программа по гражданско-патриотическому воспитанию Маленький россиянин


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №10, Г.БЕЛОГОРСК»
676859 Амурская область, 8-(41641)-5-40-32
Г. Белогорск,
Ул. Никольское шоссе 65-а

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ «СОШ № 10
г. Белогорск»
_____________ Пахоменко Е.Б.

Программа «Маленький россиянин»
(программа гражданско – патриотического воспитания)
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 9-10 лет

Разработчик:
Голикова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов



г.Белогорск
2015
Актуальность.
Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на  2006-2010год» отмечается, что «решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа».
Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именно этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Пояснительная записка
Данная программа дает возможность шире познакомить школьников с родным краем, глубже понять особенности его истории и культуры, приобщить к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.
Любовь к своему городу, понимание неповторимости и богатства культурных традиций города играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего края, города. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, край. Дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, местом, в котором живешь, в том числе и символами, которые являются частью культуры и истории города.
Патриотизм, применительно к учащимся младших классов, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В основе разработки настоящей программы лежат Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011­2015 годы», Конвенция ООН о правах ребенка, Устав школы.
Цель программы:
1. Создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
2. Формирование гражданской и правовой направленности развития личности.
3. Воспитание  у  подрастающего поколения активной жизненной позиции.
Задачи:
- формирование у детей системы знаний о своей малой Родине, о символике своего города, о жизни своего народа, историческом наследии, определенных навыков и умений отразить накопленные знания в проектах, игре, художественной и трудовой деятельности, принимать участие в общественно направленном труде.
- развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, школе;
- воспитание интереса к окружающему миру, природе родного края, культурному наследию своих предков.

воспитательные технологии:
коллективное творческое дело;
личностно – ориентированного воспитания;
технология моделирования;
проектная технология;
игровые и коммуникативные технологии
Необходимые ресурсы.
Классный руководитель;
Руководители клубов, кружков, программ воспитания и дополнительного образования;
Средства массовой информации, школьная газета «Десяточка»
Урочная деятельность.
Управление реализацией программы.
Заместитель директора по воспитательной работе,
классный руководитель,
руководитель школьного музея,
библиотекарь.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа.
Возраст обучающихся 9 -10 лет.
Тематический план
№ п/пНазвание темы Количество часов
1 Город, в котором мы живем. 2 часа
2 Символика города 2часа
3 Путешествие по улицам города. 11часов
4 Ими гордится город. 7часов
4 Наша школа. 7 часов
5 Я и моя семья. 5часов
всего 34часа

Календарно - тематическое планирование
№п/п Дата Содержание Количество
часов
1. Город, в котором мы живем. Как все начиналось… История образования города. Первые переселенцы. 1
2. Микрорайоны города. 1
3. Символика города. Гимн, герб. 1
4. Рисуем герб города, разучивание гимна города. 1
5. Путешествие по улицам города.
История в названиях улиц. 1
6-7. Заочное путешествие по улицам города. 2
8. Экскурсия к памятникам города. 1
9-10. Промышленность города. 2
11. Экскурсия на предприятие города. 1
12. Локомотивное депо. Экскурсия в музей депо. 1
13. Город в стихах белогорских поэтов. 1
14-15. Проет «Город в будущем» 2
16. Ими гордится город.
Летчик – космонавт М.Тюрин. Экскурсия в музей школы. 1
17. Ветераны ВОВ нашего города. 1
18. Экскурсия в городской музей. 1
19. Встреча с ветераном. (Пригласить в школу или посетить дома) 1
20 Встреча с Почетными людьми города. 1
21. Проект «Ими гордится город» 1
22. Наша школа.
История школы. Экскурсия в школьный музей. 1
23. Выпускники нашей школы.
Ветераны-выпускники нашей школы. (Выпуск газеты. Посещение ветерана на дому и оказание помощи.) 1
24. Выпускники нашей школы.
Учителя – выпускники нашей школы. 1
25. Презентация «Учителя – выпускники нашей школы». 1
26. Выпускники нашей школы.
Родители – выпускники нашей школы. 1
27. Презентация «Родители – выпускники нашей школы». 1
28. Проект «Выпускники нашей школы» 1
29-30. Моя семья.
Проект «Моя родословная». 2
31-32. Проект « Моя семья». 2
33. Конкурс рисунков «Моя семья». 1
34. Внеклассное мероприятие: «Я - гражданин России». 1

Программа реализуется через:
Систему занятий;
Проведение бесед, викторин, праздников, конкурсов, заочных путешествий.
Проведение акций, встреч с ветеранами ВОВ.
Посещение музеев, выставок, памятных мест.
Ожидаемый результат:
осознание ответственности за судьбу города, школы; формирование гордости за деяния предыдущих поколений;
формирование положительного общественного мнения о городе, школе, семье в окружающем социуме;
способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции;
развитие творческих способностей;
По окончании обучения учащиеся
Должны знать:
историю города, своей школы.
символику города;
родословную своей семьи;
достижения жителей города и выпускников своей школы в спорте, культуре, науке;
Должны уметь:
применять полученные знания в жизни;
работать с дополнительной литературой;
формировать свою собственную позицию.
Формы представления результата:
Проекты: «Город в будущем», «Моя родословная», «Ими гордится город», «Выпускники нашей школы», конкурс рисунков «Моя семья», внеклассное мероприятие «Я – гражданин России».
Литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011­2015 годы»/ Постановление правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795
«Белый город над Томью-рекой Белогорск». Социальное развитие 2001-20006.-Благовещенск. Приамурье, 2006.
Голубев В. «Топонимика города Белогорска и Белогорского района» Изд.ООО «Пои-м»2010Гг.
Еремеева Г.Е.Хрестоматия по географии Амурской области.Хабаровск.1986г.
Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в школе./ Т.А. Максимцева, - 2-е изд., дополненное - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007
Салык Н.А. Примерная программа патриотического воспитания учащихся.
Электронный ресурс: tiuu.ru/content/pages/201.htm