экономика, экология, межнациональные отношения, семья, армия, культура, здоровье-это все наша жизнь. Данная программа имеет практическую направленность каждой темы.
Изучение политики помогает ребятам разобраться в разнообразии политических течений и партий, в сложных процессах участия гражданина в организации власти, помогает делать выбор и быть за него в ответе.
В нашей стране такие понятия, как национальное самосознание, национальная гордость и патриотизм не являются пустым звуком. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Без элементарных знаний об этносе, о нации невозможно жить в многонациональной стране.
Демонстрация роли семьи в поддержании духовного и материального благополучия общества психологически подготавливает школьников к семейной жизни.
Социально-психологические корни наркомании, пьянства, курения, таких болезней как СПИД , дикого и цивилизованного отношения к этим явлениям, способы их предупреждения также рассматриваются в программе.
Необходимость возвращения к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей диктуется реалиями современного мира- мира, шагнувшего в третье тысячелетие, обязанного освободиться от пороков века прошлого.
Законодательная база гражданско-патриотического воспитания
-Конституция РФ,ст.28,ст.29(о свободе совести и о свободе информации)
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ »
-Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.3,п.1,ст.,п.4)
-Национальная доктрина образования
-Федеральный закон «Об образовании РФ»
-Международная конвенция о правах ребенка.
Характеристика программы:
Программой предусматривается два вида занятий - это видеолекторий (1) (беседа педагога с обучающимися, встреча с интересными людьми на базе техникума, использование фрагментов учебных, исторических, документальных фильмов, использование мультимедийных средств и другие наглядные материалы) и внетехникумовские практические занятия (2) (общегородские праздники и мероприятия, связанные с тематикой программы, парламентские уроки, посещение музеев города, кинолектории на базе ОГАУК «Ленинский мемориал», ОГАУК «Ульяновсккинофод», информационного центра по атомной энергетики).Цель программы:
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через повышение уровня активности и самостоятельности посредством организации тематических видеолекториев и внетехникумовских практических занятий, приобретение практического опыта, который увеличит чувство компетенции и предрасположенности к общественной деятельности;
Задачи курса:
• развитие гражданского самосознания учащихся, политического мышления и культуры;
• формирование активной гражданской позиции;
• развитие познавательного интереса через активные технологии обучения;
• формирование чувства патриотизма;
•формирование представлений о различных моделях конституционного устройства и причинах , по которым та или иная модель выбирается конкретной страной;
• развитие интеллектуальных умений посредством решения комбинированных заданий, предполагающих выполнение таких операций , как анализ, систематизация, обобщение, развитие творческого отношения к прочитанному, применение ранее полученных знаний для изучения нового материала;
• формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания;
• формирование навыков и умений участия в политической жизни ,не теряя при этом чувства собственной индивидуальности;
• воспитание коммуникативных умений, способствующих развитию умений работать в группе , вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения,определять степень своего участия, принимать решения;
• воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате обучения ученик должен:
- определять и объяснять понятия;
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
- анализировать исторические и общественные явления, процессы, факты;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
- определять степень своего участия, соотнося его с личными , групповыми , общественными и государственными интересами;
- использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности и повседневной жизни;
- объяснять значение участия граждан в политической жизни страны ; - осуществлять перенос знаний (межпредметные , внутрипредметные связи), определять круг необходимых знаний для решения проблемы( что я уже знаю, что мне необходимо узнать );
- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
- активно участвовать в групповых формах работы;
- определять и отстаивать аргументировано свою точку зрения, проводить оценочные суждения;
-осуществлять самооценку и самоконтроль.