Конспект урока по русскому языку по теме Имя числительное (закрепление) ( 4 класс)


КОНСПЕКТ
УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
4 КЛАСС
ТЕМА:
«Имя числительное (закрепление)».






ТЕМА: Имя числительное ( закрепление).
ЦЕЛИ:
Систематизировать представления о числительном, как части речи, обобщить знания о простых и сложных, порядковых и количественных числительных, их правописании;
Развивать умения работать в группе, уважительному отношению друг к другу;
создать условия для развития коммуникативных навыков, умения высказывать и доказывать свои суждения.

ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Приветствие, пожелание успеха в работе.
Мотивационный этап ( мозговой штурм)
На доске написаны слова:
Утро, урок, двадцать четыре, март
- Посмотрите внимательно на доску и исключите лишнее слово . Приведите примеры подобных сочетаний. Объясните свой выбор. К какой части речи относятся эти слова?
Что вы знаете о числительном, обсудите в паре, расскажите в группе.

Мозговая атака( групповая работа).

- Обсудите в группах, что вы знаете об имени числительном и схематично обобщите изученный материал об этой части речи.

- Нам надо ещё что-то знать о числительном для использования их в речи? Как вы думаете, чему будет посвящён данный урок? Сформулируйте цель урока.
-Сегодня мы будем работать в центрах активности. Их у нас 4.
Центр «Русского языка».
Центр «Математики».
Центр «Открытий».
Центр «ИЗО»
В каждом центре есть консультант- ваш и мой помощник. Он будет руководить и контролировать вашу работу. У вас у каждого маршрутный лист. Оказавшись в центре, вы выполните определённый вид работы, далее с помощью ключа вы сами проверите свою работу и оцените её.( критерии оценок). В каждом центре время работы ограничено 5-7 минут.






Операционный этап.


ЦЕНТР «Русского языка»
1. Где число, а где предмет? Выпиши имена числительные:
Два, двойка, пара, десять, пятак, пять, семерка, четыре,
трёшка, сто, третий, семь, восьмой, девятка.
2.В предложениях найди числительные. Укажи, это количественное или порядковое числительное?
Мы подарили маме семь алых роз. На втором уроке будет контрольная работа. Одиннадцатого сентября у моей сестры день рождения. В кружок записалось одиннадцать человек.

Проверь себя по ключу. Оцени.
Ключ.
1.Два, десять, пять, четыре, сто, третий, семь, восьмой.
2. Мы подарили маме семь(колич.) алых роз. На втором(поряд.) уроке будет контрольная работа. Одиннадцатого (поряд.) сентября у моей сестры день рождения. В кружок записалось одиннадцать (колич.) человек.


ЦЕНТР «Математики».
В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью. Проверь себя по ключу. Оцени.
Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена?
Ответ: в ___________________ часов ________________ минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________
центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?
Ответ: ____________________ центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое
расстояние она проехала за 2 ___________ часа?
Ответ: ____________________ километров.

Ключ.
Большая перемена кончилась в 10 десять часов 30 тридцать
минут, а продолжалась она 20 двадцать минут.
Ответ: в десять часов десять минут.
2. В первый день машина увезла с поля 400 четыреста
центнеров картофеля. Это на 100 сто центнеров меньше, чем во 2 –ой второй день.
Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 два дня?
Ответ: девятьсот центнеров.
*3. Машина ехала со скоростью 60 шестьдесят км/ч. Какое
расстояние она проехала за 2 два часа?
Ответ: сто двадцать километров.


ЦЕНТР «Открытий».
Внимательно прочитай, найди соответствия, соединив правый и левый столбик. Ответы прописью запиши в маршрутный лист. Проверь себя по ключу. Оцени.
Город Волжский родился
________________________
июня __________________
________________________
________________________
года.


Он расположен на берегу реки Ахтуба в __________
Километрах от Волгограда.



Это крупный промышленный центр Нижнего Поволжья с населением в ____________
_________________________
тысяч человек.

В этом году городу исполнится _____________
_________________ года.











22



314



20



1954


62 Ключ.

Город Волжский родился двадцать второго июня тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года. Он расположен на берегу реки Ахтуба в двадцати километрах от Волгограда. Это крупный промышленный центр Нижнего Поволжья с населением в триста четырнадцать тысяч человек. В этом году городу исполнится шестьдесят два года.

ЦЕНТР «ИЗО».
Посчитай примеры и раскрась подарочную упаковку так:
Красным цветом – если в ответе – простые числительные.
Синим цветом – если ответ – сложные числительные.



ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.
ТЕСТ( слайды).
В каком предложении из произведений С.Я. Маршака употреблено порядковое числительное?
А) « Да послышался вдали выстрел из двустволки.»
Б) «Распустился ландыш в мае, в самый первый день».
В) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

2.Цифрами записаны количественные числительные. Выберите вариант, в котором все числительные простые.
А) 19,15,102
Б) 8, 1000, 100, 1
В) 19999, 300, 4 , 17

3.Выберите вариант, в котором допущена ошибка.
А) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот
Б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот
В) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

4. В каком варианте указано числительное?
А) тройка
Б) утроить
В) три

5. Выбери верное утверждение:

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.
Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов , а также порядок предметов при счёте.
В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов , а также порядок предметов при счёте.


Ключ.
Б)
Б)
А)
В)
Б)
Итог.
Составление карты класса.
– В каком центре работать было сложнее? Почему?
Д/З по выбору.













Маршрутный лист.

ЦЕНТР «Русского языка»
1. Где число, а где предмет? Выпиши имена числительные:
Два, двойка, пара, десять, пятак, пять, семерка, четыре,
трёшка, сто, третий, семь, восьмой, девятка.

________________________________________________________________________________________________________________________________

2.В предложениях найди числительные. Укажи, это количественное или порядковое числительное?
Мы подарили маме семь алых роз. На втором уроке будет контрольная работа. Одиннадцатого сентября у моей сестры день рождения. В кружок записалось одиннадцать человек.

Проверь себя по ключу. Оцени.






ЦЕНТР «Математики».
В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью. Проверь себя по ключу. Оцени.

Большая перемена кончилась в 10__________________ часов 30____________________ минут, а продолжалась она 20_________________ минут. Когда началась большая перемена?
Ответ: в ___________________ часов ________________ минут.

2. В первый день машина увезла с поля 400__________________
центнеров картофеля. Это на 100 ________________ центнеров меньше, чем во 2 –ой___________ день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 _______ дня?
Ответ: ____________________ центнеров.

*3. Машина ехала со скоростью 60 _____________ км/ч. Какое
расстояние она проехала за 2 ___________ часа?
Ответ: ____________________ километров.



ЦЕНТР «Открытий».
Внимательно прочитай, найди соответствия, соединив правый и левый столбик. Ответы прописью запиши в маршрутный лист. Проверь себя по ключу. Оцени.
Город Волжский родился
________________________
июня __________________
________________________
________________________
года.


Он расположен на берегу реки Ахтуба в ________________________

километрах от Волгограда.



Это крупный промышленный центр Нижнего Поволжья с населением в ____________
_________________________
тысяч человек.

В этом году городу исполнится _____________
_________________ года.

















22



314



20



1954


62










ЦЕНТР «ИЗО».
Посчитай примеры и раскрась подарочную упаковку так:
Красным цветом – если в ответе – простые числительные.
Синим цветом – если ответ – сложные числительные.












Итоговый тест.

1._______
2._______
3._______
4._______
5._______







Итоговая оценка за урок.








ЦЕНТР «Русского языка»
Ключ.
1.Два, десять, пять, четыре, сто, третий, семь, восьмой.
2. Мы подарили маме семь(колич.) алых роз. На втором(поряд.) уроке будет контрольная работа. Одиннадцатого (поряд.) сентября у моей сестры день рождения. В кружок записалось одиннадцать (колич.) человек.


ЦЕНТР «Математики».
Ключ.
1.Большая перемена кончилась в 10 десять часов 30 тридцать
минут, а продолжалась она 20 двадцать минут.
Ответ: в десять часов десять минут.
2. В первый день машина увезла с поля 400 четыреста
центнеров картофеля. Это на 100 сто центнеров меньше, чем во 2 –ой второй день.
Сколько центнеров картофеля увезла машина за 2 два дня?
Ответ: девятьсот центнеров.
*3. Машина ехала со скоростью 60 шестьдесят км/ч. Какое
расстояние она проехала за 2 два часа?
Ответ: сто двадцать километров.


ЦЕНТР «Открытий».
Ключ.
Город Волжский родился двадцать второго июня тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года. Он расположен на берегу реки Ахтуба в двадцати километрах от Волгограда. Это крупный промышленный центр Нижнего Поволжья с населением в триста четырнадцать тысяч человек. В этом году городу исполнится шестьдесят два года.

ЦЕНТР «ИЗО».
Ключ.















15